Художественный руководитель БДТ — об ощущении наступления новой эпохи

ЭкспертКультура

Андрей Могучий: «У нас в стране театр — это индустрия, которая реально хорошо работает»

Художественный руководитель БДТ — о ремастере спектакля «Что делать?», о пророчествах Чернышевского, об ощущении наступления новой эпохи и о театре будущего

Вячеслав Суриков

Андрей Могучий — художественный руководитель БДТ с 2013 года

Творческая биография Андрея Могучего наиболее прочно связана с основанным им самим после окончания Ленинградского института культуры «Формальным театром», с Александринским театром, где он на протяжении девяти лет ставил спектакли, и с Большим драматическим театром, который он возглавил в 2013 году. За последние девять лет Андрей Могучий поставил на сцене БДТ семь спектаклей, шесть из которых были отмечены премией «Золотая маска» в различных номинациях. «Что делать?» по одноименному роману Николая Чернышевского стал его первой работой на сцене БДТ в качестве художественного руководителя. С 29 марта по 3 апреля на сцене театра состоятся шесть показов обновленной версии этой постановки. «Эксперт» поговорил с Андреем Могучим о том, как текст Чернышевского оказался актуальным в 2010-е годы и какие новые смыслы открылись в нем в годы 2020-е.

— Почему именно Чернышевский? Все-таки он не самый популярный автор из всей когорты русских писателей девятнадцатого века?

— В школе этот роман вызывал у всех жуткую идиосинкразию, и я тогда его не прочел, получив представление о его содержании из аннотаций. Мы обратили внимание на этот роман восемь лет назад — это была не моя инициатива, это произошло с подачи молодых людей, которые пришли вместе со мной в этот театр, я не понимал, зачем и с какой стати его нужно ставить. Но, перечитав роман, я понял, почему у молодой команды возникла к нему тяга. Это роман о новых людях. Тогда мы были в БДТ новыми людьми, и эта категория нас в широком смысле интересовала. Но это роман не просто о новых людях, а о новых людях, которые знают, что делать, и не только знают, а берут и делают. И я понял, что поколение, для которого мы создавали театр, настроено как раз на эту волну. Тогда только начинались все эти хипстерские кофейни, лофты, небольшие мастерские, интернет-радиостанции, когда несколько молодых людей могли объединиться и организовать собственное дело, наподобие мастерских Веры Павловны.

Вот эта тяга к самостоятельности, к тому, что мы можем не болтать, а делать, была очевидной. Она просто висела в воздухе. У нас был такой пример: одна девушка, которая в тот момент работала в театре, благодаря этому спектаклю поняла, что она не должна в своей профессиональной деятельности быть от какого-то зависимой, работать в каком-то иерархическом учреждении, — она должна уйти из него и сделать что-то свое. Этот спектакль появился на сцене благодаря таким наивным и романтичным «разумным эгоистам». Этот спектакль был про них.

Прошло восемь лет, спектакль стал другим, и контекст, в котором он играется, совершенно другой. Поэтому и возник ремастер спектакля. То время, время надежд на какое-то прекрасное будущее, ушло.

Ленин говорил про этот роман, что «он не для тех, у кого молоко на губах не обсохло». Это его крылатое выражение в связи с этим романом я часто повторяю как цитату. Это роман для людей, которые пребывают в состоянии осознанности, которые уже понимают, что надо делать. Но и разочарования, которые приходят вслед за надеждой, мы тоже знаем. Двадцатый век нам это ясно показал. Сегодня наш спектакль про разочарование. «Я чувствую пустоту» — финальная фраза в спектакле. Ее произносит Вера Павловна, главная героиня спектакля. И я ее очень хорошо понимаю.

При Могучем спектакли в БДТ поставили Ян Фабр, Люк Персеваль, Константин Богомолов, Иван Вырыпаев, Виктор Рыжаков, Андрий Жолдак, Владимир Панков и другие режиссеры

— Когда вы обращаетесь к текстам более чем полуторавековой давности, чтобы рассказать о настоящем времени, вы имеете в виду, что мы оказываемся в одной и той же фазе исторического цикла или что Чернышевский — пророк, который сумел из девятнадцатого века увидеть будущее?

