В эпоху турнюров и корсетов они пускались в рискованные экспедиции

Культура.РФИстория

Дамы-этнографы царской России

Автор: Екатерина Гудкова

0:00 /
920.115
Александра Ефименко. Изображение: uahistory.com

В эпоху турнюров и корсетов они пускались в рискованные экспедиции, вооружившись блокнотом, фонографом, фотоаппаратом, а иногда и лопатой. Особенно заметным оказался их вклад в новые научные дисциплины — этнографию и археологию, востоковедение и фольклористику. Женщины, пришедшие в большую науку в 70-е годы XIX века, выстраивали культурные связи между Востоком и Западом, фиксировали те стороны народной жизни, куда не допускались мужчины, участвовали в раскопках древних поселений. Об их судьбах рассказывает портал «Культура.РФ».

Александра Ефименко: по стопам Ломоносова

Первой в России женщиной — профессором истории стала уроженка поморского села Варзуга. Александра Ставровская родилась в 1848 году. Еще будучи гимназисткой, она работала домашней учительницей, чтобы помочь семье. Ее юность прошла в Холмогорах, на родине другого известного помора — Михаила Ломоносова. В 1870 году она обвенчалась с Петром Ефименко — сосланным на Север участником Харьковско-Киевского тайного общества. Их объединил интерес к этнографии и истории, они вместе ездили в экспедиции, изучали архивные материалы, готовили научные публикации. Новым словом в науке стали статьи Александры Ефименко об архангельских артелях, о быте саамов, зырян, карелов.

В 1874 году супруги переехали на родину Петра Ефименко, на Украину, — сначала в Чернигов, а затем в Харьков. Из-за слабого здоровья мужа Александра стала главным кормильцем в семье. Она писала статьи и читала лекции. В 1907 году ее как признанного специалиста по истории Украины пригласили преподавать на высших женских Бестужевских курсах в Петербурге. В 1910 году Харьковский университет присвоил ей степень почетного доктора истории — она стала первой женщиной в России, получившей ученое звание. Александра Ефименко написала более сотни статей, стала членом Русского географического общества, поддерживала женское движение.

После революции 1917 года Александра Ефименко поселилась на хуторе близ Харькова. В ночь с 17 на 18 декабря 1918 года в ее дом ворвались петлюровцы и застрелили вместе с дочерью Татьяной и слугами. В 1978 году ее останки изъяли из братской могилы и перезахоронили на территории сельской школы.

Евгения Линёва: певица, марксистка, собирательница

Евгения Линёва.
Изображение:
znamja.com

Оперная певица с немецкими корнями Евгения Линёва (урожденная Паприц) вошла в историю как собирательница народных песен. Она родилась в 1853 году в Бресте. После учебы в Петербургской и Венской консерваториях обладательница контральто (редкого низкого голоса) выступала в Европе и в Большом театре в Москве. В это же время она стала членом московской подпольной организации, издававшей социалистическую литературу, переводила работы Энгельса и даже лично встречалась с ним за границей.

В 1880-е годы Евгения Паприц вышла замуж за инженера-народовольца Александра Линёва, покинула оперную сцену и организовала в Москве любительский хор. Для хора она и начала собирать фольклорный репертуар. В 1890–1896 годах супруги жили в США. Там Евгения Линёва создала хор из русских эмигрантов: концерты русских народных песен проходили в Нью-Йорке, Чикаго и других городах Америки. В 1897 году, вернувшись на родину, отправилась в экспедицию по Центральной России. Во время этой поездки она одной из первых в мире применила для записи русского фольклора фонограф. В 1901 году Линёва зафиксировала мелодии севернорусских песен в Новгородской губернии, а в 1903 году собрала богатый материал украинских песен в Полтавской губернии. Прежде музыковеды интересовались только напевом, а филологи-фольклористы — только словами. Линёва же была убеждена: «Для народного певца текст немыслим без напева, а напев без текста. Это правило должно быть священно и для собирателя».

Евгения Линёва разработала собственный метод нотирования, то есть записи нотными знаками, стояла у истоков Музыкально-этнографической комиссии при Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В деятельности комиссии принимали участие известные композиторы — Николай Римский-Корсаков, Сергей Танеев, Анатолий Лядов, Михаил Ипполитов-Иванов. С 1906 года собирательница преподавала в Народной консерватории, через пять лет она была удостоена Малой серебряной медали Русского географического общества за сообщение о музыке закрытых религиозных общин.

Ольга Лебедева: загадочная Гюльнар-ханым

Ольга Лебедева.
Изображение:
wikipedia.org

Ольга Лебедева родилась в 1854 году в имении близ Казани. Она с юности общалась с татарскими писателями и изучала восточные языки. В 1886 году вышел ее перевод с татарского на русский памятника персидской литературы XI века «Кабус-наме». В 1887 году Лебедева предложила создать востоковедческое общество, Высочайшее позволение на это было дано в 1900 году.

В 1889 году на международном конгрессе в Стокгольме россиянка познакомилась с турецким журналистом и просветителем Ахметом Медхатом. Его так поразили познания Лебедевой, что Медхат пригласил ее в Стамбул. В Турции Лебедева стала изучать положение женщин в исламском мире. Она подружилась с первой турецкой поэтессой Нигяр-ханым и первой турецкой писательницей-романисткой Фатмой Алийе. В 1891 году султан Османской империи Абдул-Хамид II вручил Лебедевой орден Милосердия II степени за заслуги перед востоковедением.

«Русская литература» Ольги Лебедевой стала первой книгой на турецком языке о русских писателях. Под псевдонимом «Гюльнар-ханым», «госпожа Гюльнар», Лебедева перевела на турецкий произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Льва Толстого. С последним у нее завязалась переписка.

Милостивый государь, граф Лев Николаевич!
Занимаясь восточными языками, я особенно хорошо изучила турецкий язык и его литературу. С этой целью я провела несколько времени в Константинополе и познакомилась со многими литераторами. Это дало мне возможность убедиться в том, что они с жадностью читают Ваши дивные произведения в французском переводе и сумели оценить в них всю Вашу гениальность. Ольга Лебедева, 1894 год

Востоковед вынашивала мысль издать книгу со сходными по смыслу фрагментами Библии и Корана, чтобы показать общность нравственных идеалов христианства и ислама. Лев Толстой идею поддержал, но книга так и не вышла. После 1909 года следы Ольги Лебедевой затерялись.

Ольга Семёнова: летописец русской жизни

Ольга Семёнова.
Изображение:
geni.com

Дети известного путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского пошли по стопам отца. Среди его сыновей было два географа, метеоролог и статистик. Единственная дочь, Ольга, родилась в 1863 году. Дома она получила естественно-научное образование, которое и сформировало у нее интерес к истории и географии. Многие годы она собирала русский фольклор, записывала обряды Данковского и Раненбургского уездов. В 23 года Ольга Семенова была удостоена Серебряной медали Русского географического общества за сборник песен Рязанской губернии. Она собирала артефакты и фотографировала крестьян, изучала обычаи и нравы жителей Рязанщины, где находилось имение Семёновых, а также ездила в экспедиции в Тамбовскую, Орловскую и Тульскую губернии. Она могла попасть туда, куда не пускали этнографов-мужчин: на родильные и предсвадебные обряды, женские ритуалы в поле.

После смерти своего жениха Ольга с головой ушла в работу, помогала отцу готовить многотомный труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Главным ее произведением стало собрание очерков «Жизнь «Ивана» — о крестьянах Центральной России. Семенова с симпатией и состраданием относилась к деревенским женщинам и, как ученый, стремилась фиксировать факты: «В большинстве семей умирает более половины всех рожденных детей. Редкая баба не родит восьми, а то и десяти, двенадцати ребят, а из них остается в живых три-четыре». Иногда в ее записях проскальзывало сравнение нравов образованной публики и крестьян: «Вообще при выборе невесты или любовницы крестьянский вкус совсем не сходится с нашим. Нам нравятся строгие или чистые линии и очертания, а всякий мужик предпочтет дебелую, расплывшуюся девку или бабу». Ольга Семенова не успела закончить книгу «Жизнь «Ивана» — рукопись была найдена в 1906 году, когда этнограф скончалась. Очерки опубликовали через восемь лет, в 1914 году.

