Трудно быть боссом
Тебя наконец-то заметили, оценили и повысили? Во-первых, поздравляем, шеф! Во-вторых, спешим предложить свою помощь. Большинство начинающих руководителей совершают на старте одни и те же ошибки. Хочется, чтобы ты стала первой, кто всё сделает правильно.
Ошибка 1: старые песни о главной
Новое назначение помимо прибавки к зарплате и интригующего статуса в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) предполагает, что тебе придется многому учиться с нуля. Психология исполнителя и психология управленца сильно отличаются друг от друга. Надеяться, что компетенции придут к тебе сами, – непростительная самонадеянность. Согласно опросу ВЦИОМ, 64% россиян уверены, что хорошими начальниками могут быть только те, кто от природы наделен лидерскими качествами. Но исследование, в котором принимали участие около 400 пар близнецов, показало, что успешность в роли босса лишь на 32% связана с генетическими факторами. Важные качества и навыки управления можно и нужно развивать.
Что делать?
Прекрасно, если, повышая своих работников, компания заботится об их обучении: вот тебе список литературы, курс «Навыки эффективного руководителя», семинар по эмоциональному интеллекту и тренинг по мотивации подчиненных. Но в большинстве случаев придется искать всё это самой. Чему нужно учиться? Конкретные скиллы зависят от сферы деятельности, но возьми на вооружение исследование успешности руководителей от Google. Хороший начальник умеет учить и объяснять, мотивировать сотрудников и поддерживать их инициативу, работать на результат, выстраивать коммуникацию в команде, налаживать связи с другими подразделениями, принимать значимые решения и нести за них ответственность, доносить до подчиненных стратегию развития компании и конкретного продукта. Что тебе дается с трудом? Начинай осваивать новые территории.
Ошибка 2: одна за всех
Сразу после повышения тебе захочется дать стране угля и показать, как правы были шефы, поставив на тебя. Кажется, что для этого нужно контролировать каждый вдох своих подчиненных, а еще лучше – делать всё самой, иначе работнички не справятся, а тебе отвечать! Через пару месяцев такого сам-танцую-сам-пою-сам-билеты-продаю-менеджмента ты выжата до предела, сотрудники с комфортом устроились на твоей шее, а большие начальники вроде бы довольны, но ждут еще более феерических результатов. Куда уж больше, ты и так тащишь этот воз из последних сил.
Что делать?
Помнить: задача руководителя в том, чтобы команда общими усилиями справлялась с поставленными задачами. Общими! Сопротивляйся соблазну взять на себя работу исполнителей, даже если поначалу кажется, что так проще и быстрее. Это тупиковая ветвь эволюции. Найди время, чтобы объяснить, научить и проконтролировать результат. Поощряй инициативу. В идеале со временем ты всё реже должна говорить «делайте так» и чаще «мне нравится решение, которое вы предлагаете». И еще: на новом посту важно не столько показать резкий старт, сколько продемонстрировать позитивную динамику. «Медленно запрягаем, быстро едем» – хороший девиз начинающего босса.