Дискуссия о месте Достоевского в российской культуре

СНОБКультура

Достоевский как диагноз. Юрий Сапрыкин и Семен Трескунов говорят о главном русском писателе

Фото: Владимир Яроцкий

28 и 29 мая в Москве пройдет конференция «Достоевский и театр», которую фестиваль «Золотая Маска» проведет совместно с образовательным проектом «Полка». В течение двух дней ключевые современные режиссеры, писатели и ученые будут рассуждать и спорить о роли и значении наследия Достоевского. В преддверии конференции о месте писателя в российской культуре Ренат Давлетгильдеев поговорил с куратором мероприятия Юрием Сапрыкиным и героем «Сноба» актером Семеном Трескуновым.

Давлетгильдеев: Хочу начать с цитаты. Недавно смотрел спектакль «Братья Карамазовы» Додина по Достоевскому в МДТ. И не мог не вспомнить его же культовых «Бесов». В 1991 году, когда была премьера спектакля, Додин так объяснял актуальность текста: «Бесы сегодня борются за власть, объявляют войны, начинают свершения, приводящие к великим крахам. Они не могут остановиться, и снова, и снова несут несчастья людям». Сегодня мы возвращаемся к Достоевскому, потому что живем в такое же скользкое, непредсказуемое, неуверенное время?

Сапрыкин: Сегодня мы возвращаемся к Достоевскому, потому что грядет его 200-летие. Я не уверен, что без этой даты возвращение было бы таким же масштабным и заметным. Волей-неволей, когда происходит подобный юбилей, все культурные ресурсы смыкаются единым фронтом. Меня в последние годы, наоборот, удивляло, почему Федор Михайлович отошел на второй план. В главной конкурентной паре Толстой — Достоевский с Толстым все время что-то происходит: снимают кино, пишут бестселлеры, биографии, запускают паблики и телеграм-каналы с его цитатами, люди со всего мира несколько суток подряд читают в ютьюбе «Анну Каренину». А с Достоевским — тишина. Почему так? Можно сделать такое предположение: Толстой говорит нам, что мы хорошие и можем стать лучше, а Достоевский, в конечном счете, показывает нам ту версию нас, на которую не хочется смотреть. Может быть, сегодня мы слышим в нем не предчувствие каких-то потрясений, а ощущение обреченности, вечного хождения по кругу. Человеческая природа такова, что человек все равно оступится и свалится в бездну соблазна и греха. В Достоевском есть много всего, часто противоречивого, но это в нем есть тоже.

09d37804eb9cd938edea2ce037448dc57145790ca809fa9d8edab5f285a845e7.jpg
Фото: Владимир Яроцкий

Давлетгильдеев: В вечной дихотомии Толстой — Достоевский твое поколение, Семен, — это скорее поколение Достоевского? В чью сторону склоняются двадцатилетние?

Трескунов: Мне кажется, к Достоевскому все же. Пока ты юн, ты крайне живо интересуешься тем, как устроено общество, — а это и есть главная проблема Достоевского. Он ставит диагноз обществу целиком, а ты в обществе — строительный блок. Пока ты молод, тебе рано или поздно приходится с этими болячками сталкиваться. Я вот очень хорошо помню свои ощущения после прочтения его произведений. Как меня они внутренне заводили. Почему меня Достоевский захватил сильнее, чем Толстой? Он обладает качеством большого художника — он зеркалит реальность. Читая его книгу и наблюдая за диалогом Раскольникова и Порфирия Петровича, я не мог для себя определить, на чьей я стороне, чего я хочу: чтобы следователь поймал Раскольникова или все-таки нет? Для меня это очень круто, потому что это абсолютно не очевидно. Для современного человека понятно, что Свидригайлов — безнравственный человек, но то, как преподносится его личность со всеми внутренними ранами и переживаниями, особенно на последних страницах, где он совершает самоубийство, заставляет верить в его спасение. И ты ему сопереживаешь, потому что он глубоко травмированный человек. И это меня поражало. Достоевский, на мой взгляд, более остросюжетный, а значит, он гораздо более драматург…

Сапрыкин: ...Который не написал ни одной пьесы. Мы говорили недавно с коллегами, что это, может быть, лучший в России драматург. И это характерная для России вещь: у нас есть Царь-пушка, которая ни разу не стреляла, Царь-колокол, который ни разу не звонил, лучший драматург, который не написал ничего для театра.

c565cfbc7d6fd194d83bbb024dad6eab8b7b10529096279c20a60262090e86b8.jpg
Юрий Сапрыкин. Фото: Владимир Яроцкий

Трескунов: Да. А вот Толстой для меня никогда не совпадал с ощущением от окружающего мира, от страны, в которой я развивался и рос.

