Художественный руководитель БДТ — об ощущении наступления новой эпохи

ЭкспертКультура

Андрей Могучий: «У нас в стране театр — это индустрия, которая реально хорошо работает»

Художественный руководитель БДТ — о ремастере спектакля «Что делать?», о пророчествах Чернышевского, об ощущении наступления новой эпохи и о театре будущего

Вячеслав Суриков

Андрей Могучий — художественный руководитель БДТ с 2013 года

Творческая биография Андрея Могучего наиболее прочно связана с основанным им самим после окончания Ленинградского института культуры «Формальным театром», с Александринским театром, где он на протяжении девяти лет ставил спектакли, и с Большим драматическим театром, который он возглавил в 2013 году. За последние девять лет Андрей Могучий поставил на сцене БДТ семь спектаклей, шесть из которых были отмечены премией «Золотая маска» в различных номинациях. «Что делать?» по одноименному роману Николая Чернышевского стал его первой работой на сцене БДТ в качестве художественного руководителя. С 29 марта по 3 апреля на сцене театра состоятся шесть показов обновленной версии этой постановки. «Эксперт» поговорил с Андреем Могучим о том, как текст Чернышевского оказался актуальным в 2010-е годы и какие новые смыслы открылись в нем в годы 2020-е.

— Почему именно Чернышевский? Все-таки он не самый популярный автор из всей когорты русских писателей девятнадцатого века?

— В школе этот роман вызывал у всех жуткую идиосинкразию, и я тогда его не прочел, получив представление о его содержании из аннотаций. Мы обратили внимание на этот роман восемь лет назад — это была не моя инициатива, это произошло с подачи молодых людей, которые пришли вместе со мной в этот театр, я не понимал, зачем и с какой стати его нужно ставить. Но, перечитав роман, я понял, почему у молодой команды возникла к нему тяга. Это роман о новых людях. Тогда мы были в БДТ новыми людьми, и эта категория нас в широком смысле интересовала. Но это роман не просто о новых людях, а о новых людях, которые знают, что делать, и не только знают, а берут и делают. И я понял, что поколение, для которого мы создавали театр, настроено как раз на эту волну. Тогда только начинались все эти хипстерские кофейни, лофты, небольшие мастерские, интернет-радиостанции, когда несколько молодых людей могли объединиться и организовать собственное дело, наподобие мастерских Веры Павловны.

Вот эта тяга к самостоятельности, к тому, что мы можем не болтать, а делать, была очевидной. Она просто висела в воздухе. У нас был такой пример: одна девушка, которая в тот момент работала в театре, благодаря этому спектаклю поняла, что она не должна в своей профессиональной деятельности быть от какого-то зависимой, работать в каком-то иерархическом учреждении, — она должна уйти из него и сделать что-то свое. Этот спектакль появился на сцене благодаря таким наивным и романтичным «разумным эгоистам». Этот спектакль был про них.

Прошло восемь лет, спектакль стал другим, и контекст, в котором он играется, совершенно другой. Поэтому и возник ремастер спектакля. То время, время надежд на какое-то прекрасное будущее, ушло.

Ленин говорил про этот роман, что «он не для тех, у кого молоко на губах не обсохло». Это его крылатое выражение в связи с этим романом я часто повторяю как цитату. Это роман для людей, которые пребывают в состоянии осознанности, которые уже понимают, что надо делать. Но и разочарования, которые приходят вслед за надеждой, мы тоже знаем. Двадцатый век нам это ясно показал. Сегодня наш спектакль про разочарование. «Я чувствую пустоту» — финальная фраза в спектакле. Ее произносит Вера Павловна, главная героиня спектакля. И я ее очень хорошо понимаю.

При Могучем спектакли в БДТ поставили Ян Фабр, Люк Персеваль, Константин Богомолов, Иван Вырыпаев, Виктор Рыжаков, Андрий Жолдак, Владимир Панков и другие режиссеры

— Когда вы обращаетесь к текстам более чем полуторавековой давности, чтобы рассказать о настоящем времени, вы имеете в виду, что мы оказываемся в одной и той же фазе исторического цикла или что Чернышевский — пророк, который сумел из девятнадцатого века увидеть будущее?

— Я имею в виду скорее второй случай, когда художник буквально сконструировал будущее. Чернышевский написал «учебник жизни», по которому люди реально учились жить и действовать.

Это пророческий роман, на котором тогда, в конце девятнадцатого — начале двадцатого века выросло целое поколение. И оказалось, что поколению, находящемуся на грани 2000–2010-х годов, тем, кто взращивал свое ощущение действительности в 2010-е, этот роман тоже важен.

Другое дело, что учебник жизни оказался несовместим с самой жизнью. Когда нашли мертвое тело Маяковского, рядом лежал томик «Что делать?»

В режиссуре есть такая практика — разбор. Это когда разбирается текст и мотивация персонажей: почему они совершают тот или иной поступок, а актеру нужно найти точку, на которую он может опереться, откуда он будет брать энергию. У режиссера Анатолия Васильева есть замечательная мысль: разбирая текст Чехова, надо искать точку опоры в прошлом, а в тексте Горького — в будущем. Герои Горького берут энергию из будущего, а у героев Чехова будущего нет, они всегда смотрят в прошлое.

