В эпоху турнюров и корсетов они пускались в рискованные экспедиции

Культура.РФИстория

Дамы-этнографы царской России

Автор: Екатерина Гудкова

0:00 /
920.115
Александра Ефименко. Изображение: uahistory.com

В эпоху турнюров и корсетов они пускались в рискованные экспедиции, вооружившись блокнотом, фонографом, фотоаппаратом, а иногда и лопатой. Особенно заметным оказался их вклад в новые научные дисциплины — этнографию и археологию, востоковедение и фольклористику. Женщины, пришедшие в большую науку в 70-е годы XIX века, выстраивали культурные связи между Востоком и Западом, фиксировали те стороны народной жизни, куда не допускались мужчины, участвовали в раскопках древних поселений. Об их судьбах рассказывает портал «Культура.РФ».

Александра Ефименко: по стопам Ломоносова

Первой в России женщиной — профессором истории стала уроженка поморского села Варзуга. Александра Ставровская родилась в 1848 году. Еще будучи гимназисткой, она работала домашней учительницей, чтобы помочь семье. Ее юность прошла в Холмогорах, на родине другого известного помора — Михаила Ломоносова. В 1870 году она обвенчалась с Петром Ефименко — сосланным на Север участником Харьковско-Киевского тайного общества. Их объединил интерес к этнографии и истории, они вместе ездили в экспедиции, изучали архивные материалы, готовили научные публикации. Новым словом в науке стали статьи Александры Ефименко об архангельских артелях, о быте саамов, зырян, карелов.

В 1874 году супруги переехали на родину Петра Ефименко, на Украину, — сначала в Чернигов, а затем в Харьков. Из-за слабого здоровья мужа Александра стала главным кормильцем в семье. Она писала статьи и читала лекции. В 1907 году ее как признанного специалиста по истории Украины пригласили преподавать на высших женских Бестужевских курсах в Петербурге. В 1910 году Харьковский университет присвоил ей степень почетного доктора истории — она стала первой женщиной в России, получившей ученое звание. Александра Ефименко написала более сотни статей, стала членом Русского географического общества, поддерживала женское движение.

После революции 1917 года Александра Ефименко поселилась на хуторе близ Харькова. В ночь с 17 на 18 декабря 1918 года в ее дом ворвались петлюровцы и застрелили вместе с дочерью Татьяной и слугами. В 1978 году ее останки изъяли из братской могилы и перезахоронили на территории сельской школы.

Евгения Линёва: певица, марксистка, собирательница

Евгения Линёва.
Изображение:
znamja.com

Оперная певица с немецкими корнями Евгения Линёва (урожденная Паприц) вошла в историю как собирательница народных песен. Она родилась в 1853 году в Бресте. После учебы в Петербургской и Венской консерваториях обладательница контральто (редкого низкого голоса) выступала в Европе и в Большом театре в Москве. В это же время она стала членом московской подпольной организации, издававшей социалистическую литературу, переводила работы Энгельса и даже лично встречалась с ним за границей.

В 1880-е годы Евгения Паприц вышла замуж за инженера-народовольца Александра Линёва, покинула оперную сцену и организовала в Москве любительский хор. Для хора она и начала собирать фольклорный репертуар. В 1890–1896 годах супруги жили в США. Там Евгения Линёва создала хор из русских эмигрантов: концерты русских народных песен проходили в Нью-Йорке, Чикаго и других городах Америки. В 1897 году, вернувшись на родину, отправилась в экспедицию по Центральной России. Во время этой поездки она одной из первых в мире применила для записи русского фольклора фонограф. В 1901 году Линёва зафиксировала мелодии севернорусских песен в Новгородской губернии, а в 1903 году собрала богатый материал украинских песен в Полтавской губернии. Прежде музыковеды интересовались только напевом, а филологи-фольклористы — только словами. Линёва же была убеждена: «Для народного певца текст немыслим без напева, а напев без текста. Это правило должно быть священно и для собирателя».

Евгения Линёва разработала собственный метод нотирования, то есть записи нотными знаками, стояла у истоков Музыкально-этнографической комиссии при Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В деятельности комиссии принимали участие известные композиторы — Николай Римский-Корсаков, Сергей Танеев, Анатолий Лядов, Михаил Ипполитов-Иванов. С 1906 года собирательница преподавала в Народной консерватории, через пять лет она была удостоена Малой серебряной медали Русского географического общества за сообщение о музыке закрытых религиозных общин.

