Дискуссия о месте Достоевского в российской культуре

СНОБКультура

Достоевский как диагноз. Юрий Сапрыкин и Семен Трескунов говорят о главном русском писателе

Фото: Владимир Яроцкий

28 и 29 мая в Москве пройдет конференция «Достоевский и театр», которую фестиваль «Золотая Маска» проведет совместно с образовательным проектом «Полка». В течение двух дней ключевые современные режиссеры, писатели и ученые будут рассуждать и спорить о роли и значении наследия Достоевского. В преддверии конференции о месте писателя в российской культуре Ренат Давлетгильдеев поговорил с куратором мероприятия Юрием Сапрыкиным и героем «Сноба» актером Семеном Трескуновым.

Давлетгильдеев: Хочу начать с цитаты. Недавно смотрел спектакль «Братья Карамазовы» Додина по Достоевскому в МДТ. И не мог не вспомнить его же культовых «Бесов». В 1991 году, когда была премьера спектакля, Додин так объяснял актуальность текста: «Бесы сегодня борются за власть, объявляют войны, начинают свершения, приводящие к великим крахам. Они не могут остановиться, и снова, и снова несут несчастья людям». Сегодня мы возвращаемся к Достоевскому, потому что живем в такое же скользкое, непредсказуемое, неуверенное время?

Сапрыкин: Сегодня мы возвращаемся к Достоевскому, потому что грядет его 200-летие. Я не уверен, что без этой даты возвращение было бы таким же масштабным и заметным. Волей-неволей, когда происходит подобный юбилей, все культурные ресурсы смыкаются единым фронтом. Меня в последние годы, наоборот, удивляло, почему Федор Михайлович отошел на второй план. В главной конкурентной паре Толстой — Достоевский с Толстым все время что-то происходит: снимают кино, пишут бестселлеры, биографии, запускают паблики и телеграм-каналы с его цитатами, люди со всего мира несколько суток подряд читают в ютьюбе «Анну Каренину». А с Достоевским — тишина. Почему так? Можно сделать такое предположение: Толстой говорит нам, что мы хорошие и можем стать лучше, а Достоевский, в конечном счете, показывает нам ту версию нас, на которую не хочется смотреть. Может быть, сегодня мы слышим в нем не предчувствие каких-то потрясений, а ощущение обреченности, вечного хождения по кругу. Человеческая природа такова, что человек все равно оступится и свалится в бездну соблазна и греха. В Достоевском есть много всего, часто противоречивого, но это в нем есть тоже.

09d37804eb9cd938edea2ce037448dc57145790ca809fa9d8edab5f285a845e7.jpg
Фото: Владимир Яроцкий

Давлетгильдеев: В вечной дихотомии Толстой — Достоевский твое поколение, Семен, — это скорее поколение Достоевского? В чью сторону склоняются двадцатилетние?

Трескунов: Мне кажется, к Достоевскому все же. Пока ты юн, ты крайне живо интересуешься тем, как устроено общество, — а это и есть главная проблема Достоевского. Он ставит диагноз обществу целиком, а ты в обществе — строительный блок. Пока ты молод, тебе рано или поздно приходится с этими болячками сталкиваться. Я вот очень хорошо помню свои ощущения после прочтения его произведений. Как меня они внутренне заводили. Почему меня Достоевский захватил сильнее, чем Толстой? Он обладает качеством большого художника — он зеркалит реальность. Читая его книгу и наблюдая за диалогом Раскольникова и Порфирия Петровича, я не мог для себя определить, на чьей я стороне, чего я хочу: чтобы следователь поймал Раскольникова или все-таки нет? Для меня это очень круто, потому что это абсолютно не очевидно. Для современного человека понятно, что Свидригайлов — безнравственный человек, но то, как преподносится его личность со всеми внутренними ранами и переживаниями, особенно на последних страницах, где он совершает самоубийство, заставляет верить в его спасение. И ты ему сопереживаешь, потому что он глубоко травмированный человек. И это меня поражало. Достоевский, на мой взгляд, более остросюжетный, а значит, он гораздо более драматург…

Сапрыкин: ...Который не написал ни одной пьесы. Мы говорили недавно с коллегами, что это, может быть, лучший в России драматург. И это характерная для России вещь: у нас есть Царь-пушка, которая ни разу не стреляла, Царь-колокол, который ни разу не звонил, лучший драматург, который не написал ничего для театра.

c565cfbc7d6fd194d83bbb024dad6eab8b7b10529096279c20a60262090e86b8.jpg
Юрий Сапрыкин. Фото: Владимир Яроцкий

Трескунов: Да. А вот Толстой для меня никогда не совпадал с ощущением от окружающего мира, от страны, в которой я развивался и рос.