У героев Чернышевского энергия в будущем, но будущее разбивается об айсберг реальности, как «Титаник». И это одна из тем спектакля. Но при этом в нашем случае главная героиня не становится чеховским персонажем, который льет слезы по прекрасному прошлому. Ее сила в том, что она преодолевает эту реальность, выходит за пределы земных радостей и страданий. Финал спектакля — это лишь начало ее пути.

— Что представлял собой тот момент, когда вы поняли, что нужно делать спектакль по этому роману?

— В романе есть фраза, которая для нас стала слоганом: «Главный герой — женщина, главная тема — свобода». Когда мы делали этот спектакль, ни роль женщины, ни тема феминизма еще так активно не обсуждались.

Тогда никто еще не чувствовал несвободы. Это отчасти была такая игра с темой свободы. Со временем текст Чернышевского становился все более актуальным. Действительность как будто догоняла его — спектакль опережал реальность.

— Что происходит с автором, когда он пытается спрогнозировать будущее, когда он пишет роман или когда режиссер ставит спектакль о том, чего еще нет, но когда-нибудь может быть? Откуда он это узнает?

— Вы задаете вопрос, на который невозможно ответить. Как я могу описать то, что не укладывается в рациональные формулировки?

— Как ощущает себя художник, когда он тревожится по поводу будущего и его тревога сбывается?

— Чувствует ответственность за свои пророчества и начинает формировать в своем сознании образы счастливого будущего в убеждении, что реальность поменяется вслед за его думанием.

— Для чего существуют художественные произведения? Мы уже понимаем, что они не только развлекают, но что они делают? Они нас о чем-то предупреждают или дарят нам какой-то опыт, который мы потом сможем использовать в критической ситуации?

— Нет текста без контекста. Если люди вокруг спят, когда уже пора просыпаться, надо попытаться их разбудить, если они не могут найти точки опоры и сходят с ума, надо помочь им успокоиться. На самом деле любая комедия не может быть сделана художником вне ощущения трагизма — космического трагизма, который присутствует в нашей жизни ежедневно. У меня есть приятель Даниэль Финце Паска — швейцарский режиссер. Он мне рассказывал такую историю: его попросили сделать спектакль для африканских детей, которые потеряли своих родителей. Эти дети находились в тяжелейшем психическом состоянии, а он должен был показывать им спектакль. Он приехал к ним и понял, что он не может показывать спектакль как обычно, потому что эти дети не могут видеть ничего, кроме своего горя. И он на ходу стал переделывать спектакль, чтобы вывести детей из тюрьмы собственного страха и ужаса.

И это для меня пример театра как искусства терапевтического. Мы не можем быть отстранены от контекста, в котором мы живем и работаем. Мне кажется, что сейчас такое количество иголок впивается человеку в мозг, что сознание плывет. Люди теряют все ориентиры, занимают радикально крайние позиции. Один из инструментов искусства — диалог, умение слышать другого, даже если этот другой не готов слышать тебя.

— У вас есть ощущение новой эпохи, в которую мы вот так — в жестком режиме — переходим?

— Это трудно не заметить. Для этого не надо быть художником. Особенно это чувствуется в нашей актерской среде — она наиболее вспыльчивая, она, как порох, здесь любая, даже незначительная перемена вызывает зашкаливающий эмоциональный отклик. Сейчас это одна из моих сильнейших мотиваций остаться в профессии: быть рядом с людьми, которые оказались наиболее уязвимыми в сегодняшней ситуации, и как-то помогать им — насколько это возможно, насколько это в моих силах.

— А что вы им говорите? Что сейчас лучше всего говорить людям, которые чувствуют себя уязвимыми?

— Мне кажется, надо просто помочь другому. Помогать — это единственный рецепт. Надо сублимировать свое состояние в какой-то простой поступок, который может хоть комуто помочь. Это очень хорошая психотерапия.

— Каким должен быть театр наступающей новой эпохи? Вы видите его очертания?

— Мне кажется, что у нас в стране театр — это индустрия, которая реально хорошо работает, которая все эти последние годы эффективно выполняла свою функцию. Сейчас я как художник чувствую, что я должен удержать от разрушения хрупкие организмы артистов, удержать от разрушения хрупкий организм под названием «театр». И на это направлена вся моя энергия.

— Как вы оцениваете ваши работы, которые были сделаны до этого момента? Может быть, у вас появилось ощущение собственной правоты или, наоборот, вы поняли, что в чем-то ошибались?