— Я имею в виду скорее второй случай, когда художник буквально сконструировал будущее. Чернышевский написал «учебник жизни», по которому люди реально учились жить и действовать.

Это пророческий роман, на котором тогда, в конце девятнадцатого — начале двадцатого века выросло целое поколение. И оказалось, что поколению, находящемуся на грани 2000–2010-х годов, тем, кто взращивал свое ощущение действительности в 2010-е, этот роман тоже важен.

Другое дело, что учебник жизни оказался несовместим с самой жизнью. Когда нашли мертвое тело Маяковского, рядом лежал томик «Что делать?»

В режиссуре есть такая практика — разбор. Это когда разбирается текст и мотивация персонажей: почему они совершают тот или иной поступок, а актеру нужно найти точку, на которую он может опереться, откуда он будет брать энергию. У режиссера Анатолия Васильева есть замечательная мысль: разбирая текст Чехова, надо искать точку опоры в прошлом, а в тексте Горького — в будущем. Герои Горького берут энергию из будущего, а у героев Чехова будущего нет, они всегда смотрят в прошлое.

У героев Чернышевского энергия в будущем, но будущее разбивается об айсберг реальности, как «Титаник». И это одна из тем спектакля. Но при этом в нашем случае главная героиня не становится чеховским персонажем, который льет слезы по прекрасному прошлому. Ее сила в том, что она преодолевает эту реальность, выходит за пределы земных радостей и страданий. Финал спектакля — это лишь начало ее пути.

— Что представлял собой тот момент, когда вы поняли, что нужно делать спектакль по этому роману?

— В романе есть фраза, которая для нас стала слоганом: «Главный герой — женщина, главная тема — свобода». Когда мы делали этот спектакль, ни роль женщины, ни тема феминизма еще так активно не обсуждались.

Тогда никто еще не чувствовал несвободы. Это отчасти была такая игра с темой свободы. Со временем текст Чернышевского становился все более актуальным. Действительность как будто догоняла его — спектакль опережал реальность.

— Что происходит с автором, когда он пытается спрогнозировать будущее, когда он пишет роман или когда режиссер ставит спектакль о том, чего еще нет, но когда-нибудь может быть? Откуда он это узнает?

— Вы задаете вопрос, на который невозможно ответить. Как я могу описать то, что не укладывается в рациональные формулировки?

— Как ощущает себя художник, когда он тревожится по поводу будущего и его тревога сбывается?

— Чувствует ответственность за свои пророчества и начинает формировать в своем сознании образы счастливого будущего в убеждении, что реальность поменяется вслед за его думанием.

— Для чего существуют художественные произведения? Мы уже понимаем, что они не только развлекают, но что они делают? Они нас о чем-то предупреждают или дарят нам какой-то опыт, который мы потом сможем использовать в критической ситуации?

— Нет текста без контекста. Если люди вокруг спят, когда уже пора просыпаться, надо попытаться их разбудить, если они не могут найти точки опоры и сходят с ума, надо помочь им успокоиться. На самом деле любая комедия не может быть сделана художником вне ощущения трагизма — космического трагизма, который присутствует в нашей жизни ежедневно. У меня есть приятель Даниэль Финце Паска — швейцарский режиссер. Он мне рассказывал такую историю: его попросили сделать спектакль для африканских детей, которые потеряли своих родителей. Эти дети находились в тяжелейшем психическом состоянии, а он должен был показывать им спектакль. Он приехал к ним и понял, что он не может показывать спектакль как обычно, потому что эти дети не могут видеть ничего, кроме своего горя. И он на ходу стал переделывать спектакль, чтобы вывести детей из тюрьмы собственного страха и ужаса.

И это для меня пример театра как искусства терапевтического. Мы не можем быть отстранены от контекста, в котором мы живем и работаем. Мне кажется, что сейчас такое количество иголок впивается человеку в мозг, что сознание плывет. Люди теряют все ориентиры, занимают радикально крайние позиции. Один из инструментов искусства — диалог, умение слышать другого, даже если этот другой не готов слышать тебя.