Давлетгильдеев: Тебе в нем не хватает чего-то темного, бунтарского?

Трескунов: Пока ты растешь, ты мыслишь свой жизненный вклад революционным, думаешь, что можешь сделать что-то такое, что запомнится всем. У Достоевского этот внутренний бунт сплошь и рядом. И естественно, ты хочешь найти его и где-то за пределами литературного мира. Ты живешь и видишь двадцать лет Владимира Владимировича Путина, который не меняется годами, с которым очень тяжело сосуществовать в пределах идеологического пространства. Ничто из того, что он тебе говорит с экранов под Новый год, из того, что он делает, с тобой не совпадает.

272180974e696d0994a8eb577cf45dbf9a5a23c17d099ac3116d50873ee3514a.jpg
Семен Трескунов. Фото: Владимир Яроцкий

Сапрыкин: У Достоевского, и правда, есть такая вечная подростковость, подрывная энергия. Притом что, конечно, поздний Достоевский — это очень идеологизированный писатель, у него есть свое представление о том, как надо, как все должно быть устроено, он это открыто проговаривает. Это в природе его таланта — показать идеал, но сразу начать проверять его на прочность, подкладывать под него различные контраргументы, сомнения, провокации. Это юношеская черта — такой бунт против родителей, против отца. Отца в широком смысле — это носитель закона и правил, Бог, президент, царь, лицо из телевизора. А ты пытаешься подорвать это устройство изнутри, поставить под сомнения, найти слабое место и в него ударить. Достоевский делает это совершенно виртуозно. Он гений, которым владеет демон сомнения. Несмотря на все его православие и русскую идею. Это очень юношеская черта. Конечно, в юности его интересно читать еще и потому, что он пишет остросюжетные вещи, часто говорят, что это первые русские детективы. Хотя, конечно, мы не читаем его романы сегодня так же, как настоящие детективы. Там нет загадки, кто убийца — понятно, что это Раскольников. Но это все равно остросюжетные истории с загадками, разгадками, он очень интересовался судами, писал очерки с процессов, многие громкие дела упоминаются в его романах. Сейчас, я думаю, он бы читал «Медиазону» или писал туда постоянно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мнение: Spotify убивает открытую и доступную экосистему подкастов Мнение: Spotify убивает открытую и доступную экосистему подкастов

Как Spotify пошатнул доступность подкастов везде, на любой платформе

VC.RU
Премиальный «китаец». Тест-драйв кроссовера CheryExeed TXL Премиальный «китаец». Тест-драйв кроссовера CheryExeed TXL

Что собой представляет кроссовер CheryExeed TXL

СНОБ
Гуру из соцсетей Гуру из соцсетей

Инвесторы могут выкинуть на помойку свои знания об экономической теории

Forbes
Греет, но не пригорает. Климатические парадоксы 2020 года Греет, но не пригорает. Климатические парадоксы 2020 года

Минувший год дал почву для раздумий многочисленной армии климатологов

СНОБ
Худой мир Худой мир

Мы всё так же ведем самоотверженный бой с килограммами и сантиметрами

Cosmopolitan
2 программы бега для разных целей 2 программы бега для разных целей

Программы для бега, которые помогут похудеть и разнообразить активность

Худеем правильно
«Это современное житие святого»: Роман Супер — о работе над фильмом про академика Сахарова «Это современное житие святого»: Роман Супер — о работе над фильмом про академика Сахарова

Почему Андрей Сахаров — это символ большой морали. Фильм «Сахаров. Две жизни»

Forbes
Экземпляр единственный Экземпляр единственный

Потери авиации на советско-германском фронте в июне — июле 1941 года

Дилетант
Плейстоценовый ледник сточил Скандинавское нагорье Плейстоценовый ледник сточил Скандинавское нагорье

Скандинавский ледниковый щит сточил 117-194 метра нагорья

N+1
Из грязи в князи: простые напитки, неожиданно ставшие элитными Из грязи в князи: простые напитки, неожиданно ставшие элитными