— Искусство театра эфемерно и зависимо. Спектакль рождается и взрослеет вместе со зрителем, коррелирует с дыханием зала. Многие тексты сегодня звучат по-другому. И зал реагирует на них острее, чем раньше. Это то, что я точно могу отметить.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Забойная фантастика Забойная фантастика

Как на развитие жанра космической научной фантастики повлияла сырьевая экономика

Вокруг света
Как нельзя краситься и стричься стюардессам пятизвездочных авиакомпаний Как нельзя краситься и стричься стюардессам пятизвездочных авиакомпаний

Каким бьюти-правилам должны неукоснительно следовать стюардессы

Cosmopolitan
Женихи и невесты Женихи и невесты

В списке перспективных юношей и девушек на выданье нет ни абрамовичей, ни крида

Tatler
Инвазивных пауков уличили в охоте на британских летучих мышей Инвазивных пауков уличили в охоте на британских летучих мышей

Как инвазивные виды пауков нарушают экосистемы

N+1
5 изменений на коже, заметив которые, нужно обязательно обратиться к врачу 5 изменений на коже, заметив которые, нужно обязательно обратиться к врачу

Как кожа сигнализирует нам о заболеваниях?

Cosmopolitan
Зимние посиделки на кошачьем вокзале Зимние посиделки на кошачьем вокзале

Как проходят конференции в клубе "Самоучка"

ПУСК
20 растений, которые всегда должны расти рядом: идеальная совместимость в саду 20 растений, которые всегда должны расти рядом: идеальная совместимость в саду

Растения-компаньоны или правила совместных посадок

Популярная механика
10 признаков дефицита магния в организме 10 признаков дефицита магния в организме

Как понять, что у вас в организме не хватает магния, и чем это грозит?

Популярная механика
Видеорегистраторы с GPS-базами камер: как они работают Видеорегистраторы с GPS-базами камер: как они работают

Что умеют видеорегистраторы?

CHIP
Из чего можно сделать шапку-невидимку? Из чего можно сделать шапку-невидимку?

Можно ли сделать что-то невидимым?

Популярная механика
Из жертвы в бунтарку-феминистку: кто заставил принцесс эволюционировать Из жертвы в бунтарку-феминистку: кто заставил принцесс эволюционировать

Как меняются принцессы Disney?

Cosmopolitan
Четыре поколения инцеста: шокирующая история семьи Кольт Четыре поколения инцеста: шокирующая история семьи Кольт

История потрясла всю Австралию. Семья Кольт вела уединенный образ жизни в глуши

VOICE
Как и почему в СССР работали без выходных больше 10 лет Как и почему в СССР работали без выходных больше 10 лет

Что за «непрерывка» была в Советском Союзе?

Cosmopolitan
На помощь! Как понять, верить ли благотворительной организации На помощь! Как понять, верить ли благотворительной организации

Как проверить благотворительную организацию на честность?

Cosmopolitan
Открытый свету Открытый свету

Небольшой садовый домик с летней террасой

Идеи Вашего Дома
10 рецептов от весенней хандры 10 рецептов от весенней хандры

Простые приемы против хандры, которые помогут не опускать руки

Psychologies
Самые популярные телеграм-каналы: список лучших Самые популярные телеграм-каналы: список лучших

Составили список интересных каналов, которые можно почитать в Telegram

ТехИнсайдер
Самые жуткие места с призраками в мире Самые жуткие места с призраками в мире

Эти места способны одним своим видом напугать до мурашек

Cosmopolitan
5 фактов о последнем из выживших пассажиров «Титаника» 5 фактов о последнем из выживших пассажиров «Титаника»

Несколько интересных фактов о последней выжившей с «Титаника».

Популярная механика
Откуда такие цены? Откуда такие цены?

Как формируются цены на гостиничные номера

СНОБ
От дикпика до любви От дикпика до любви

Как CEO дейтинг-сервиса нашла идеального парня

Playboy
Ангельская нумерология: что означает число 222 — подробная расшифровка Ангельская нумерология: что означает число 222 — подробная расшифровка

Какие скрытые смыслы таит в себе число 222?

Cosmopolitan
Деменция: 8 признаков, при которых нельзя оставлять пожилых родителей одних Деменция: 8 признаков, при которых нельзя оставлять пожилых родителей одних

Как вовремя определить начало деменции?

Популярная механика
Факты об осьминогах: удивительные животные, о которых практически ничего не знают даже прожженные умники Факты об осьминогах: удивительные животные, о которых практически ничего не знают даже прожженные умники

У осьминогов три сердца, голубая кровь и необычный механизм защиты от хищников

Популярная механика
Постельные cцены Постельные cцены

Много полезных фактов о сне, которые мы собрали в честь Всемирного дня сна

Лиза
Первая Первая

Анна Фишер — знаменитая американская астронавтка, «первая мама в космосе»

Популярная механика
«По косточкам. Разделываем пищевую индустрию на части» «По косточкам. Разделываем пищевую индустрию на части»

Отрывок из книги Джоанны Блайтмэн — почему не окрашенную еду труднее продать

N+1
Почему мы не можем заснуть даже когда сильно устали Почему мы не можем заснуть даже когда сильно устали

Долго ворочаетесь в кровати и не можете заснуть?

Популярная механика
«Эти глаза напротив…» «Эти глаза напротив…»

Из наблюдений за тем, как охотятся настоящие совы

Наука и жизнь
Как укрепить свою психику Как укрепить свою психику

7 способов, чтобы сохранить психическое здоровье и развить силу воли

Maxim
Открыть в приложении