Ольга Лебедева: загадочная Гюльнар-ханым

Ольга Лебедева.
Изображение:
wikipedia.org

Ольга Лебедева родилась в 1854 году в имении близ Казани. Она с юности общалась с татарскими писателями и изучала восточные языки. В 1886 году вышел ее перевод с татарского на русский памятника персидской литературы XI века «Кабус-наме». В 1887 году Лебедева предложила создать востоковедческое общество, Высочайшее позволение на это было дано в 1900 году.

В 1889 году на международном конгрессе в Стокгольме россиянка познакомилась с турецким журналистом и просветителем Ахметом Медхатом. Его так поразили познания Лебедевой, что Медхат пригласил ее в Стамбул. В Турции Лебедева стала изучать положение женщин в исламском мире. Она подружилась с первой турецкой поэтессой Нигяр-ханым и первой турецкой писательницей-романисткой Фатмой Алийе. В 1891 году султан Османской империи Абдул-Хамид II вручил Лебедевой орден Милосердия II степени за заслуги перед востоковедением.

«Русская литература» Ольги Лебедевой стала первой книгой на турецком языке о русских писателях. Под псевдонимом «Гюльнар-ханым», «госпожа Гюльнар», Лебедева перевела на турецкий произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Льва Толстого. С последним у нее завязалась переписка.

Милостивый государь, граф Лев Николаевич!
Занимаясь восточными языками, я особенно хорошо изучила турецкий язык и его литературу. С этой целью я провела несколько времени в Константинополе и познакомилась со многими литераторами. Это дало мне возможность убедиться в том, что они с жадностью читают Ваши дивные произведения в французском переводе и сумели оценить в них всю Вашу гениальность. Ольга Лебедева, 1894 год

Востоковед вынашивала мысль издать книгу со сходными по смыслу фрагментами Библии и Корана, чтобы показать общность нравственных идеалов христианства и ислама. Лев Толстой идею поддержал, но книга так и не вышла. После 1909 года следы Ольги Лебедевой затерялись.

Ольга Семёнова: летописец русской жизни

Ольга Семёнова.
Изображение:
geni.com

Дети известного путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского пошли по стопам отца. Среди его сыновей было два географа, метеоролог и статистик. Единственная дочь, Ольга, родилась в 1863 году. Дома она получила естественно-научное образование, которое и сформировало у нее интерес к истории и географии. Многие годы она собирала русский фольклор, записывала обряды Данковского и Раненбургского уездов. В 23 года Ольга Семенова была удостоена Серебряной медали Русского географического общества за сборник песен Рязанской губернии. Она собирала артефакты и фотографировала крестьян, изучала обычаи и нравы жителей Рязанщины, где находилось имение Семёновых, а также ездила в экспедиции в Тамбовскую, Орловскую и Тульскую губернии. Она могла попасть туда, куда не пускали этнографов-мужчин: на родильные и предсвадебные обряды, женские ритуалы в поле.

После смерти своего жениха Ольга с головой ушла в работу, помогала отцу готовить многотомный труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Главным ее произведением стало собрание очерков «Жизнь «Ивана» — о крестьянах Центральной России. Семенова с симпатией и состраданием относилась к деревенским женщинам и, как ученый, стремилась фиксировать факты: «В большинстве семей умирает более половины всех рожденных детей. Редкая баба не родит восьми, а то и десяти, двенадцати ребят, а из них остается в живых три-четыре». Иногда в ее записях проскальзывало сравнение нравов образованной публики и крестьян: «Вообще при выборе невесты или любовницы крестьянский вкус совсем не сходится с нашим. Нам нравятся строгие или чистые линии и очертания, а всякий мужик предпочтет дебелую, расплывшуюся девку или бабу». Ольга Семенова не успела закончить книгу «Жизнь «Ивана» — рукопись была найдена в 1906 году, когда этнограф скончалась. Очерки опубликовали через восемь лет, в 1914 году.

