«Чудо в кукурузном поле»: как пилоты A321 совершили почти невозможное, действуя не по инструкции
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/pl9/d24/a0d/s4sf8nau7dsjhizpjrgfy0d/ub3q3mka.jpg?v=2&temp_url_sig=Uv0UiIlQIoFMJkk83lTM8g&temp_url_expires=1738903689)
15 августа через минуту после вылета из московского аэропорта Жуковский пилотам «Уральских авиалиний» пришлось экстренно сажать лайнер A321 посреди кукурузного поля — с 226 пассажирами на борту, полными топливными баками, убранным шасси и двумя неработающими двигателями, в которые попали птицы. Погибших нет, серьезно пострадавших — тоже. По просьбе Esquire Александр Березин разобрал эту посадку, которую уже сравнивают с экранизированным в Голливуде «Чуде на Гудзоне» с Томом Хэнксом, — и объяснил, почему случившееся в Подмосковье похоже на чудо гораздо, гораздо больше.
Авиалайнер А321 компании «Уральские авиалинии» выполнял рейс Москва — Симферополь, имея на борту 233 человек (226 пассажиров и 7 членов экипажа). В течении первой минуты после взлета в его двигатели попали птицы, и ровный шум моторов сменился работой с перебоями. Полностью заправленный А321 нес многие тонны топлива в баках, и посадка в таком виде всегда грозит большой опасностью. Самолет тяжелый — значит, его посадочная скорость выше, а с ней растет и шанс на аварию. 5 мая 2019 года авиалайнер SSJ-100 с избытком топлива (тоже почти сразу после взлета) при попытке аварийно сесть в Шереметьево проломил ударом шасси о полосу крыльевые баки, отчего начался пожар, унесший жизни 41 из 78 человек, находившихся на борту.
Важное уточнение: пилот SSJ-100 в мае имел налет 6800 часов (из них 1400 — на «Суперджете»). Пилот «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов много лет работал юристом, а летчиком стал только в 35 лет (сейчас ему 41). Общий налет на всех самолетах у него всего около 3000 часов, что в разы меньше. Собственно, и командиром воздушного судна на момент аварии он был всего лишь один год. И тем не менее на борту его самолета не погиб никто. Почему у этих двух авиапроисшествий такой разный итог?
Не Гудзон: почему посадка на воду проще посадки на кукурузное поле
Десять лет назад, 15 января 2009 года, на воды Гудзона сел самолет А320 (близкий, хотя и далеко не идентичный авиалайнер). Как и российский собрат, сразу после взлета — что вообще случается близ мест, где водятся птицы, любящие воду, — он столкнулся со стаей пернатых, отчего отказали сразу оба мотора. Как и с самолетом «Уральских авиалиний», случившееся было сразу (хоть и не без последующего судебного разбирательства) оценено как чудо: далеко не всегда «безмоторная» посадка на совершенно не подготовленную поверхность заканчивается вообще без жертв.
Но есть в этих происшествиях и два серьезнейших отличия. Первое: капитан американского судна Чесли Салленбергер был архиопытным (к тому моменту он летал почти 36 лет с общим налетом 19 663 часа, четверть из которых — на А320). Почти семикратная разница в налете и многократная в общей длительности летной карьеры явно отличают его от Дамира Юсупова.
Вдобавок к этому самолет над Гудзоном успел набрать почти километр высоты, а не всего лишь 240 метров, как его собрат у Жуковского. Авиалайнеры А320 и А321 даже при неработающих моторах могут планировать на расстояние 4,07 километра при потере всего 300 метров высоты. То есть времени для поиска ровной площадки и принятия верного решения у Дамира Юсупова было в три-четыре раза меньше, чем у американского пилота. Если бы в авиалайнер Чесли Салленбергера птицы попали еще на взлете, как у Юсупова, — ему пришлось бы посадить воздушное судно прямо в море, безо всяких доворотов на Гудзон. А в море, как мы знаем, бывают большие волны. Поэтому посадить туда большой самолет, не утопив его, заметно сложнее — как и эвакуировать потом оттуда людей.