Директор Фонда Потанина: «Мы можем позволить себе действовать как лаборатория»
Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева о том, как устроен фонд и куда движется российская благотворительность.
Благотворительный фонд Владимира Потанина поддерживает институциональные и индивидуальные проекты в сферах культуры, высшего образования и развития российской филантропии. За 20 лет работы фонда число грантополучателей и партнеров фонда достигло 35 000 человек. В 2018 году целевые расходы фонда превысили $10 млн. Грантополучателями фонда в 2018 году стали более 900, а всего на конкурсы фонда в прошлом году поступило 24 000 заявок. В команде фонда – 25 человек.
Учредитель фонда Владимир Потанин стал первым российским предпринимателем, кто присоединился к глобальной инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета Giving Pledge («Клятва дарения»). Но еще до этого, в 2010 году, он объявил о решении передать капитал на благотворительные цели.
В 2019 году фонд открывает Центр развития филантропии, направление «Инновации и развитие», а также программу, посвященную спорту как технологии социальных изменений. В год театра Фонд Потанина и национальная театральная премия «Золотая маска» объявили о сотрудничестве. В планах — майский фестиваль музейных театральных проектов. Год начался с премьеры мультимедийного документального проекта «Вместе», партнером в котором выступил портал «Такие дела». Первым городом для паблик-тока проекта 29 марта станет Красноярск, где будут выяснять, может ли научный музей стать успешным бизнес-проектом.
Генеральный директор фонда Оксана Орачева рассказала Forbes Life о том, как устроен фонд и куда движется российская благотворительность.
Благотворительный фонд Владимира Потанина отмечает 20-летие, на ваш взгляд, это много или мало?
И много, и мало. Для нашей страны, где фонды стали появляться только в 1990 годы — это, конечно, много. Двадцать лет работы — знак того, что организация зарекомендовала себя, она востребована. А с точки зрения вечности, то двадцать лет – это, конечно, молодость. Мы считаем, что это хороший возраст.
Как распределены полномочия в фонде? Что решает лично Владимир Потанин, а что вы?
Работа в фонде — это выбор, который нужно делать каждый день, и ответственность, которую ты несешь перед человеком, который создал и финансирует фонд, развивает и поддерживает российскую филантропию. И конечно, это ответственность перед обществом.
Фонд — профессиональная некоммерческая организация. То есть за работу благотворительных программ отвечает команда. Фонд — профессиональная некоммерческая организация, управляется персоналом. То есть сотрудники фонда составляют программы, занимаются профессиональной благотворительностью. В 1999 году фонд создавали Лариса Зелькова с Владимиром Олеговичем. Ими были установлены базовые принципы: открытость, прозрачность, профессионализм. Это значит, что любую работу нужно делать хорошо и привлекать лучших специалистов. Особое значение фонд уделяет системе отбора грантополучателей, для этого мы приглашаем независимых экспертов.
Я пришла в работающую организацию с репутацией. И вижу свою задачу в том, чтобы это сохранить, чтобы все сотрудники фонда разделяли миссию и ценности организации. Благотворительность так устроена, что пользу могут принести только те, кто работает «на одной волне». Здесь невозможно работать механически.
Важна вовлеченность?
Не просто вовлеченность, сопричастность. Конечно, это важно в любой организации, но в благотворительности это жизненно необходимое условие. Здесь за каждым шагом — живые люди и конкретная проблема, которую именно ты сейчас решаешь.
Стратегию определяют Владимир Олегович, совет фонда, а операционной деятельностью занята команда фонда. Вот так мы работаем.
Бюджет фонда вы определяете или Владимир Олегович жертвует определенную сумму и вы от нее пляшете?
У нас ежегодное бюджетирование, стандартный цикл планирования. Есть планы на следующий год, которые утверждает Совет фонда. Мы отчитываемся перед учредителем за реализацию годового плана. Накануне двадцатилетия мы объявили новое стратегическое видение, – теперь у нас не годовой, а трехлетний шаг, планируем бюджет с корректировкой на три года вперед.
К своему двадцатилетию фонд перезагрузился?
Нет, не перезагрузился, перешел на следующий уровень. Перезапуск — это отказ от чего-то. Мы этого не делали, но поняли, что пора двигаться дальше. Вместе с нашими грантополучателями, экспертами, партнерами мы решились на новый шаг.
Прежде всего, мы объединили свои программы, сделали их более сложными, вышли за рамки отдельных конкурсов, предложив сразу комплексный подход. Мы сохранили концепцию лидерства, которая лежит в основе фонда. Мы поддерживаем сильных, креативных и творческих людей, тех, кто принимает нестандартные решения, кто готов менять жизнь вокруг и брать на себя ответственность.
Чтобы идея выстрелила, должна так или иначе меняться среда. Но чтобы принимать решения доказательно, нам нужно понимать, что происходит в этой среде на самом деле. Теперь во всех наших программах появился исследовательский компонент, и мы стали поддерживать точечные исследования.
Благодаря исследованиям мы можем составить более детальную картину происходящего. Например, мы поддержали исследование аудитории современного искусства. Сейчас совместно с национальным фондом подготовки кадров изучаем институт магистратуры. Как работает Болонская система образования в нашей стране, как взаимодействуют разные уровни образования, что происходит с магистратурой?