Вера Харузина: исследователь первобытного мира

Вера Харузина.
Изображение:
planeta-l.ru

Первая в России женщина — профессор этнографии родилась в 1866 году в семье московских купцов, стоявших в одном ряду с такими известными фамилиями, как Третьяковы, Боткины, Щукины. Три брата Харузиных — Михаил, Алексей и Николай — получили университетское образование в России и стали этнографами. Прошедшая в 1877 году в Москве этнографическая выставка подтолкнула и их 11-летнюю сестру Веру к изучению этой науки. Но Высшие женские курсы на несколько лет закрылись, и после окончания гимназии девушка отправилась учиться в Париж.

В 1887 году Вера Харузина сопровождала брата Николая в экспедиции на Кольский полуостров. Результаты поездки Николай обобщил в книге «Русские лопари», за которую получил Золотую медаль Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Николай Харузин скончался незадолго до своего 35-летия. Написанный им учебник — первый курс по этнографии в России — уже после его смерти готовили к печати сестра и средний брат Алексей.

В 1900-е годы вышли самостоятельные работы Веры Харузиной про первобытные религиозные воззрения, древнейшие родильные и крестильные обряды. Ее научной специализацией стала история и этнография первобытности. С 1907 года Харузина преподавала на Высших женских курсах и в Московском археологическом институте. Она продолжала работать, даже несмотря на паралич, которым страдала с 1908 года. Прикованная к инвалидному креслу, Харузина стала профессором Московского университета. Ее учебник «Введение в этнографию» переиздавался до революции и в советское время. В 1914 году она была удостоена Золотой медали Русского географического общества за ученые труды. Вера Харузина скончалась в Москве в 1931 году.

Юлия Гендуне: археология и мистика

Юлия Гендуне.
Изображение:
konakovsky-
uezd.org

О жизни первой российской женщины-археолога известно мало. Она родилась в 1869 году, фамилия Гендуне досталась ей от мужа, обрусевшего финна. Через несколько лет после свадьбы выпускница Императорского археологического института в Петербурге (она была первой принятой туда девушкой) стала проводить все свое время на раскопках. В 1896–1902 годах Юлия Гендуне раскапывала могильники XII–XIV веков на Клязьме, известные как Болшевская и Городищенская курганные группы. Она также вела раскопки древнего Радонежа, пережившего свой расцвет в XIV веке. В 1903 году Гендуне обнаружила следы поселения раннего железного века между Тулой и Калугой и предположила, что оно было разрушено в V веке гуннами. В верховье Волги Гендуне раскопала древнефинское городище Топорок. Среди уникальных находок были предметы, принадлежавшие шаману, жертвенник и непонятные объекты, которые посчитали детскими игрушками.

В 1909 году, заканчивая раскопки Топорка, Гендуне выбрала место на кладбище в близлежащем селе Никольское-Сучки и распорядилась построить там склеп в виде пирамиды. Вскоре она застрелилась, оставив записку: «Любопытство — один из смертных пороков». Логического объяснения поступку Гендуне так и не нашли, но местные жители были уверены: во время раскопок она потревожила дух древнего шамана, за что и была наказана.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Даже если вам немного за 30 Даже если вам немного за 30

Как построить отношения и найти свою половинку в зрелом возрасте

Psychologies
5 фраз, которыми можно испортить жизнь ребенку 5 фраз, которыми можно испортить жизнь ребенку

Нечаянно сказанное слово может изменить судьбу ребенка

Psychologies
Театральный этикет в XIX веке Театральный этикет в XIX веке

В XIX веке в театр ходили не только для того, чтобы посмотреть спектакль

Культура.РФ
Почему цены иногда уходят в минус? Почему цены иногда уходят в минус?

Нефть не подешевела, подорожало её хранение в одном месте в конкретное время

N+1
Подарок для списка Forbes: Путин предложил освободить зарубежный бизнес россиян от налоговой отчетности Подарок для списка Forbes: Путин предложил освободить зарубежный бизнес россиян от налоговой отчетности

Вмененный налог для богатых и индульгенция за небольшие деньги

Forbes
Когда в России начали пить кофе? Считался ли он аристократическим напитком? Когда в России начали пить кофе? Считался ли он аристократическим напитком?