— У вас есть ощущение новой эпохи, в которую мы вот так — в жестком режиме — переходим?

— Это трудно не заметить. Для этого не надо быть художником. Особенно это чувствуется в нашей актерской среде — она наиболее вспыльчивая, она, как порох, здесь любая, даже незначительная перемена вызывает зашкаливающий эмоциональный отклик. Сейчас это одна из моих сильнейших мотиваций остаться в профессии: быть рядом с людьми, которые оказались наиболее уязвимыми в сегодняшней ситуации, и как-то помогать им — насколько это возможно, насколько это в моих силах.

— А что вы им говорите? Что сейчас лучше всего говорить людям, которые чувствуют себя уязвимыми?

— Мне кажется, надо просто помочь другому. Помогать — это единственный рецепт. Надо сублимировать свое состояние в какой-то простой поступок, который может хоть комуто помочь. Это очень хорошая психотерапия.

— Каким должен быть театр наступающей новой эпохи? Вы видите его очертания?

— Мне кажется, что у нас в стране театр — это индустрия, которая реально хорошо работает, которая все эти последние годы эффективно выполняла свою функцию. Сейчас я как художник чувствую, что я должен удержать от разрушения хрупкие организмы артистов, удержать от разрушения хрупкий организм под названием «театр». И на это направлена вся моя энергия.

— Как вы оцениваете ваши работы, которые были сделаны до этого момента? Может быть, у вас появилось ощущение собственной правоты или, наоборот, вы поняли, что в чем-то ошибались?

— Искусство театра эфемерно и зависимо. Спектакль рождается и взрослеет вместе со зрителем, коррелирует с дыханием зала. Многие тексты сегодня звучат по-другому. И зал реагирует на них острее, чем раньше. Это то, что я точно могу отметить.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Как я спасся с 81 этажа Центра международной торговли». Прямая речь американца, выжившего в теракте 11 сентября «Как я спасся с 81 этажа Центра международной торговли». Прямая речь американца, выжившего в теракте 11 сентября

Утром 11 сентября Майкл был клиентщиком, через 2 часа его жизнь перевернулась

Esquire
Кто дольше? Сколько ждали предложения руки и сердца Елизавета II, Кейт и Меган Кто дольше? Сколько ждали предложения руки и сердца Елизавета II, Кейт и Меган

Как обстояли дела с помолвкой у представительниц британской королевской семьи

Cosmopolitan
Искусство, которое не требует жертв: почему люди меняют судьбу ради музыки Искусство, которое не требует жертв: почему люди меняют судьбу ради музыки

Истории современных музыкантов: как и зачем они сочиняют и исполняют музыку

Эксперт
«Если вы идёте сквозь ад — не останавливайтесь». Что говорят руководители своим сотрудникам в начале нового кризиса «Если вы идёте сквозь ад — не останавливайтесь». Что говорят руководители своим сотрудникам в начале нового кризиса

Мы собрали несколько сильных обращений руководителей к своим командам

Inc.
Почему еноты любят все полоскать Почему еноты любят все полоскать

Как еноты с помощью лап узнают об окружающем мире?

Популярная механика
Как ученые сфотографировали одиночный атом: знаковый снимок Как ученые сфотографировали одиночный атом: знаковый снимок

Сегодня мы расскажем вам о том, как было сделано реальное фото атома

ТехИнсайдер
Эксплуатация феминизма: как «Убивая Еву» превратился в скучный сериал о шпионках Эксплуатация феминизма: как «Убивая Еву» превратился в скучный сериал о шпионках

Почему остроумный шпионский сериал превратился в эксплуатацию феминизма

Forbes
5 правил, которые помогут отложить старение на 10 лет 5 правил, которые помогут отложить старение на 10 лет

Правила, которые помогут нам не только выглядеть, но и чувствовать себя моложе

Популярная механика
Катастрофа в космосе: история корабля, который приземлился удачно, а космонавты не выжили Катастрофа в космосе: история корабля, который приземлился удачно, а космонавты не выжили

Экипаж «Союза-11» был в шаге от завершения полёта, но что-то пошло не так

Популярная механика
Пазл сложился: как Apple удалось замкнуть логистическую цепочку внутри компании Пазл сложился: как Apple удалось замкнуть логистическую цепочку внутри компании

Почему процессоры Apple — событие последних нескольких лет?

