Боль, преодоление, катарсис. Почему все стоят на гвоздях и зачем за это платить?
В последнее время в предпринимательских кругах все чаще говорят о гвоздестоянии как об эффективном способе борьбы со стрессом. Количество поисковых запросов со словосочетанием «стояние на гвоздях» за последний год в России, согласно Google Trends, увеличилось в 3,7 раз, «доска Садху» — в 3 раза. В одной только Москве, по данным сервиса Profi.ru, больше 1,6 тыс. преподавателей этой практики, в Санкт-Петербурге — еще около 1 тыс.
Inc. поговорил с адептами стояния на гвоздях и рассказывает, откуда растут ноги этой практики, почему она подходит не всем и как правильно встать на гвозди, если вы все-таки решились.
Кто и зачем стоит на гвоздях
Гвоздестояние — древняя индийская практика осознанности, во время которой человек работает с психикой через взаимодействие с телом. Считается, что стояние на гвоздях способно освободить сознание от навязчивых мыслей, принести одновременно энергию и расслабление. Во время практики используют так называемую доску Садху — деревянную поверхность со вбитыми в нее острием вверх гвоздями. «Садх» в переводе с санскрита — добродетельный или даже святой человек, который посвятил себя достижению мокши — согласно буддистскому мировоззрению, выходу из круговорота рождений и смертей и освобождению от страданий.
Гвозди во время практики не протыкают кожу: вес человека распределяется по ним равномерно. После практики на стопах остаются характерные отметины, которые обычно убирают коротким самомассажем. Доски различаются по степени сложности. Чем больше расстояние между гвоздями, тем сложнее на них стоять. На базовой доске гвозди расположены в 8 мм друг от друга, в доске второго уровня — в 10 мм, на самой сложной — в 12 мм. Но это — базовая классификация: в реальности разновидностей гораздо больше, в том числе с подвижными (так называемые динамические доски) или посеребренными (считается, что они обладают антисептическими свойствами и меньше подвержены коррозии) гвоздями.
Встать на гвозди можно самостоятельно (например дома) или в сопровождении мастера. В практиках гвоздестояния мастера также называют проводником, а практикующего — доверителем.
У гвоздетерапии несколько целей, говорит проводник Полина Ивченко:
- повышение концентрации;
- развитие воли и самоконтроля;
- снятие психоэмоционального напряжения.
Но главная — помочь человеку понять, какие установки мешают ему достигать своих целей, и отпустить эти установки, отмечает Ивченко. По ее словам, своими вопросами и комментариями проводник создает для доверителя условия, при которых тот учится самостоятельно приходить к ответам.
Проводник Ксения Певченко советует становиться на гвозди при нерешенном внутреннем запросе или желании побороть страхи, особенно если их сложно озвучить даже самому себе. Так, сама Певченко впервые встала на гвозди во время сложного развода.
Четкой корреляции по возрасту доверителей опрошенные Inc. мастера не прослеживают. Разброс довольно значительный — от 18 примерно до 70 лет. Некоторые практики не работают с несовершеннолетними, другие могут попросить у них письменное разрешение от родителей.
К Ксении Певченко чаще всего приходят люди в возрасте 23–25 и 35–40 лет. «Я связываю это с тем, что примерно в этом возрасте люди переживают кризисы самоопределения: двадцатилетние сталкиваются с обрушением ожиданий от взрослой жизни, тридцатилетние — с так называемым кризисом среднего возраста», — говорит она.
Гвозди и медицина
Основа гвоздестояния — философия акупунктуры. Адепты метода верят, что на теле человека расположено множество активных точек, стимуляция которых может улучшить его физическое и психическое состояние, а также повлиять на работу внутренних органов. Собственно акупунктурой называется воздействие на точки иглами, а массаж этих зон — акупрессурой. Гвоздестояние сочетает в себе оба типа воздействия. Многие приверженцы гвоздестояния считают стопы компактной проекцией всего тела, так как на них расположены много нервных окончаний, якобы связанных со всеми внутренними органами.
Важно оговориться: убедительных медицинских исследований практики гвоздестояния нет, и большинство научных работ в этой области касаются в основном акупунктуры. Доказательная медицина признает пользу акупунктуры и акупрессуры в некоторых случаях — например при лечении депрессии, мигрени, хронических болей в шее и спине. Однако предупреждает, что введение игл или воздействие на «активные точки» (в доказательной медицине нет определения этому понятию) должно сочетаться с другими методами лечения и не исцеляет само по себе. А перед тем как практиковать акупрессуру, специалисты советуют проконсультироваться с врачом (о противопоказаниях стояния на гвоздях мы расскажем ниже).
Существуют два базовых подхода к практике гвоздестояния.
Первый — классическое гвоздестояние: во время него внимание сфокусировано на ощущениях тела и попытках найти баланс между дискомфортом и расслаблением. «Вставая на гвозди, человек испытывает боль. Боль — триггер для выхода подавленных эмоций. Человек начинает кричать, плакать или, наоборот, смеяться. У некоторых реакция сопровождается тактильной стимуляцией — постукиванием кулаками по груди или массированием рук», — описывает типичную процедуру вставания на доску Ксения Певченко. Постепенно тело начинает привыкать к стрессу и расслабляться. В итоге мышечная зажатость — один из признаков эмоциональной подавленности — уходит. Дело эндорфинах, которые вырабатываются, в том числе в ответ на боль.
Второй подход называется гвоздетерапией, когда гвоздестояние совмещают с психологическими практиками. «Гвозди — раздражающий фактор, который как бы отвлекает психику. В этот момент человек более открыт и уязвим, у него меньше сил на „додумывание“ и рационализацию, он более искренен», — объясняет Певченко. По ее словам, в данном случае гвозди — просто инструмент для «большего раскрытия психики». Сама Певченко начинала как психолог, а гвоздестояние практиковала самостоятельно. Совместить две практики Ксении предложила одна из клиенток. «Мы обе заметили, насколько результативнее прошла сессия. И с тех пор я занимаюсь только гвоздетерапией», — говорит она.