Учиться или играть? И то, и другое
«Учиться – скучно». Что может возразить школа на этот, часто справедливый, упрёк учеников? Отвечает Илья Заславский, учитель истории и обществознания, эксперт по геймификации в образовании.
Игровая природа
Учение – дело серьезное, игра – шуточное. Такое разделение долгое время существовало в умах родителей и учителей. В педагогической практике игра существовала, но как отдельный вид деятельности – дидактическая игра, на ней не строился весь учебный процесс. И воспринималось она так: мы сейчас поразвлекаемся – и пойдем заниматься делом. Никто и никогда не рассматривал учебный процесс в целом как игровой. Но в последнее время всё больше становится понятно, что именно игра является лучшей аналогией того, что происходит в школе. Игра имеет мало общего с реальной жизнью – но и школа тоже. Школьное пространство – это пространство, созданное специально, искусственно, с определенными целями. То, что происходит с детьми в школе, не произойдет с ними больше нигде и никогда – они не будут находиться в коллективе, подобранном по году рождения, носить форму и решать одно за другим математические уравнения. И в целом все участники учебного процесса связаны рамками игровых условностей. Педагог тоже действует по правилам. Начинает и заканчивает вести урок по звонку, вызывает учеников к доске, ставит им оценки. Специфическое пространство, специфические игровые роли, правила, цель, риск, выигрыш – такие признаки игры выделял доктор педагогических наук Сталь Анатольевича Шмаков, который посвятил всю свою жизнь изучению игры как культурного феномена и ее использованию в образовательном процессе. Всё это мы без труда находим в самом обыкновенном школьном уроке.
Но почему тогда «Морской бой» захватывает, а игра в школу – нет? Потому что школьная игра сделана «так себе», сейчас она не очень интересная. Но превратить ее в увлекательное действие – в силах учителя.
Интересная игра в школу
Воплощать игровой подход не так сложно, как может показаться. У каждого из нас есть игровой опыт. Достаточно обратиться к нему. Если вы хоть раз в жизни играли в прятки, вы знаете, что такое игровой процесс и по каким лекалам должно происходить любое игровое взаимодействие.
Давайте вспомним, как часто строится урок в классе. Учитель говорит: «Дети, открываем учебник, и Коля читает первый параграф вслух». Коля читает. «Отлично, теперь Вася читает второй параграф вслух». Вася читает. «Очень хорошо! Теперь переписываем третий параграф в тетрадь». Дальше самостоятельная работа, домашняя работа, и все разошлись. А теперь давайте подумаем, почему это не увлекает? Представьте себе, что вы играете в прятки и ведущий, который должен всех искать, приходит и говорит: «Костя, ты прячешься за тем деревом, Маша, ты прячешься вот за этим камнем, Петя – в сарае. Я считаю до 10 и потом пойду вас всех искать». Это же абсурд, в такие «прятки» никто не будет играть. Что поменялось в любимой игре? Почему она перестала быть увлекательной? Потому что из участников – субъектов игрового процесса – дети превратились в объекты – в игрушки. Учитель – это ведущий, который должен воспринимать учеников как других участников игры – если не как равноправных, то хотя бы наделенных определенными правами в ее рамках. То есть не указывать, как действовать, а давать возможность самостоятельно принимать решение, иметь свое мнение. Кроме того, из игры ушел элемент случайности, риска (найдут – не найдут) – один из неотъемлемых признаков любой игры. Добавив примитивный ход, например, считалочку, можно уже исправить положение. Научиться расставаться с частью своей безграничной власти, делиться с детьми долей контроля над уроком – вот основная и самая сложная задача учителя-геймификатора.