Большие планы на детство
Акции «Детского мира» вызвали интерес у инвесторов в ходе SPO. Наиболее привлекательно для них выглядит дивидендная политика компании и ее нацеленность на повышение эффективности бизнеса
На днях 23,7% акций компании «Детский мир», владеющей сетью розничных магазинов детских товаров, были проданы в ходе SPO. Большая часть акций (три четверти выставляемого пакета) была куплена иностранными инвесторами, из Великобритании и США, и лишь четверть пакета досталась российским инвесторам. Продавцами акций выступили совладельцы «Детского мира» АФК «Система», которая владеет 52% акций, и Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), владеющий 14% акций (еще два процента у менеджмента компании; оставшиеся 32% находятся в свободном обращении). «Система» продала 18,6% акций «Детского мира», РКИФ — 5% (после сделки у «Системы» остается 33,4%, у РКИФ — 9%).
Стоимость одной акции в результате продаж составила 91 рубль, а акционеры выручили 16 млрд рублей. Для сравнения: «Детский мир» вышел на IPO в феврале 2017 года при цене размещения 85 рублей за акцию. Аналитики ГК «Финам» поясняют, что нынешняя сделка прошла с дисконтом к рыночной цене, так как новость о SPO оказала давление на котировки акций ритейлера в негативную сторону. Однако эксперты ожидают восстановления котировок и роста доходности. «Наша целевая цена по итогам текущего года — 109 рублей за акцию. Это предполагает доходность 16 процентов, полная доходность с учетом дивидендов может составить 26 процентов», — говорит Наталья Малых, аналитик ГК «Финам». Акции продали по цене ниже ожидаемой, притом что некоторое время назад бумаги стоили дороже, то есть сейчас продавать их было не так выгодно. Эксперты полагают, что «Системе» понадобились деньги именно сейчас, поэтому АФК не стала ждать лучшего момента для продажи. Полученные от SPO средства, предполагают аналитики, останутся в распоряжении АФК «Система» и РКИФ и, в частности, могут пойти на погашение долговых обязательств «Системы», а также, возможно, на повышение ликвидности сети «Детский мир».
Хорошие дивиденды
Сделка была ожидаемой для рынка. Так, еще в прошлом году стало известно, что АФК «Система» Владимира Евтушенкова, владеющая «Детским миром», ищет покупателей на свой пакет акций. Одним из претендентов на них называлась группа «Сафмар» Михаила Гуцериева, однако сделка так и не состоялась. Известно также, что в прошлом году контрольный пакет «Детского мира» вышел из залога по кредиту Газпромбанка и РФПИ (дело связано со спором между «Системой» и «Роснефтью» за дивиденды «Башнефти»). АФК «Система» досрочно погасила долг перед этими компаниями, взяв для этого кредит у банка «Открытие» на 15 млрд рублей, что позволило компании вывести из залога акции «Детского мира».
Интерес инвесторов к компании объясним. ГК «Детский мир» — крупнейший игрок российской детской розницы: по собственным оценкам компании, за 2018 год ее доля на отечественном рынке составила 59% общего объема продаж в специализированных магазинах, или 23% общего объема рынка детских товаров. По данным ГК «Финам», консолидированная выручка компании за 2018 год достигла 110,9 млрд рублей, что на 14,3% выше результата 2017 года, чистая прибыль — 6,6 млрд рублей. Выручка за 2019 год (прогноз) составит 127,4 млрд рублей (прирост на 14,8%), чистая прибыль — 7,2 млрд (плюс 10%).
«Фундаментально компания выглядит сильно, регулярно платит дивиденды выше рынка и обладает четкой стратегией развития. При этом маловероятно, что среди инвесторов, которые приобрели акции на SPO, есть стратегические», — считает аналитик Максим Ремизов.
ГК «Де т с к ий мир» — одна из немногих компаний на розничном рынке, регулярно выплачивающих дивиденды, причем одни из самых высоких. По данным аналитиков «Финама», по итогам девяти месяцев этого года ритейлер выплатил 5,06 рубля дивидендов на одну акцию, что соответствует доходности 5,1%. Совокупный годовой платеж за 2019 год, по оценкам компании, составит 10,2 рубля на акцию (плюс 15% по сравнению с 2018 годом) с доходностью 10,3%. Для сравнения: в 2017 году совокупный годовой платеж составил 6,9 рубля за бумагу, а это 7% годовых.
