Художественный руководитель БДТ — об ощущении наступления новой эпохи

ЭкспертКультура

Андрей Могучий: «У нас в стране театр — это индустрия, которая реально хорошо работает»

Художественный руководитель БДТ — о ремастере спектакля «Что делать?», о пророчествах Чернышевского, об ощущении наступления новой эпохи и о театре будущего

Вячеслав Суриков

Андрей Могучий — художественный руководитель БДТ с 2013 года

Творческая биография Андрея Могучего наиболее прочно связана с основанным им самим после окончания Ленинградского института культуры «Формальным театром», с Александринским театром, где он на протяжении девяти лет ставил спектакли, и с Большим драматическим театром, который он возглавил в 2013 году. За последние девять лет Андрей Могучий поставил на сцене БДТ семь спектаклей, шесть из которых были отмечены премией «Золотая маска» в различных номинациях. «Что делать?» по одноименному роману Николая Чернышевского стал его первой работой на сцене БДТ в качестве художественного руководителя. С 29 марта по 3 апреля на сцене театра состоятся шесть показов обновленной версии этой постановки. «Эксперт» поговорил с Андреем Могучим о том, как текст Чернышевского оказался актуальным в 2010-е годы и какие новые смыслы открылись в нем в годы 2020-е.

— Почему именно Чернышевский? Все-таки он не самый популярный автор из всей когорты русских писателей девятнадцатого века?

— В школе этот роман вызывал у всех жуткую идиосинкразию, и я тогда его не прочел, получив представление о его содержании из аннотаций. Мы обратили внимание на этот роман восемь лет назад — это была не моя инициатива, это произошло с подачи молодых людей, которые пришли вместе со мной в этот театр, я не понимал, зачем и с какой стати его нужно ставить. Но, перечитав роман, я понял, почему у молодой команды возникла к нему тяга. Это роман о новых людях. Тогда мы были в БДТ новыми людьми, и эта категория нас в широком смысле интересовала. Но это роман не просто о новых людях, а о новых людях, которые знают, что делать, и не только знают, а берут и делают. И я понял, что поколение, для которого мы создавали театр, настроено как раз на эту волну. Тогда только начинались все эти хипстерские кофейни, лофты, небольшие мастерские, интернет-радиостанции, когда несколько молодых людей могли объединиться и организовать собственное дело, наподобие мастерских Веры Павловны.

Вот эта тяга к самостоятельности, к тому, что мы можем не болтать, а делать, была очевидной. Она просто висела в воздухе. У нас был такой пример: одна девушка, которая в тот момент работала в театре, благодаря этому спектаклю поняла, что она не должна в своей профессиональной деятельности быть от какого-то зависимой, работать в каком-то иерархическом учреждении, — она должна уйти из него и сделать что-то свое. Этот спектакль появился на сцене благодаря таким наивным и романтичным «разумным эгоистам». Этот спектакль был про них.

Прошло восемь лет, спектакль стал другим, и контекст, в котором он играется, совершенно другой. Поэтому и возник ремастер спектакля. То время, время надежд на какое-то прекрасное будущее, ушло.

Ленин говорил про этот роман, что «он не для тех, у кого молоко на губах не обсохло». Это его крылатое выражение в связи с этим романом я часто повторяю как цитату. Это роман для людей, которые пребывают в состоянии осознанности, которые уже понимают, что надо делать. Но и разочарования, которые приходят вслед за надеждой, мы тоже знаем. Двадцатый век нам это ясно показал. Сегодня наш спектакль про разочарование. «Я чувствую пустоту» — финальная фраза в спектакле. Ее произносит Вера Павловна, главная героиня спектакля. И я ее очень хорошо понимаю.

