Что хорошего и плохого в вариаторе и почему он всех бесит
«Бесступенчатая трансмиссия», пожалуй, один из самых ненавистных у всех петролхедов терминов. Вариатор фактически стал синонимом вождения без удовольствия, поэтому к машинам с такой трансмиссией с нескрываемым пренебрежением относятся оба лагеря автомобильных энтузиастов — как фанаты механических коробок, так и приверженцы «автоматов». Но почему?
Вариаторы когда-то были признаком бюджетных маломощных автомобилей, но с некоторых пор они нашли свое применение даже в полноразмерных седанах и кроссоверах, в основном азиатских марок. Например, попробуйте-ка нынче найти китайский автомобиль с классическим гидромеханическим «автоматом»! Сплошные вариаторы… Любят его и японцы, даже культовый спортседан Subaru WRX теперь оснащается бесступенчатой трансмиссией. Так что нравится это энтузиастам или нет, но вариатор никуда не денется.
Что у него внутри?
Чтобы понять, почему вариаторы впали в немилость, давайте разберемся, чем они отличаются от традиционной автоматической коробки передач. В гидромеханическом «автомате» для переключения передач, как понятно из названия, используется давление жидкости, а в вариаторе никаких передач нет в принципе. Вместо кучи шестеренок в корпусе находятся два шкива, соединенных ремнем или плоской цепью, они и передают тягу от двигателя к колесам. Проще говоря, один шкив соединен с двигателем и называется ведущим, а второй — через карданный вал соединяется с колесами и называется ведомым.