«Учиться – скучно». Что может возразить школа на этот упрёк учеников?

Домашний ОчагОбщество

Учиться или играть? И то, и другое

«Учиться – скучно». Что может возразить школа на этот, часто справедливый, упрёк учеников? Отвечает Илья Заславский, учитель истории и обществознания, эксперт по геймификации в образовании.

Игровая природа

Учение – дело серьезное, игра – шуточное. Такое разделение долгое время существовало в умах родителей и учителей. В педагогической практике игра существовала, но как отдельный вид деятельности – дидактическая игра, на ней не строился весь учебный процесс. И воспринималось она так: мы сейчас поразвлекаемся – и пойдем заниматься делом. Никто и никогда не рассматривал учебный процесс в целом как игровой. Но в последнее время всё больше становится понятно, что именно игра является лучшей аналогией того, что происходит в школе. Игра имеет мало общего с реальной жизнью – но и школа тоже. Школьное пространство – это пространство, созданное специально, искусственно, с определенными целями. То, что происходит с детьми в школе, не произойдет с ними больше нигде и никогда – они не будут находиться в коллективе, подобранном по году рождения, носить форму и решать одно за другим математические уравнения. И в целом все участники учебного процесса связаны рамками игровых условностей. Педагог тоже действует по правилам. Начинает и заканчивает вести урок по звонку, вызывает учеников к доске, ставит им оценки. Специфическое пространство, специфические игровые роли, правила, цель, риск, выигрыш – такие признаки игры выделял доктор педагогических наук Сталь Анатольевича Шмаков, который посвятил всю свою жизнь изучению игры как культурного феномена и ее использованию в образовательном процессе. Всё это мы без труда находим в самом обыкновенном школьном уроке.

Но почему тогда «Морской бой» захватывает, а игра в школу – нет? Потому что школьная игра сделана «так себе», сейчас она не очень интересная. Но превратить ее в увлекательное действие – в силах учителя.

Интересная игра в школу

Воплощать игровой подход не так сложно, как может показаться. У каждого из нас есть игровой опыт. Достаточно обратиться к нему. Если вы хоть раз в жизни играли в прятки, вы знаете, что такое игровой процесс и по каким лекалам должно происходить любое игровое взаимодействие.

Давайте вспомним, как часто строится урок в классе. Учитель говорит: «Дети, открываем учебник, и Коля читает первый параграф вслух». Коля читает. «Отлично, теперь Вася читает второй параграф вслух». Вася читает. «Очень хорошо! Теперь переписываем третий параграф в тетрадь». Дальше самостоятельная работа, домашняя работа, и все разошлись. А теперь давайте подумаем, почему это не увлекает? Представьте себе, что вы играете в прятки и ведущий, который должен всех искать, приходит и говорит: «Костя, ты прячешься за тем деревом, Маша, ты прячешься вот за этим камнем, Петя – в сарае. Я считаю до 10 и потом пойду вас всех искать». Это же абсурд, в такие «прятки» никто не будет играть. Что поменялось в любимой игре? Почему она перестала быть увлекательной? Потому что из участников – субъектов игрового процесса – дети превратились в объекты – в игрушки. Учитель – это ведущий, который должен воспринимать учеников как других участников игры – если не как равноправных, то хотя бы наделенных определенными правами в ее рамках. То есть не указывать, как действовать, а давать возможность самостоятельно принимать решение, иметь свое мнение. Кроме того, из игры ушел элемент случайности, риска (найдут – не найдут) – один из неотъемлемых признаков любой игры. Добавив примитивный ход, например, считалочку, можно уже исправить положение. Научиться расставаться с частью своей безграничной власти, делиться с детьми долей контроля над уроком – вот основная и самая сложная задача учителя-геймификатора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Красиво есть не запретишь Красиво есть не запретишь

Русская кухня давно больше, чем салат оливье и борщ

Tatler
Чертова дюжина: 13 автомобилей с провальным дизайном Чертова дюжина: 13 автомобилей с провальным дизайном

Автомобили, которые удивляют своим внешним видом

CHIP
Как укрепить личные границы, не теряя связи с близкими и оставляя место для себя Как укрепить личные границы, не теряя связи с близкими и оставляя место для себя

Если вам сложно определить свои личные границы, тогда эта статья для вас

Домашний Очаг
Что делать, если вашу внешность критикуют Что делать, если вашу внешность критикуют

Что отвечать тем, кто критикует вашу внешность?

Psychologies
Смотрите-ка, звезда! Смотрите-ка, звезда!

