Актер, актриса и диктатор
Украина переживает последние недели перед судьбоносными президентскими выборами. И граждане этой настрадавшейся страны очень надеются, что им дадут возможность честно проголосовать. Но вот изменит ли этот голос хоть что-нибудь?
Майданный проект находится на грани очередной трансформации. Уже через неделю на Украине пройдут президентские выборы, на которых будет избран администратор проекта, сиречь президент. Первый тур состоится 31 марта, и поскольку практически наверняка ни один из кандидатов не наберет в нем более 50% голосов, в конце апреля состоится второй тур. А в октябре 2019-го пройдут и парламентские выборы.
Некоторые эксперты (а вместе с ними и значительная часть населения Украины) уверены, что эти голосования дают шанс не просто на трансформацию, а на модернизацию и исправление проекта. Они позволят законно, без новых революций и потрясений снести нынешнюю коррупционную и неэффективную власть и снова вернут страну в лоно майданных идеалов. Новые руководители государства наконец приступят к эффективным социально-экономическим реформам, нанесут удар по коррупции (в том числе арестами ряда предыдущих руководителей, начиная с главного олигарха страны Петра Порошенко), возьмут курс на реальное возвращение Донбасса, а также сдвинут с мертвой точки евроатлантическую интеграцию страны.
Другие эксперты смотрят на процесс куда более критически и реалистически. Майданный проект выстроен не на идеалах гражданского общества, а на русофобии и перманентном конфликте с Россией. Он ущербен сам по себе. Роль администратора в нем серьезно ограничена, и то, кто занимает эту должность, не имеет особого значения для самого проекта. До тех пор пока Украина следует правилам этого проекта, у нее нет шансов ни на социально-экономический рывок, ни на реальную евроатлантическую интеграцию. Ни в ЕС, ни даже в НАТО не нужен нищий агрессивный режим, который спровоцирует прямое военное столкновение с Россией.
Чисто теоретически новый президент может вычистить проект от русофобской инфекции, однако на практике это крайне сложно реализовать. У главы государства для этого не будет ни полномочий, ни политической воли, ни позволения со стороны части американского политического истеблишмента, исполняющего роль кураторов Украины. Именно поэтому лучшее, что могут сделать эти выборы, — побыстрее пройти. Спокойно и, что самое главное, без инициации вооруженного переворота на Украине или войны с Россией. Причем войны настоящей.
Кандидат «против всех»
Что бы кто ни говорил, а фаворит украинской президентской гонки до сих пор не определен. Более того, сложно даже узнать реальный рейтинг кандидатов. В стране выходит огромное количество опросов, которые выставляют цифры в зависимости от того, чей штаб их проспонсировал (такова украинская реальность). Однако в целом можно сказать, что более чем из трех десятков кандидатов следующим президентом Украины с большой долей вероятности станет один из трех человек: артист-комик Владимир Зеленский, оппозиционер всея Украины Юлия Тимошенко или нынешний хозяин этой страны Петр Порошенко.
Цифры, конечно, можно нарисовать за деньги, однако с потолка их тоже взять невозможно. Именно поэтому даже пропорошенковские или протимошенковские опросы отдают Владимиру Зеленскому первое место на голосовании в первом туре — примерно от 25 до 30% среди тех, кто собирается прийти на участки и уже определился с выбором. Большинство экспертов уверены, что Зеленский обязательно выйдет во второй тур и даже сможет победить на выборах. И для таких предположений у них есть все основания.
Так, из тройки фаворитов у Зеленского минимальный антирейтинг. Если к Порошенко и Тимошенко негативно относится значительная часть электората (сказывается их весьма неприглядное политическое прошлое), то у Зеленского этого прошлого нет: он еще не успел наследить. А значит, и позиционирует себя как новое лицо, что дает ему возможность привлекать протестный электорат. Всех тех, кто хочет обновления власти, но без революции и Майдана.
Не стоит недооценивать и силу ассоциаций. В популярном на Украине сериале «Слуга народа» Зеленский играет президента Украины Василия Голобородько — обычного украинского учителя, который чудом попал в кресло президента и стал в меру своих возможностей наводить порядок во властных коридорах. Украинцы хотят такого президента. Неудивительно, что, если исходить из соцопросов, Зеленский стабильно выигрывает во втором туре как у Тимошенко, так и у Порошенко.