Вера Харузина: исследователь первобытного мира

Вера Харузина.
Изображение:
planeta-l.ru

Первая в России женщина — профессор этнографии родилась в 1866 году в семье московских купцов, стоявших в одном ряду с такими известными фамилиями, как Третьяковы, Боткины, Щукины. Три брата Харузиных — Михаил, Алексей и Николай — получили университетское образование в России и стали этнографами. Прошедшая в 1877 году в Москве этнографическая выставка подтолкнула и их 11-летнюю сестру Веру к изучению этой науки. Но Высшие женские курсы на несколько лет закрылись, и после окончания гимназии девушка отправилась учиться в Париж.

В 1887 году Вера Харузина сопровождала брата Николая в экспедиции на Кольский полуостров. Результаты поездки Николай обобщил в книге «Русские лопари», за которую получил Золотую медаль Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Николай Харузин скончался незадолго до своего 35-летия. Написанный им учебник — первый курс по этнографии в России — уже после его смерти готовили к печати сестра и средний брат Алексей.

В 1900-е годы вышли самостоятельные работы Веры Харузиной про первобытные религиозные воззрения, древнейшие родильные и крестильные обряды. Ее научной специализацией стала история и этнография первобытности. С 1907 года Харузина преподавала на Высших женских курсах и в Московском археологическом институте. Она продолжала работать, даже несмотря на паралич, которым страдала с 1908 года. Прикованная к инвалидному креслу, Харузина стала профессором Московского университета. Ее учебник «Введение в этнографию» переиздавался до революции и в советское время. В 1914 году она была удостоена Золотой медали Русского географического общества за ученые труды. Вера Харузина скончалась в Москве в 1931 году.

Юлия Гендуне: археология и мистика

Юлия Гендуне.
Изображение:
konakovsky-
uezd.org

О жизни первой российской женщины-археолога известно мало. Она родилась в 1869 году, фамилия Гендуне досталась ей от мужа, обрусевшего финна. Через несколько лет после свадьбы выпускница Императорского археологического института в Петербурге (она была первой принятой туда девушкой) стала проводить все свое время на раскопках. В 1896–1902 годах Юлия Гендуне раскапывала могильники XII–XIV веков на Клязьме, известные как Болшевская и Городищенская курганные группы. Она также вела раскопки древнего Радонежа, пережившего свой расцвет в XIV веке. В 1903 году Гендуне обнаружила следы поселения раннего железного века между Тулой и Калугой и предположила, что оно было разрушено в V веке гуннами. В верховье Волги Гендуне раскопала древнефинское городище Топорок. Среди уникальных находок были предметы, принадлежавшие шаману, жертвенник и непонятные объекты, которые посчитали детскими игрушками.

В 1909 году, заканчивая раскопки Топорка, Гендуне выбрала место на кладбище в близлежащем селе Никольское-Сучки и распорядилась построить там склеп в виде пирамиды. Вскоре она застрелилась, оставив записку: «Любопытство — один из смертных пороков». Логического объяснения поступку Гендуне так и не нашли, но местные жители были уверены: во время раскопок она потревожила дух древнего шамана, за что и была наказана.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Четыре сети со своими правилами ведения бизнеса: чем отличается развитие интернета в Индии, США, Китае и Европе Четыре сети со своими правилами ведения бизнеса: чем отличается развитие интернета в Индии, США, Китае и Европе

Интернет поделился на четыре самостоятельные части

VC.RU
«Она отказала мне два раза». Что не так с «короткими» ОСАГО «Она отказала мне два раза». Что не так с «короткими» ОСАГО

В нескольких страховых компаниях водителю отказали в оформлении ОСАГО

РБК
Улыбаться жизни вместе Улыбаться жизни вместе

Кто сказал, что жизнь – это всегда преодоление?

Psychologies
Жизнь в горах заставила тибетских антилоп отказаться от «взрослого» гемоглобина Жизнь в горах заставила тибетских антилоп отказаться от «взрослого» гемоглобина

Тибетские антилопы приспособились к жизни в условиях гипоксии неожиданным путем

N+1
Сергей Семак Сергей Семак

Как использует свою медийность главный тренер футбольной команды «Зенит»?

Собака.ru
Голодные игры: звезды, которые сидели на опасных диетах ради славы Голодные игры: звезды, которые сидели на опасных диетах ради славы

Как худели знаменитости: стоит ли голодать и какие у этого последствия?