Путь ароматного напитка на столы россиян занял более века

Культура.РФ
В чем секрет феноменальной популярности «Сумерек»: преподаватель зарубежной литературы из МГУ разбирает историю о любви вампира и обыкновенной девушки В чем секрет феноменальной популярности «Сумерек»: преподаватель зарубежной литературы из МГУ разбирает историю о любви вампира и обыкновенной девушки

Как «Сумерки» превратились в одну из самых коммерчески успешных мелодрам

Esquire
Читка пьесы «Обморок» в «Зуме» Читка пьесы «Обморок» в «Зуме»

Как пространство «Зума» обрело силу и энергетику настоящего зрительного зала

СНОБ
«Опросы общественного мнения — это про контроль, а не про демократию» «Опросы общественного мнения — это про контроль, а не про демократию»

Социолог Григорий Юдин о том, почему важно вернуть в Россию «публичную сферу»

Эксперт
Сказочные лихие Сказочные лихие

Почему к 90-м привязался эпитет «лихие»?

Огонёк
Скульптор Антон Иванов Скульптор Антон Иванов

Созданные Антоном Ивановым произведения стали достоянием отечественной культуры

Наука и жизнь
Audi представила обновленный кроссовер Q5 Audi представила обновленный кроссовер Q5

Состоялась премьера обновленного кроссовера Audi Q5

РБК
Бетельгейзе, или Черное солнце Олигархов*. Опыт лженаучного анализа дел земных Бетельгейзе, или Черное солнце Олигархов*. Опыт лженаучного анализа дел земных

Шутливый астропрогноз по случаю солнечного затмения от художника Олега Кулика

СНОБ
Фильм, фильм, фильм! 7 добрых картин для киновечеринки Фильм, фильм, фильм! 7 добрых картин для киновечеринки

Самое время устроить киновечеринку с попкорном, лимонадом и фильмами для всех

Cosmopolitan
Жизнь в опале Жизнь в опале

Репортаж из мировой столицы опалов, города-прииска Кубер-Педи

Вокруг света
Простая жизнь Простая жизнь

Эта вилла на юге Италии, в регионе Апулия, сделана по принципу al fresco

SALON-Interior
Пляшем от печки Пляшем от печки

Хочешь попробовать настоящую русскую кухню? Ищи традиционную русскую печь

Bones
Бегство самцов не помешало самкам вильсоний выкормить потомство Бегство самцов не помешало самкам вильсоний выкормить потомство

Самкам вильносий приходится справляться с двойной нагрузкой

N+1
Конор Макгрегор снова завершил карьеру бойца, но ему никто не верит Конор Макгрегор снова завершил карьеру бойца, но ему никто не верит

Насколько серьезны намерения ирландца Конора Макгрегора

GQ
Что такое «социальный статус» слова Что такое «социальный статус» слова

Как изменения в языке отражаются на нас

СНОБ
Куда уходит детство Куда уходит детство

Почему люди стали созревать раньше и куда это нас ведет

N+1
О рыбачке и рыбке О рыбачке и рыбке

Как русская уха покорила Францию

Огонёк
Каково это — жить в Америке эпохи Трампа. Фотопроект Каково это — жить в Америке эпохи Трампа. Фотопроект

Что значит быть американцем?

Esquire
5 простых способов борьбы с ленью и прокрастинацией 5 простых способов борьбы с ленью и прокрастинацией

Несколько простых способов, которые помогут снизить риск нервного срыва

Популярная механика
Что нужно знать о декабристах Что нужно знать о декабристах

Феномен декабристов в цифрах и фактах

Культура.РФ
Желатин и соли железа помогут эффективно преобразовать тепло человеческого тела в электричество Желатин и соли железа помогут эффективно преобразовать тепло человеческого тела в электричество

Благодаря синергии двух эффектов такие устройства имеют рекордную эффективность

N+1
Одиночество — вирус, который передается по наследству Одиночество — вирус, который передается по наследству

Как за последние 100 лет изменился образ одинокой женщины?

Psychologies
10 фактов о Спасском соборе 10 фактов о Спасском соборе

Как собор менял свой облик и как его едва удалось спасти от полного разрушения

Культура.РФ
Никогда не оглядывайся назад: какие ошибки мы постоянно совершаем, принимая важные решения Никогда не оглядывайся назад: какие ошибки мы постоянно совершаем, принимая важные решения

Фрагмент из книги «Искусство ясно мыслить» Рольфа Добелли

Forbes
ЭКГ за рулём, «говорящие» лобовые стёкла и другие технологии, которые делают вождение безопасным ЭКГ за рулём, «говорящие» лобовые стёкла и другие технологии, которые делают вождение безопасным

Технологии будущего в автомобильной и дорожной индустрии

VC.RU
Открыть в приложении