Давлетгильдеев: Тебе в нем не хватает чего-то темного, бунтарского?

Трескунов: Пока ты растешь, ты мыслишь свой жизненный вклад революционным, думаешь, что можешь сделать что-то такое, что запомнится всем. У Достоевского этот внутренний бунт сплошь и рядом. И естественно, ты хочешь найти его и где-то за пределами литературного мира. Ты живешь и видишь двадцать лет Владимира Владимировича Путина, который не меняется годами, с которым очень тяжело сосуществовать в пределах идеологического пространства. Ничто из того, что он тебе говорит с экранов под Новый год, из того, что он делает, с тобой не совпадает.

272180974e696d0994a8eb577cf45dbf9a5a23c17d099ac3116d50873ee3514a.jpg
Семен Трескунов. Фото: Владимир Яроцкий

Сапрыкин: У Достоевского, и правда, есть такая вечная подростковость, подрывная энергия. Притом что, конечно, поздний Достоевский — это очень идеологизированный писатель, у него есть свое представление о том, как надо, как все должно быть устроено, он это открыто проговаривает. Это в природе его таланта — показать идеал, но сразу начать проверять его на прочность, подкладывать под него различные контраргументы, сомнения, провокации. Это юношеская черта — такой бунт против родителей, против отца. Отца в широком смысле — это носитель закона и правил, Бог, президент, царь, лицо из телевизора. А ты пытаешься подорвать это устройство изнутри, поставить под сомнения, найти слабое место и в него ударить. Достоевский делает это совершенно виртуозно. Он гений, которым владеет демон сомнения. Несмотря на все его православие и русскую идею. Это очень юношеская черта. Конечно, в юности его интересно читать еще и потому, что он пишет остросюжетные вещи, часто говорят, что это первые русские детективы. Хотя, конечно, мы не читаем его романы сегодня так же, как настоящие детективы. Там нет загадки, кто убийца — понятно, что это Раскольников. Но это все равно остросюжетные истории с загадками, разгадками, он очень интересовался судами, писал очерки с процессов, многие громкие дела упоминаются в его романах. Сейчас, я думаю, он бы читал «Медиазону» или писал туда постоянно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гнев и стыд: как героиня сериала «Я ненавижу Сьюзи» переживает крах семьи и карьеры Гнев и стыд: как героиня сериала «Я ненавижу Сьюзи» переживает крах семьи и карьеры

Чему стоит поучиться у актрисы, чьи интимные фото были слиты в сеть

Forbes
Психология бедности: 5 установок, которые мешают хорошо зарабатывать Психология бедности: 5 установок, которые мешают хорошо зарабатывать

Почему одни люди богаты, а другие считают мелочь в кошельке?

Cosmopolitan
Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
«Мёртвый жук» и еще 4 упражнения, которые можно делать в кровати «Мёртвый жук» и еще 4 упражнения, которые можно делать в кровати

Утренняя зарядка для тех, кто не любит быстро вставать с постели

Maxim
Гусарская баллада: женщина, которая всю жизнь притворялась мужчиной Гусарская баллада: женщина, которая всю жизнь притворялась мужчиной

На что была бы похожа история реальной Шурочки из фильма «Гусарская баллада»

Cosmopolitan
Непоколебимые устои: как развивается мода с приставкой sustainable Непоколебимые устои: как развивается мода с приставкой sustainable

Какие проблемы решает устойчивое развитие

Forbes
Раскопки туалета XIX века указали на паразитарные инфекции у богатых домовладельцев Раскопки туалета XIX века указали на паразитарные инфекции у богатых домовладельцев

Ленточные черви и власоглавы обнаружены в образцах фекалий туалета XIX века

N+1
Лесные коты вернутся в Англию и Уэльс спустя 200 лет отсутствия Лесные коты вернутся в Англию и Уэльс спустя 200 лет отсутствия

Лесные коты снова вернулись

N+1
Потерялся в лесу Потерялся в лесу

Фрагменты книги инструктора «Лиза Алерт», посвященные поискам в лесу

Домашний Очаг
Учебная тревога: как говорить с детьми о трагедии в Казани Учебная тревога: как говорить с детьми о трагедии в Казани

Как обсуждать с детьми трагедии, участниками которых становятся другие дети?