Однако у пана Зе (как называют Зеленского на Украине) есть и свои минусы. Во-первых, он зависит от явки. Да, опросы показывают, что почти 73% жителей страны «обязательно придут на выборы», однако основа электората Зеленского — молодежь. А она куда менее склонна приходить на избирательные участки, чем люди старшего поколения. Во-вторых, как и любому кандидату, ориентирующемуся на широкий протестный электорат, Зеленский должен в ходе кампании не растерять своих избирателей, не отпугнуть от себя сегменты электората какими-либо резкими заявлениями или действиями. Наконец, в-третьих, у Зеленского слабая команда и недостаточно навыков политической борьбы. Не исключен сценарий, что его оппонент уничтожит пана Зе на дебатах перед вторым туром.
Возвращение блудного сына
Возможно, этим терминатором станет Юлия Тимошенко. Опросы дают ей второе или третье место (в зависимости от того, кто их проплатил), однако у нее есть все шансы побороться за выход во второй тур. Экс премьер-министр подрастеряла свой шарм и магнетизм. За ней огромный шлейф прегрешений — одни эпизоды с растратой бюджетных средств чего стоят. Да, она с командой оказалась замешана и в новых предвыборных скандалах (например, в системе подкупа избирателей). Да, Зеленский откусил у нее значительную часть электората, на которую Тимошенко рассчитывала. Однако колоссальный политический опыт, борцовские качества и умение договариваться (в том числе с западными партнерами, которым нужен на посту президента Украины вменяемый и управляемый человек) не позволяют сбрасывать ее со счетов.
Кроме того, к ней, по слухам, вернулся «блудный сын» — влиятельный министр внутренних дел Арсен Аваков. В свое время он перебежал от Тимошенко к Порошенко, а сейчас фактически играет в ее пользу. От него даже не требуется проводить какие-то силовые акции в поддержку Юли — достаточно лишь, чтобы подконтрольная ему полиция не дала Порошенко фальсифицировать выборы или использовать административный ресурс. Аваков всех в этом уже заверил. «На этих выборах национальная полиция и министерство внутренних дел не будут оказывать содействие ни одному из кандидатов в его предвыборной агитации, не будут обеспечивать реализацию тех или иных хотелок», — говорит глава МВД.
В то же время министр не упустил возможности поиграть мышцами. Боевики Нацкорпуса (который, по некоторым данным, контролируется именно Аваковым) 10 марта атаковали администрацию президента в Киеве, а затем сорвали предвыборный митинг Порошенко в Черкассах. При этом сам Арсен Аваков отреагировал на эти события весьма формально — и в то же время двусмысленно. Он призвал «настоящих патриотов» «думать о стране, а не раскручивать спираль ненависти и хаоса, которая разрушает страну не меньше, чем коррупция против которой вы справедливо протестуете». Весьма вероятно, что наградой за лояльность Авакову будет не только сохранение за ним места главы МВД, но и собственная фракция в парламенте по итогам выборов в октябре.
Война в помощь
На первый взгляд такие расклады оставляют минимальные шансы для победы Петра Порошенко. У нынешнего президента огромный антирейтинг (за 50%), и попытки нивелировать его за счет великих внешних побед (того же томоса) позволили лишь на время поднять репутацию Петра Алексеевича. Куда большее влияние на нее имеют различные коррупционные скандалы, которые нарастают перед выборами с такой же скоростью, как его состояние после Майдана.
Самым громким из них является, пожалуй, расследование по делу о коррупции в вооруженных силах, в котором замешаны люди из окружения Петра Порошенко. Их обвиняют в контрабандных закупках в России запчастей для военной техники и их последующей продаже в украинскую армию по завышенным ценам. То есть самый отвратительный сценарий для патриотического электората, на который ориентируется украинский президент. Более того, фактически Порошенко частично признал правоту обвинений — он уволил с поста заместителя секретаря Совета безопасности и национальной обороны (СНБО) Украины своего давнего партнера Олега Гладковского, который был замешан в этом деле.
