Нам нужна школа, где нет места буллингу
Травля – одна из самых серьезных проблем в школе. Если ученики находятся в ситуации травли – в качестве страдающей стороны или в качестве наблюдателей, – ни о каком эффективном обучении речи быть не может, так мы устроены. Как выйти из этой ситуации? Кто может помочь детям? Могут ли они «разобраться сами»?
Своими именами
Травля – это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных одноклассников или их части. Жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок – и этим буллинг отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.
Травля всегда зависит не от пострадавшей стороны, а от агрессора. Жертва травли мало что может сделать без системной помощи взрослых. Травля – это насилие, которое может быть физическим, психологическим, материальным и виртуальным (кибербуллинг).
Соня, 20 лет: «В 6-м классе я сильно поправилась и стала объектом постоянных насмешек со стороны нескольких наших мальчишек. Меня постоянно дразнили «толстухой», «большой живот», периодически я находила в портфеле записки с фразами вроде «Когда тебе рожать?». Остальные отмалчивались. Даже те ребята, с кем я общалась в предыдущих классах. Никто меня не защищал от группы обидчиков, хотя меня поддержало бы банальное: «Отстаньте от нее!» Мне даже казалось, что все остальные тоже насмехаются надо мной, особенно после того, как однажды на физкультуре со мной никто не хотел быть в паре на занятиях. Учителя наверняка все видели, но не считали нужным вмешиваться. Да, меня не били, не запирали в туалете, но мне было ужасно больно и обидно».
Когда кого-то в классе постоянно дразнят, оскорбляют, толкают, портят и прячут вещи, пачкают одежду, угрожают, насмехаются, унижают, устраивают бойкот, отказываются сидеть или стоять рядом, вымогают деньги, срывают подготовку к урокам, создают и распространяют оскорбительные картинки в чате класса или в закрытой группе в соцсетях – все это не просто детские шалости, это травля, и срочно необходимо вмешательство учителей и родителей, а не реагировать по принципу «дети сами разберутся». Это не шутки, не игры, не недопонимание – это насилие, которое необходимо остановить, и сделать это можно только «сверху», пострадавшая сторона остановить подобные действия агрессоров не в состоянии.
Важно понимать, что предотвращение травли должно быть в приоритете у учителей, потому что негативная атмосфера в классе напрямую влияет на учебный процесс. Пострадавший получает большую психологическую травму, но не меньшую травму получают и свидетели насилия. В коллективе, где происходит буллинг, никто из участников и свидетелей не чувствует себя в безопасности, все силы уходят на то, чтобы защитить себя от нападения, или на то, чтобы выстроить свое поведение так, чтобы не занять место жертвы и не оказаться под ударом.
Безопасность – фундаментальная потребность человека, вся мозговая деятельность останавливается или сильно притормаживается в опасных ситуациях, все мыслительные и бессознательные процессы направляются на то, чтобы обезопасить себя. И пострадавшие, и свидетели травли начинают хуже учиться, проявлять все меньше инициативы, медленнее соображают и не могут быстро принимать важные для себя или класса решения. Последствия могут включать в себя даже посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое влияет и на физическое здоровье – может быть причиной мигреней, расстройств ЖКТ, бессонницы, сердечно-сосудистых и аутоиммунных заболеваний.
Поэтому так важно быть в курсе того, что происходит в классе у вашего ребенка, и даже если обнаружившаяся травля не касается его напрямую, обратить на это пристальное внимание и призвать учителей разобраться в ситуации.