Певица Лиза Монеточка о своих преподавателях и учебе в школе

Домашний Очаг
Деньги не главное: как менялась одна из богатейших женщин страны Елена Батурина Деньги не главное: как менялась одна из богатейших женщин страны Елена Батурина

Какими были публичные образы одной из богатейших женщин страны

Cosmopolitan
Опытным путем Опытным путем

Что из западного опыта в образовании мы могли бы использовать в России

Домашний Очаг
«Я разрыдалась, мерзко!»: Катина, Кошкина и другие звезды о встречах с маньяками «Я разрыдалась, мерзко!»: Катина, Кошкина и другие звезды о встречах с маньяками

Звездные героини нашей статьи столкнулись лицом к лицу с маньяками

Cosmopolitan
Великие земляки Великие земляки

Борьба с «низкопоклонством перед Западом»

Дилетант
Почему мы соглашаемся на посредственные отношения Почему мы соглашаемся на посредственные отношения

Пока мы не решим наших личных проблем, здоровые отношения нам не светят

Psychologies
Время старших Время старших

Как мы осознаем сегодня возраст? Рассуждают участницы сообщества Young Old

Домашний Очаг
Зачем и как инвестировать в отношения Зачем и как инвестировать в отношения

Рассказываем, как инвестировать в отношения, чтобы они принесли «дивиденды»

Psychologies
9 вопросов, которые улучшат вашу сексуальную жизнь 9 вопросов, которые улучшат вашу сексуальную жизнь

О чем следует спросить, чтобы ваш секс стал лучше?

Psychologies
Часы войны Часы войны

Именно войнам мы обязаны появлением наручных часов

Вокруг света
10 полезных привычек, которые можно сформировать за 66 дней 10 полезных привычек, которые можно сформировать за 66 дней

Эти привычки могут показаться несерьезными, но они приводят к переменам

Psychologies
Сколько стоит пить? Сколько стоит пить?

Каким будет место алкоголя в “новой нормальности”?

Men’s Health
Тимоти Шаламе и Дени Вильнев о «Дюне», страхах и первом знакомстве Тимоти Шаламе и Дени Вильнев о «Дюне», страхах и первом знакомстве

Тимоти Шаламе и Дени Вильнев встретились с Cosmo

Cosmopolitan
«Две трети городского населения могут стать счастливее». Как и почему в России занялись благоустройством набережных «Две трети городского населения могут стать счастливее». Как и почему в России занялись благоустройством набережных

Почему именно набережные сегодня становятся центром притяжения горожан

СНОБ
«Дочь должна замаскировать татуировку или съехать из моего дома» «Дочь должна замаскировать татуировку или съехать из моего дома»

Родители не могут смириться с тем, что их дети принимают собственные решения

Psychologies
Разлив озер внутри кратеров на древнем Марсе вызывал огромные наводнения: новое исследование Разлив озер внутри кратеров на древнем Марсе вызывал огромные наводнения: новое исследование

Марс был настолько влажным, что его ландшафт изменялся от проточной воды

Популярная механика
Худеем по аюрведе Худеем по аюрведе

Уникальная система питания из Древней Индии

Лиза
Синдром чемодана без ручки: 4 дурацкие причины сохранять отношения Синдром чемодана без ручки: 4 дурацкие причины сохранять отношения

А тебе знакомы какие-то из этих оправданий для отношений?

Cosmopolitan
Похитители тел Похитители тел

Из цикла произведений неизвестных авторов – «Похитители тел» Дмитрия Волкова

Esquire
«Азбука вкуса» перешла на бумажные крышки для кофе «Азбука вкуса» перешла на бумажные крышки для кофе

Продуктовый ретейлер «Азбука вкуса» отказался от пластиковых крышек для кофе

Inc.
Лучшее — детям Лучшее — детям

Кирилл Истомин оформил квартиру для своих друзей и их троих сыновей

AD
«Мне было 4». Женщина рассказала, что ее насиловали в детстве, спустя 25 лет «Мне было 4». Женщина рассказала, что ее насиловали в детстве, спустя 25 лет

Келли Фелстед рассказала, что подвергалась насилию со стороны друга семьи

Cosmopolitan
Почему мы «живем» в социальных сетях: 6 причин Почему мы «живем» в социальных сетях: 6 причин

Чего нам не хватает в реальной жизни, что заставляет нас «зависать» в соцсетях?

Psychologies
Радужные плёнки: наблюдения и опыты Радужные плёнки: наблюдения и опыты

Как радужная плёнка появляется на разных предметах?

Наука и жизнь
Экс-сотрудница крематория рассказала, что бывает с имплантами при кремации Экс-сотрудница крематория рассказала, что бывает с имплантами при кремации

Что ждёт имплантаты и другие человеческие «запчасти» после смерти их владельцев

Cosmopolitan
Как работает 5G и в каких странах применяют этот стандарт связи Как работает 5G и в каких странах применяют этот стандарт связи

В поисках сетевой истины мы отправились в Дубай — Мекку 5G

РБК
Открыть в приложении