Forbes
Идеальная мишень. Почему мы любим ненавидеть Чулпан Хаматову Идеальная мишень. Почему мы любим ненавидеть Чулпан Хаматову

Критиковать Чулпан Хаматову всем и по любому поводу стало общим местом

СНОБ
Красота против природы Красота против природы

История картины «Всадница» Карла Брюллова

Вокруг света
«Алешка-атаман»: история разведчицы Елены Колесовой, которую боялись фашисты «Алешка-атаман»: история разведчицы Елены Колесовой, которую боялись фашисты

Елена Колесова отправилась воевать, когда ей был 21 год, а погибла в 23 года

Cosmopolitan
«Сказал девушке, что придумал звук камеры на iPhone — она лишь странно посмотрела»: история саунд-дизайнера Джима Рикса «Сказал девушке, что придумал звук камеры на iPhone — она лишь странно посмотрела»: история саунд-дизайнера Джима Рикса

Джим Рикс придумал звуки щелчка камеры iPhone и приветствия Mac

VC.RU
Как доделывать дела и запускать проекты вовремя Как доделывать дела и запускать проекты вовремя

Есть такие проекты, в которых все есть, а итог всё равно грустный

VC.RU
Мистер спорта Мистер спорта

Почему от некоторых мужчин, увлеченных здоровым образом жизни, хочется бежать

Cosmopolitan
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Как произведение искусства становится обществом социальной справедливости Как произведение искусства становится обществом социальной справедливости

Григорий Ревзин о «Произведении искусства будущего» Рихарда Вагнера

Weekend
Эксперимент и документ. Какими получились новые фильмы о Сахарове Эксперимент и документ. Какими получились новые фильмы о Сахарове

Два фильма, посвященных знаменитому физику и правозащитнику Андрею Сахарову

РБК
«Зеленая» жизнь: зачем нужна экоосознанность? «Зеленая» жизнь: зачем нужна экоосознанность?

Как экологично одеваться и питаться, работать и отдыхать

Psychologies
Слушать кино: плей-лист режиссера Слушать кино: плей-лист режиссера

Подборке любимых саундтреков из кино от режиссера «Китобоя»

Esquire
Ученые установили, почему женщинам сложнее достичь оргазма, чем мужчинам Ученые установили, почему женщинам сложнее достичь оргазма, чем мужчинам

Что эволюция сделала с женским оргазмом

Maxim
«Любовь. Смерть. Роботы» против экранизации «Обители» Прилепина с Безруковым — новая битва сериалов «Любовь. Смерть. Роботы» против экранизации «Обители» Прилепина с Безруковым — новая битва сериалов

Что посмотреть: «Любовь. Смерть. Роботы» или экранизацию «Обители»?

СНОБ
Уставшая женщина, на которой держится все: Кейт Уинслет в сериале «Мейр из Исттауна» Уставшая женщина, на которой держится все: Кейт Уинслет в сериале «Мейр из Исттауна»

Почему роль в «Мейр из Исстауна» — одна из лучших в карьере актрисы

Forbes
«Лучше меня никто не знает, как я бы хотел потратить свои деньги»: как миллиардер Александр Светаков собирается распорядиться капиталом «Лучше меня никто не знает, как я бы хотел потратить свои деньги»: как миллиардер Александр Светаков собирается распорядиться капиталом

Александр Светаков планирует потратить свое состояние на благотворительность

Forbes
5 знаменитостей, которых отменили 5 знаменитостей, которых отменили

Кто из звездных знаменитостей был отмечен клеймом канселлинга

Maxim
Это убивает твой стиль! 7 причин, почему ты покупаешь неправильную одежду Это убивает твой стиль! 7 причин, почему ты покупаешь неправильную одежду

Чтобы шопинг прошел успешно, к нему нужно подойти с умом

Cosmopolitan
Ложный след: почему ужесточение оборота оружия не поможет предотвратить трагедии в школах Ложный след: почему ужесточение оборота оружия не поможет предотвратить трагедии в школах

Ужесточение оборота оружия не повлияет на уровень насилия в школах

Forbes
«Земля кочевников»: потерять все, чтобы найти себя «Земля кочевников»: потерять все, чтобы найти себя

«Лучший способ обрести свободу — стать тем, кого общество называет бездомными»

Psychologies
Мобильный топ: 10 лучших игр для смартфонов на Android Мобильный топ: 10 лучших игр для смартфонов на Android

Десятка самых интересных мобильных игр

CHIP
Открыть в приложении