При Могучем спектакли в БДТ поставили Ян Фабр, Люк Персеваль, Константин Богомолов, Иван Вырыпаев, Виктор Рыжаков, Андрий Жолдак, Владимир Панков и другие режиссеры

— Когда вы обращаетесь к текстам более чем полуторавековой давности, чтобы рассказать о настоящем времени, вы имеете в виду, что мы оказываемся в одной и той же фазе исторического цикла или что Чернышевский — пророк, который сумел из девятнадцатого века увидеть будущее?

— Я имею в виду скорее второй случай, когда художник буквально сконструировал будущее. Чернышевский написал «учебник жизни», по которому люди реально учились жить и действовать.

Это пророческий роман, на котором тогда, в конце девятнадцатого — начале двадцатого века выросло целое поколение. И оказалось, что поколению, находящемуся на грани 2000–2010-х годов, тем, кто взращивал свое ощущение действительности в 2010-е, этот роман тоже важен.

Другое дело, что учебник жизни оказался несовместим с самой жизнью. Когда нашли мертвое тело Маяковского, рядом лежал томик «Что делать?»

В режиссуре есть такая практика — разбор. Это когда разбирается текст и мотивация персонажей: почему они совершают тот или иной поступок, а актеру нужно найти точку, на которую он может опереться, откуда он будет брать энергию. У режиссера Анатолия Васильева есть замечательная мысль: разбирая текст Чехова, надо искать точку опоры в прошлом, а в тексте Горького — в будущем. Герои Горького берут энергию из будущего, а у героев Чехова будущего нет, они всегда смотрят в прошлое.

У героев Чернышевского энергия в будущем, но будущее разбивается об айсберг реальности, как «Титаник». И это одна из тем спектакля. Но при этом в нашем случае главная героиня не становится чеховским персонажем, который льет слезы по прекрасному прошлому. Ее сила в том, что она преодолевает эту реальность, выходит за пределы земных радостей и страданий. Финал спектакля — это лишь начало ее пути.

— Что представлял собой тот момент, когда вы поняли, что нужно делать спектакль по этому роману?

— В романе есть фраза, которая для нас стала слоганом: «Главный герой — женщина, главная тема — свобода». Когда мы делали этот спектакль, ни роль женщины, ни тема феминизма еще так активно не обсуждались.

Тогда никто еще не чувствовал несвободы. Это отчасти была такая игра с темой свободы. Со временем текст Чернышевского становился все более актуальным. Действительность как будто догоняла его — спектакль опережал реальность.

— Что происходит с автором, когда он пытается спрогнозировать будущее, когда он пишет роман или когда режиссер ставит спектакль о том, чего еще нет, но когда-нибудь может быть? Откуда он это узнает?

— Вы задаете вопрос, на который невозможно ответить. Как я могу описать то, что не укладывается в рациональные формулировки?

— Как ощущает себя художник, когда он тревожится по поводу будущего и его тревога сбывается?

— Чувствует ответственность за свои пророчества и начинает формировать в своем сознании образы счастливого будущего в убеждении, что реальность поменяется вслед за его думанием.

— Для чего существуют художественные произведения? Мы уже понимаем, что они не только развлекают, но что они делают? Они нас о чем-то предупреждают или дарят нам какой-то опыт, который мы потом сможем использовать в критической ситуации?

— Нет текста без контекста. Если люди вокруг спят, когда уже пора просыпаться, надо попытаться их разбудить, если они не могут найти точки опоры и сходят с ума, надо помочь им успокоиться. На самом деле любая комедия не может быть сделана художником вне ощущения трагизма — космического трагизма, который присутствует в нашей жизни ежедневно. У меня есть приятель Даниэль Финце Паска — швейцарский режиссер. Он мне рассказывал такую историю: его попросили сделать спектакль для африканских детей, которые потеряли своих родителей. Эти дети находились в тяжелейшем психическом состоянии, а он должен был показывать им спектакль. Он приехал к ним и понял, что он не может показывать спектакль как обычно, потому что эти дети не могут видеть ничего, кроме своего горя. И он на ходу стал переделывать спектакль, чтобы вывести детей из тюрьмы собственного страха и ужаса.

