В поисках Рюрика
Основным источником сведений о Рюрике является древнерусская «Повесть временных лет», созданная в начале XII века, почти через 300 лет после описываемого призвания варягов на Русь. Причём самый ранний сохранившийся список «Повести» датируется XIV веком. В скандинавских сказаниях встречаются Рёрики и Рорики, но доказать их связь с «русским» Рюриком не удалось.
Вот как в «Повести временных лет» описывается призвание варягов (с теми или иными отклонениями история присутствует и в других древнерусских источниках, таких как Новгородская первая летопись или Кормчая книга): «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды (племён изгнавших варягов: чуди, словен, мери, кривичей), и встал род на род… И сказали себе: "Поищем князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своим родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде… Синеус на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».
Далее летопись сообщала, что младшие братья умерли, после чего Рюрик консолидировал территорию под своей властью. По версии Ипатьевского извода «Повести», Рюрик княжил не в Новгороде, а в Ладоге — более старом городе-крепости на реке Волхов. По утверждению «Повести», призвание произошло в 6370 году от сотворения мира, а по нынешнему летоисчислению — в 862-м от Рождества Христова.
Неизвестный автор «Задонщины» — поэтического панегирика XIV века, посвящённого победе Дмитрия Донского над Мамаем, не обогатил биографию Рюрика, зато определил его место в русской истории как родоначальника правящей династии: «Той вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыяе струны, пояше славу русским князьям: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу…»
Самое смелое дополнение появилось в следующем веке, в «Сказании о князьях владимирских». В повествовании утверждалось, что Рюрик являлся потомком некоего Пруса, брата римского императора Августа, прибывшего на берега Балтийского моря и возглавившего племя пруссов. Такая легенда не просто тешила самолюбие московских царей, а возвышала их над соседними династиями. Основатель России был не обычным варягом-викингом, а братом повелителя самой могучей империи мира, в расцвете её могущества! Это означало прямую связь Третьего Рима с Римом Первым, а роль Второго Рима — Византии — сводилась к тому, что Константин Мономах прислал шапку-корону Владимиру Мономаху.
Внук и бунтарь
Достаточно долго сам факт заморского происхождения правящей династии не подвергался сомнению, зато прирастал дополнительными нюансами. В XV веке в новгородских летописях появляется имя Гостомысла — старейшины ильменских словен, призвавшего на княжение Рюрика. Позже государственный деятель и историк Василий Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись — один из самых спорных источников русской историографии, назвал Рюрика внуком Гостомысла, рождённым от дочери старейшины — Умилы.
Когда сыновья самого Гостомысла умерли или погибли, старейшина вспомнил о заморском внуке и пригласил его управлять славянами и союзными им народами северо-запада будущей России.
Подтверждения и сомнения
Критическое отношение к фигуре Рюрика, точнее, его родственным связям, появилось ещё в XVII веке. Юрий Крижанич, хорватский лингвист и философ, по сути, первый славянофил, считал «Сказание о князьях владимирских» и версию о происхождении Рюриковичей от Августа — посмешищем.