Forbes
Как и когда нужно менять масло в автомате Как и когда нужно менять масло в автомате

Какое масло нужно лить в АКПП и когда его менять?

РБК
Я ору: как крик помогает избавиться от боли Я ору: как крик помогает избавиться от боли

Почему крик может помочь облегчить не только физическую, но и душевную боль?

Psychologies
Как ухаживать за замшевой обувью: простая инструкция Как ухаживать за замшевой обувью: простая инструкция

Как чистить и хранить замшевые ботинки

Esquire
Как оптимизировать свой Mac для игр: 4 секрета Как оптимизировать свой Mac для игр: 4 секрета

На устройствах с macOS действительно можно комфортно играть

Популярная механика
Холодное чтение и другие уловки, помогающие экстрасенсам предсказывать будущее Холодное чтение и другие уловки, помогающие экстрасенсам предсказывать будущее

Что экстрасенсы могут узнать о нас с первого взгляда?

Cosmopolitan
Как Мария Трубникова открыла первую благотворительную организацию для женщин Как Мария Трубникова открыла первую благотворительную организацию для женщин

Мария Трубникова посвятила свою жизнь борьбе за гендерное равенство

Forbes
Мозговой штурм Мозговой штурм

Чем искусственный мозг способен помочь детям с генетическими заболеваниями

Harper's Bazaar
Туже? Только бы не хуже! Туже? Только бы не хуже!

Можно ли «вытопить» жир c боков или сузить талию, затянув себя в чудо-пояс?

Здоровье
Красота и жертвы: пластический хирург о неудачных операциях и их последствиях Красота и жертвы: пластический хирург о неудачных операциях и их последствиях

Чем может обернуться ринопластика, маммопластика и блефаропластика?

VOICE
План побега: как уйти из ситуации домашнего насилия План побега: как уйти из ситуации домашнего насилия

Памятка, которая поможет справиться с домашним насилием

Psychologies
8 дешевых способов спасти машину от угона. Советы экспертов 8 дешевых способов спасти машину от угона. Советы экспертов

Как обезопасить авто от угона с помощью обычного светодиода?

РБК
«Экономическая бойня»: как Венесуэла десятилетиями переживает кризис из-за санкций «Экономическая бойня»: как Венесуэла десятилетиями переживает кризис из-за санкций

Как на Венесуэлу повлияли разрушительные санкции США?

Forbes
«Письмо о хорошем», «каляки» и другие практики для снижения стресса «Письмо о хорошем», «каляки» и другие практики для снижения стресса

Сосредоточиться на делах невозможно, а мысли о будущем вызывают тревогу?

Psychologies
Как понять свои ограничения и найти новые ресурсы Как понять свои ограничения и найти новые ресурсы

В реализации задуманного чаще всего мешают установки, заложенные в детстве

Psychologies
Боль, злость, зависть — союзники, которых мы недооцениваем Боль, злость, зависть — союзники, которых мы недооцениваем

Наша героиня уверена, что все отрицательные чувства и эмоции — это капитал

Psychologies
Русская усадьба Русская усадьба

Уклад жизни в доме под сенью хвойного леса подчинён идее единения с природой

Идеи Вашего Дома
Маски для комбинированной кожи лица из натуральных ингредиентов Маски для комбинированной кожи лица из натуральных ингредиентов

Эффективные маски для комбинированной кожи лица из обычных продуктов

Cosmopolitan
Вы сорвались на ребенка: что делать дальше? Вы сорвались на ребенка: что делать дальше?

Как правильно себя вести, когда страсти накаляются?

Psychologies
Я ору: как крик помогает избавиться от боли Я ору: как крик помогает избавиться от боли

Существует ли научное подтверждение тому, что крик помогает справиться с болью?

Psychologies
Ученым удалось временно Ученым удалось временно

Смогут ли ученые найти лекарство от болезни Альцгеймера или депрессии?

Популярная механика
Открыть в приложении