Как еще вчера приземленное спиртное становилось желаемым и роскошным

Playboy
5 совершенно обычных предметов, на которых люди сделали состояние 5 совершенно обычных предметов, на которых люди сделали состояние

Самые знаменитые случаи незаслуженного обогащения

Maxim
Вселенная, роботы, дневник путешественника и жуки: 9 нон-фикшн книг для детей Вселенная, роботы, дневник путешественника и жуки: 9 нон-фикшн книг для детей

Подборка книг, с которых стоит начать знакомство ребенка с наукой

Популярная механика
«Воспитывать должны родители, а не контент»: интервью с создателями мультфильма «Маша и Медведь» «Воспитывать должны родители, а не контент»: интервью с создателями мультфильма «Маша и Медведь»

Интервью с режиссером мультсериала «Маша и Медведь» – Натальей Малыгиной

Forbes
Цифровая информация: как много мы ее создаем и где она хранится Цифровая информация: как много мы ее создаем и где она хранится

Современные варианты хранения информации

Популярная механика
Накопительный эффект Накопительный эффект

Как детей в разном возрасте учить финансовой грамотности

OK!
Ночная прокрастинация: почему мы не ложимся спать вовремя Ночная прокрастинация: почему мы не ложимся спать вовремя

Важные дела завершены, на часах полночь, но ты все еще не спишь — узнаешь себя?

Cosmopolitan
Завершение Европы Завершение Европы

Элиас Канетти как зеркало исчезнувшего континента

Weekend
Механика лунного жилища: миссия LUNARK в Гренландии и ее итоги Механика лунного жилища: миссия LUNARK в Гренландии и ее итоги

Каково это — провести 3 месяца в капсуле объемом 17,2 м³ под постоянными вьюгами

Популярная механика
На Земле найдены изотопы веществ, которые не должны существовать На Земле найдены изотопы веществ, которые не должны существовать

Обнаружение тяжелых элементов в земной коре поднимает интересные вопросы

Популярная механика
Был карликом, стал великаном: история загадочного пациента из Австрии Был карликом, стал великаном: история загадочного пациента из Австрии

Необычная история Адама Рейнера не знает аналогов

Cosmopolitan
Гибель мамы, насилие и смерть мужа: личные драмы звезд сериала «Содержанки» Гибель мамы, насилие и смерть мужа: личные драмы звезд сериала «Содержанки»

Измены, домогательства — всё это актрисы «Содержанок» пережили в личной жизни

Cosmopolitan
Длиннохвостые выдры поахали и похихикали Длиннохвостые выдры поахали и похихикали

У считавшегося молчаливым вида выдр оказался богатый звуковой репертуар

N+1
«Мы с Олегом ругаемся!»: Анастасия Волочкова впервые показала возлюбленного «Мы с Олегом ругаемся!»: Анастасия Волочкова впервые показала возлюбленного

Анастасия Волочкова рассказала об отношениях с бойфрендом

Cosmopolitan
Игра с драконами Игра с драконами

Хотя маджонг не имеет международного признания, он известен во всем мире

Вокруг света
Городской шум помешал амадинам научиться петь Городской шум помешал амадинам научиться петь

Шумовое загрязнение мешает птенцам певчих птиц учиться пению

N+1
Крепко стоят на глиняных ногах Крепко стоят на глиняных ногах

Искусство лепки и обжига из хобби превращается в часть фэшн-индустрии

Vogue
Эффект отмены: как прекратить пить противозачаточные и не навредить себе Эффект отмены: как прекратить пить противозачаточные и не навредить себе

Цикл сбился, с кожей проблемы, настроение каждый день, как на пике ПМС…

Cosmopolitan
Архитектура для жизни Архитектура для жизни

Как системный подход помогает управлять городами

N+1
10 мифов о мужчинах, в которые пора перестать верить 10 мифов о мужчинах, в которые пора перестать верить

Мифы о мужчинах - самая загадочная штука в мире

Cosmopolitan
«У Mastercard выпала челюсть»: как стартап «Кошелек» оцифровал 300 млн карт и продался «Тинькофф» «У Mastercard выпала челюсть»: как стартап «Кошелек» оцифровал 300 млн карт и продался «Тинькофф»

Стартап «Кошелек»: российское приложение, удивившее Mastercard

Forbes
Открыть в приложении