Cosmopolitan
Астрономы объяснили наклон орбиты Деймоса кольцом вокруг древнего Марса Астрономы объяснили наклон орбиты Деймоса кольцом вокруг древнего Марса

Кольцо Марса было сформировано протолуной планеты, из которой родился Фобос

N+1
Уперся рогом! Уперся рогом!

Как ужиться с упрямцем? Подскажет психолог

Лиза
Наши шесть соток Наши шесть соток

Герои «Татлера» оценили спасительную сень родных яблонь, вишен и калин

Tatler
Солнечная энергия в вашей квартире Солнечная энергия в вашей квартире

Когда-то давным-давно, ещё в СССР, в Москве работал магазин «Пионер»

Наука и жизнь
Судят по себе: какие письма пишут себе заключенные, приговоренные к длительным срокам Судят по себе: какие письма пишут себе заключенные, приговоренные к длительным срокам

Как один неверный выбор может изменить всю жизнь

Esquire
Чтобы кожа сияла Чтобы кожа сияла

Всего за неделю у моря кожа становится ухоженной и отдохнувшей

Худеем правильно
Главные интриги чемпионата Испании по футболу Главные интриги чемпионата Испании по футболу

Если к Бундеслиге душа не лежит, а посмотреть футбол хочется, не унывайте

GQ
«Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить «Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить

Гендиректор «Везёт» Андрей Лукашевич рассказывает о сделке с «Яндекс.Такси»

Forbes
7 вопросов трихологу 7 вопросов трихологу

Что делать, если вы заметили, что качество шевелюры резко испортилось

Худеем правильно
Стоит ли девушкам пользоваться мужской косметикой Стоит ли девушкам пользоваться мужской косметикой

Разделение косметических продуктов на мужские и женские осталось в прошлом

Psychologies
Берегись автомобиля и береги пешехода: как кататься на велосипеде Берегись автомобиля и береги пешехода: как кататься на велосипеде

Далеко не все себе представляют, как безопасно ездить на велосипеде

Популярная механика
20 000 лье над водой: история летающей подводной лодки 20 000 лье над водой: история летающей подводной лодки

Гениальная идея военных инженеров, которая не может спуститься с небес на землю

Maxim
ОСАГО теряет смысл ОСАГО теряет смысл

В последнее время все большее количество водителей ездят без страховки

Эксперт
Членство в секте и насилие над детьми: темная сторона жизни Эдуарда Успенского Членство в секте и насилие над детьми: темная сторона жизни Эдуарда Успенского

Чего мы не знаем о детском писателе Эдуарде Успенском?

Cosmopolitan
Каланы повысят продуктивность морских экосистем и помогут экономике Канады Каланы повысят продуктивность морских экосистем и помогут экономике Канады

Почему восстанавливать численность морских экосистем можно и нужно

N+1
Софья Эрнст Софья Эрнст

Масштаб персонажа Софьи Эрнст в сериале «Содержанки» растет

Собака.ru
Ленин: история пломбированного вагона Ленин: история пломбированного вагона

Отрывок из книги «Ленин. Человек, который изменил все»

СНОБ
1947: бурный рост 1947: бурный рост

Всего за один год мотопромышленность СССР выдвинулась в число крупнейших в мире

Мото
Правила бойни. Гласный и негласный этикет «благородной» войны Правила бойни. Гласный и негласный этикет «благородной» войны

Чем убивать нечестно и можно ли отвести на пленном снайпере душу

Maxim
Со дна за одной Со дна за одной

«Чики» — восемь серий нестоличного взгляда на жизнь

Огонёк
«Отойди, мальчик»: как культ самостоятельности отравляет наши отношения «Отойди, мальчик»: как культ самостоятельности отравляет наши отношения

Самостоятельность — это проявление силы или слабости?

Psychologies
Почему предпринимателям нужно брать пример с тоддлеров Почему предпринимателям нужно брать пример с тоддлеров

Научиться ходить гораздо сложнее, чем кажется

Inc.
«Очень круто, когда нет человека» «Очень круто, когда нет человека»

Кто в России создает виртуальных инфлюенсеров

Inc.
Любимые автомобили Марка Уолберга Любимые автомобили Марка Уолберга

Удивительно, как в его гараже уживаются гоночные модели и минивэны

GQ
Открыть в приложении