И это для меня пример театра как искусства терапевтического. Мы не можем быть отстранены от контекста, в котором мы живем и работаем. Мне кажется, что сейчас такое количество иголок впивается человеку в мозг, что сознание плывет. Люди теряют все ориентиры, занимают радикально крайние позиции. Один из инструментов искусства — диалог, умение слышать другого, даже если этот другой не готов слышать тебя.

— У вас есть ощущение новой эпохи, в которую мы вот так — в жестком режиме — переходим?

— Это трудно не заметить. Для этого не надо быть художником. Особенно это чувствуется в нашей актерской среде — она наиболее вспыльчивая, она, как порох, здесь любая, даже незначительная перемена вызывает зашкаливающий эмоциональный отклик. Сейчас это одна из моих сильнейших мотиваций остаться в профессии: быть рядом с людьми, которые оказались наиболее уязвимыми в сегодняшней ситуации, и как-то помогать им — насколько это возможно, насколько это в моих силах.

— А что вы им говорите? Что сейчас лучше всего говорить людям, которые чувствуют себя уязвимыми?

— Мне кажется, надо просто помочь другому. Помогать — это единственный рецепт. Надо сублимировать свое состояние в какой-то простой поступок, который может хоть комуто помочь. Это очень хорошая психотерапия.

— Каким должен быть театр наступающей новой эпохи? Вы видите его очертания?

— Мне кажется, что у нас в стране театр — это индустрия, которая реально хорошо работает, которая все эти последние годы эффективно выполняла свою функцию. Сейчас я как художник чувствую, что я должен удержать от разрушения хрупкие организмы артистов, удержать от разрушения хрупкий организм под названием «театр». И на это направлена вся моя энергия.

— Как вы оцениваете ваши работы, которые были сделаны до этого момента? Может быть, у вас появилось ощущение собственной правоты или, наоборот, вы поняли, что в чем-то ошибались?

— Искусство театра эфемерно и зависимо. Спектакль рождается и взрослеет вместе со зрителем, коррелирует с дыханием зала. Многие тексты сегодня звучат по-другому. И зал реагирует на них острее, чем раньше. Это то, что я точно могу отметить.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Перейдем на Т Перейдем на Т

На что способен мужской половой гормон тестостерон на самом деле

Men’s Health
Сырой картофель, макияж, ресницы: модель рассказала, как выглядеть вдвое моложе Сырой картофель, макияж, ресницы: модель рассказала, как выглядеть вдвое моложе

Лиза Лаура поделилась секретом своей вечной молодости

VOICE
Фортуна любит везучих Фортуна любит везучих

Как гарантированно привлечь удачу без глупых суеверий и магии

Maxim
Если на свидание пришел совсем не тот, кого ты ждала Если на свидание пришел совсем не тот, кого ты ждала

Истории знакомств пошли не по плану. Зато было весело!

Лиза
Пограничное расстройство личности: в чем его причина? Пограничное расстройство личности: в чем его причина?

Что такое пограничное расстройство личности и почему оно возникает?

Psychologies
15 лучших психологических триллеров всех времен и народов 15 лучших психологических триллеров всех времен и народов

Психологических триллеры, полные неожиданных сюжетных линей и персонажей

Cosmopolitan
Анна Котова-Дерябина: «Мама научила не жалеть денег на красоту» Анна Котова-Дерябина: «Мама научила не жалеть денег на красоту»

Актриса Анна Котова-Дерябина поделилась полезными бьюти-секретами

Cosmopolitan
Безуглеродная контрреволюция Безуглеродная контрреволюция

Почему принуждение к энергопереходу грозит глобальным экономическим кризисом

Эксперт
Как аналитик из Ozon создал 3D-фигурки москвичей и выручил 600 000 рублей за три дня Как аналитик из Ozon создал 3D-фигурки москвичей и выручил 600 000 рублей за три дня

Путь создателя 3D-фигурок москвичей Ниджата Гусейнова

Forbes
Какая у вас роль в семье? Какая у вас роль в семье?

Цель этого теста — помочь вам узнать, каков ваш персонаж в семейной группе

Psychologies
Урсула Ле Гуин: что такое красота на самом деле Урсула Ле Гуин: что такое красота на самом деле

Урсула Ле Гуин — о том, как смерть помогает увидеть красоту в подлинном свете

Psychologies
Болезнь Брюса Уиллиса: что такое афазия и как с ней живут Болезнь Брюса Уиллиса: что такое афазия и как с ней живут

Что такое афазия, как её лечат и как меняется жизнь при этом диагнозе

РБК
Не знаю, как помочь: 8 мифов о благотворительности Не знаю, как помочь: 8 мифов о благотворительности

С каждым годом благотворительностью интересуются все больше людей

Psychologies
На смерть Юза Алешковского На смерть Юза Алешковского

Писателя и поэта Юза Алешковского помнят по его антисоветским песням

СНОБ
Стабильно привлекательная для агроинвестиций Стабильно привлекательная для агроинвестиций

Липецкая область — один из главных сельскохозяйственных субъектов страны

Агроинвестор
Чтение выходного дня: «Шмон» — первая книга прозы одной из центральных фигур ленинградского андеграунда Виктора Кривулина Чтение выходного дня: «Шмон» — первая книга прозы одной из центральных фигур ленинградского андеграунда Виктора Кривулина

Отрывок из романа Виктора Кривулина о людях, переживших обыск в квартире

Esquire
Апельсинки от осинки: 5 непутевых детей известных актеров Апельсинки от осинки: 5 непутевых детей известных актеров

Пять "апельсинок", которые все же родились у "осинок"

Популярная механика
Пищевое поведение Пищевое поведение

Отделяем правду в вопросах еды и выясняем, какие добавки действительно безвредны

Grazia
Твой дорогой блонд: 5 правил для идеального окрашивания Твой дорогой блонд: 5 правил для идеального окрашивания

Что собой представляет дорогой блонд и как можно добиться такого эффекта

VOICE
12 упражнений для ног: техника выполнения и советы тренера 12 упражнений для ног: техника выполнения и советы тренера

Упражнения, которые помогут прокачать мышцы ног

РБК
От романтики до партнерства. 4 этапа развития отношений в паре От романтики до партнерства. 4 этапа развития отношений в паре

Каждая история любви уникальна и при этом похожа одна на другую

Лиза
«Она втянула меня в аферу»: когда дружба становится опасной «Она втянула меня в аферу»: когда дружба становится опасной

Дружба прекрасна, но она же бывает и причиной наших страданий

Psychologies
8 распространенных ошибок, которые вызывают морщины вокруг глаз 8 распространенных ошибок, которые вызывают морщины вокруг глаз

Кожа вокруг глаз – самая тонкая и нежная, а значит, нуждается в особом уходе

VOICE
Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее» Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее»

Иногда надо выплывать из своего аквариума в открытое море

Караван историй
10 военных фильмов 10 военных фильмов

Лучшие военные/антивоенные фильмы

Weekend
Я принимаю себя Я принимаю себя

Почему нам так сложно принять себя и как это исправить?

Домашний Очаг
Стихи на костях Стихи на костях

Непростая судьба дочери основателя японской коммунистической партии Сэна Катаямы

Дилетант
На чем настаивать самогон? Семь убойных рецептов На чем настаивать самогон? Семь убойных рецептов

Необычные рецепты настоек и ликеров

Maxim
Кис-кис в каплях Кис-кис в каплях

Обычная вода может превратиться в перекись водорода

Наука и жизнь
Саранчу пора спасать от вымирания Саранчу пора спасать от вымирания

Глобальное потепление меняет биоразнообразие на Земле

Наука и жизнь
Открыть в приложении