Возможности Порошенко обойти проблему рейтинга за счет использования административного ресурса ограничены. Причем как позицией Авакова, так и западными партнерами, которые уже несколько подустали от Порошенко, не сумевшего реализовать надежду Запада на превращение постмайданной Украины в развивающееся прозападное государство на постсоветском пространстве — образец для всех соседних стран (в том числе для России). Неудивительно, что уже сейчас, до активного включения этого ресурса, на Западе появляются статьи о злоупотреблениях Порошенко, а управление верховного комиссара ООН по правам человека обеспокоено ситуацией с соблюдением прав и свобод человека на Украине.
Наконец, попытка Петра Порошенко сыграть на патриотизме и обвинить конкурентов в работе на Россию тоже провалились. Что неудивительно. Ведь кто «пророссийский»: олигарх, который до последнего сохранял свой бизнес в «стране-агрессоре» и вместе с подручными торговал с ней, — или артист, который активно помогал украинским войскам и карателям, в том числе через бесплатные концерты в зоне АТО и финансовую помощь?
Несмотря на все эти проблемы, у Порошенко еще есть шансы остаться на своем посту. Например, через банальную отмену выборов. Схема до безобразия проста. Для начала нужна какая-либо серьезная провокация. Например, резкое усиление украинской военной активности в Донбассе или же нарушение украинскими кораблями режима мореплавания в Азовском море, Керченском проливе или в российских территориальных водах. В общем, любая акция, которая гарантированно вызовет ответные военные действия со стороны России и (или) непризнанных республик. После чего президент Порошенко вводит военное положение и отменяет выборы.
План, конечно, рискованный, однако если социология (настоящая, а не купленная) будет демонстрировать столь низкие рейтинги президента, то у него просто не останется иных способов сохранить власть. А остаться во власти Порошенко очень хочет, и не только из-за желания сберечь капиталы или остаться на свободе. Знающие Порошенко люди рассказывают о его мессианских комплексах — человеку просто нужна власть ради власти.
Российский интерес
Понятно, что в случае реализации такой схемы в проигрыше окажется не только Украина, но и Россия. Москве не нужен ни новый пакет санкций со стороны Запада (ведь понятно, кого в Брюсселе и в Вашингтоне объявят виновным в провокации), ни дальнейшее втягивание в гражданский конфликт на Украине. Именно поэтому (вопреки словам Порошенко) Кремль заинтересован в том, чтобы президентские выборы на Украине прошли спокойно и, самое главное, быстро.
Если же говорить о том, кто из трех кандидатов предпочтительнее для Москвы, то и тут Порошенко не в фаворе. Кремль хочет, чтобы следующим президентом Украины стал человек, который задумывается об интересах самой Украины. С таким человеком будет меньше проблем и больше понимания, а также шансов найти какой-нибудь подходящий модус вивенди, включающий себя отказ Киева от постоянного нагнетания ситуации вокруг Крыма. И если раньше в Москве надеялись, что Порошенко является таким кандидатом (почему и признали легитимными более чем спорные президентские выборы на Украине в 2014 году), то на сегодняшний день свой кредит доверия Петр Алексеевич подрастерял. Он не только поставил русофобию в качестве основы своей электоральной стратегии, но и активно эксплуатирует тему Крыма (которая приоритетна лишь для 3,6% украинцев) для того, чтобы тема полуострова не забывалась на Западе и была постоянной помехой для нормализации российско-европейских отношений.
Конечно, остальные кандидаты не собираются после победы отказываться от претензий на Крым. Однако и Зеленский, и Тимошенко могут занять более прагматичную линию в этом вопросе, и просто не будировать его. Более того, не исключено, что при смене президента российско-украинские отношения пойдут по грузинскому сценарию, то есть в сторону стабилизации, по крайней мере в экономической и социальной сфере. Благо у следующего президента будет универсальный козел отпущения в виде предшественника. Все проблемы последних пяти лет на Украине можно повесить на Петра Порошенко и попытаться начать стабилизацию отношений с Россией с хотя бы частично чистого листа. Сдвинуть российско-украинские отношения с мертвой точки и начать долгий и очень сложный процесс восстановления отношений между братскими народами.
*Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl