Дамоклов меч короны. Размышления о стратегии несогласных в ситуации пандемии
Нынешняя ситуация по сути «обнулила» всю работу несогласных с политическим режимом за предыдущие несколько лет. Если раньше в ее основе была мобилизация сторонников путем их участия в массовых, чаще всего несанкционированных, акциях протеста, с сопротивлением властям, громкими задержаниями и их использованием в пропаганде своих целей и требований, то в условиях карантина такая стратегия становится бессмысленной. Сами недовольные властью, судя по публикации в «Снобе», находятся в полной растерянности, не зная, как изменить формы и методы политической борьбы. Тем не менее выход есть из любого, даже на первый взгляд безвыходного положения.
Совершенно новая ситуация, сложившаяся в этом году, — а она, как мне кажется, не имеет шансов достаточно быстро измениться — поставила новые вызовы перед теми, кто имеет эстетические или идеологические разногласия с властью. Несмотря на то что в обществе возникли новые основания для недовольства, возможности политической мобилизации в условиях распространяющейся эпидемии оказались практически сведены на нет. Это породило довольно странные, на мой взгляд, практики типа «онлайн-митингов», которые вряд ли доносят до адресатов что-либо, кроме персональных данных их участников, и при этом совершенно незаметны по своим результатам. Уход протеста в виртуальное пространство чреват окончательным превращением протестной активности в нечто, совершенно не интересующее ни власть, ни общество — в своего рода подтверждение бессмертных слов о том, что «здесь можно делать и отсутствие дела».
В то же время нельзя не видеть, что сегодня зримо формируются как минимум три важных проблемных точки, вокруг которых общество довольно легко могло бы консолидироваться — разумеется, в случае, если бы сторонники перемен были способны отложить разногласия между собой и представить довольно простые и понятные всем и каждому предложения: как смысловые, так и тактические.
Во-первых, нынешняя эпидемия коронавируса является и будет еще долго оставаться самой обсуждаемой темой — и потому следует оттолкнуться от нее в наиболее радикальной критике власти: критике, которая требует как раз не митингов и пикетов, а последовательной разъяснительной работы с теми, кто способен понять довольно незамысловатые аргументы (а они уже донесут тезисы до остальных, если сами с ними согласятся). Первым требованием является, разумеется, требование поделиться: сегодня власть и общество разделены по этой линии самым явным образом. Все министры, банкиры, мэры и депутаты говорят «нет» раздаче денег населению; все экономисты, от либералов до левых, и почти все политические активисты считают правильным ответом «да». Собственно, нужно занять четкую позицию: либо вы с властью и без денег, либо с ее оппонентами и стремлением к справедливости. Еще со времен Джорджа Буша-младшего все хорошо запомнили, как завораживающе действует противопоставление either you are with us, or you are with the … (нужное вставить). Объяснять, почему власть неправа со всех точек зрения — и этической, и финансовой, — тут можно бесконечно долго. Вторым требованием может стать тезис о необходимости превращения медицины из государственной в общественную: всем понятно, какой вред был нанесен здравоохранению «оптимизацией» и «майскими указами» — и мало кто поверит, что нынешние власти способны изменить ситуацию. Сейчас прекрасно видно, что из одной и той же «государственной» кассы тратятся миллионы на самые современные клиники в крупных городах, куда почему-то попадают в основном привилегированные пациенты, — и копейки на провинциальные больницы, где нет многих лекарств и оборудования. Требования увеличения финансирования медицины; передачи ФОМСа под управление медиков, а не «эффективных менеджеров»; создания прозрачного механизма распределения средств и в дополнение к этому системы привлечения в медицину денег благотворителей через разного рода налоговые льготы найдут понимание у всех. В общем, два простых тезиса: власть должна делиться и ей нельзя всецело доверять медицину — чем не простые месседжи для людей, озабоченных пандемией?