Компания планирует и дальше сохранить политику высоких дивидендов. Такой подход в предыдущие годы был обусловлен тем, что ключевому акционеру, АФК «Система», была нужна ликвидность, однако в ритейле в целом наблюдается в последние годы тенденция к повышению размера выплат.
Новые бизнесы: маркетплейс плюс товары для животных
Впрочем, стратегия компании «Детский мир», нацеленная на увеличение объемов продаж, выход в новые рыночные ниши и повышение эффективности продаж, тоже нуждается в денежном подкреплении. Ключевой пункт развития — расширение сети магазинов в России, а также за ее пределами — в Казахстане, а с недавних пор и в Белоруссии, усиление канала онлайн-продаж. «Детский мир» сейчас насчитывает 780 магазинов, в 2019–2022 годах компания планирует открыть как минимум 300 новых торговых точек. В основном новые магазины открываются на условиях аренды площадей с относительно низкими капитальными вложениями в расчете на одну точку: «Офлайн-магазины нужны нашим покупателям. Онлайн-продажи стартовали в 2011 году, сейчас на их долю приходится 14,3 процента общего объема выручки, но при этом более 80 процентов заказов онлайн покупатели все равно забирают из офлайн-магазина и заодно могут купить и другие товары», — говорит «Эксперту» Надежда Киселева, начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям «Детского мира». При этом онлайн-продажи «Детский мир» тоже планирует наращивать — их долю предполагается довести до 30%, в том числе за счет расширения услуги самовывоза заказов. Уже сегодня заказ при наличии товара в магазине может быть выдан на кассе покупателю в течение 60 минут с момента его оформления в интернет-магазине, и в этом большое преимущество сети.
Помимо этого «Детский мир» в 2019 году вышел в смежные сегменты ритейла, запустив, в частности, восемь магазинов с товарами для животных под брендом «Зоозавр»: «Это пока пилотный проект, но мы довольны результатами и в следующем году хотим развивать это направление. Наши продажи товаров для животных работают в синергии с “Детским миром”, то есть зоотовары покупают те же люди, которые покупают игрушки в “Детском мире”. Кроме того, на рынке товаров для животных нет лидера, и мы хотели бы это место занять. Сейчас мы работаем над бизнес-моделью», — говорит Надежда Киселева. Рынок товаров для животных — один из быстрорастущих. По данным Euromonitor, его объем по итогам 2018 года составил 177,4 млрд рублей, это на 13,9% больше показателя 2017-го. Рост в натуральных показателях составил 10%. Сегодня рынок товаров для животных занимает 5,5% рынка продовольственных товаров.
В ноябре этого года «Детский мир» также запустил в пилотном режиме маркетплейс с пятью тысячами SKU и планами расширения до 250 тыс. SKU (работает по комиссионной модели). В категории товаров для детей он напрямую конкурирует с компанией Wildberries, которая за последнее время усилила свои позиции в категории товаров для детей. По итогам 2018 года оборот детских товаров на Wildberries, по данным СМИ, увеличился на 62%, до 23,4 млрд рублей, а доля в общем объеме продаж достигла 20%. Развивая свой маркетплейс, «Детский мир» хочет перетянуть одеяло на себя, и ему это может удаться, учитывая хорошее знание рынка и широкий ассортимент. Однако у «Детского мира» в развитии нового проекта есть свои риски. «Этот проект может неблагоприятно повлиять на коммерческую маржу, так как на маркетплейсах высокая ценовая конкуренция. Но в перспективе это поможет расширить присутствие компании в сегменте онлайн, привлечь новых покупателей и нарастить рыночную долю», — считает Наталья Малых.
У «Детского мира» есть также цель нарастить в ассортименте долю собственных марок. «Детский мир» владеет 25 собственными торговыми марками (СТМ) в категории «Одежда и обувь», их доля в товарообороте ГК «Детский мир» в этом сегменте составляет около 86,5%. В категориях «игрушки» и «товары для новорожденных» собственные бренды составляют 12,3 и 2,5% соответственно. Одежда и обувь — более маржинальные категории товаров в общем ассортименте, поэтому доля собственных брендов в этой категории такая высокая. При этом компания хочет увеличить свою долю в категориях «игрушки» и «товары для новорожденных».
Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl