«БКС Страхование жизни»: как построить успешный финтех-бизнес за три года
«БКС Страхование жизни» — самая быстрорастущая компания страхования жизни в России по итогам 2019 года: она получила лицензию три года назад и за полтора года вошла в топ-15 страховщиков жизни. Её руководитель Андрей Дроздов — человек с впечатляющим корпоративным опытом в финансовой сфере: он работал в Сбербанке, Allianz, GE, Deutsche Bank. В 2017 году он решился уйти из корпорации и реализовать свои амбиции по созданию цифровой платформы для инвестиций. Он рассказал Inc, как создать с нуля успешную финтех страховую компанию на турбулентном финансовом рынке.
Рождение сверхновой цифровой
У Андрея Дроздова не было опыта работы в качестве СЕО, но был большой опыт работы в корпорациях. Концепт цифровой финансовой платформы он создал ещё на предыдущем рабочем месте. Но там, по его словам, эту идею восприняли как фантазию одного из руководителей. Попытки создать цифровую платформу в блоке «Управления благосостоянием» упирались в неготовность руководителей показать смелый проект Грефу. Уже на следующий день после ухода из Сбербанка Дроздов снял офис и полтора месяца разрабатывал финансовую модель и стратегию развития платформы. Скоро он понял, что цифровая платформа — это слишком смело для российского рынка, упаковал проект в виде «цифровой компании страхования жизни» и начал поиск инвесторов по знакомым. Параллельно его схантили директором по финансовым сервисам в «Ростелеком», и там дела шли отлично, но когда инвестор нашёлся, он всё же решил рискнуть. Капитал был нужен серьёзный — более 300 млн руб. Один из потенциальных инвесторов, западная страховая компания, сам оказался в ситуации, когда потребовалась докапитализация, и отказался от проекта. Переговоры с финансовой группой БКС прошли успешно, и проект стартовал.
Мне было непросто объяснить, что мы с нуля создаем юрлицо, вкладываем 350 млн в уставной капитал, а не покупаем готовую компанию. Это был смелый шаг, но он себя оправдал: благодаря этому у компании нет «скелетов в шкафу», как во многих страховых компаниях с историей. В ЦБ мы получали лицензию десять месяцев: разговаривали с регулятором, детально обсуждали нашу стратегию. Три раза нам отказывали по разным причинам, но мы не сдавались. Я даже ездил к бывшему работодателю в Сбербанк посоветоваться, как дальше развивать отношения с ЦБ. Мы не теряли время, параллельно создавали бэк-системы, систему для продажи полисов. В итоге построили компанию по страхованию жизни на базе инвестиционной компании, БКС. Такого на рынке никто ещё не делал. Это структурно новая вещь, собственная цифровая платформа. Наши продукты на 20–50% выгоднее и для клиента, который покупает полисы, и для банка-партнёра.
Разработка высокотехнологичной платформы
Цифровую платформу решили делать самостоятельно, потому что поняли: необходимо управлять этой историей изнутри — в этом основное преимущество. Сама разработка была быстрой, первая версия заняла пару месяцев.
Я не верю в существование «гениальных» разработчиков. Ключевые компетенции должны быть внутри компании — и это прежде всего аналитика. Каждый руководитель должен быть аналитиком, знать до деталей весь процесс, все его заусенцы. Если всё организовано именно так, никакой проблемы в постановке задач перед разработчиками не будет. У нас есть часть разработчиков внутри, но бОльшая часть — снаружи. Но это не классический аутсорсинг, когда куча недостаточно квалифицированных дешёвых людей производят некачественный продукт. У нас есть ноу-хау. Часть технологий управления ИТ я взял из своего прошлого опыта.
Команда единомышленников
Сегодня, через 2,5 года после получения лицензии, «БКС Страхование жизни» — самая быстрорастущая компания на страховом рынке по итогам 2019 — первого полугодия 2020 года, и секрет — в том числе в команде.
Российская финансовая сфера очень консервативна. Здесь на 70% доминируют государственные институты, с 2014 года происходит декапитализация рынка. Делать растущий бизнес, с одной стороны, тяжело, с другой — просто. Тяжело — потому что нет капитала, просто — потому что все в равной позиции, инноваций мало и мы на этом рынке — настоящие пассионарии.
Мы более динамичные, прямые, у нас не так много ресурсов, но мы стараемся построить лучшую компанию страхового рынка в России, а в дальнейшем — не только в России.
И пассионарный дух очень помогает. Мы берёмся за то, что за другие не берутся. Упорство, скорость и мозги — вот что характеризует нашу команду.
Все три года «БКС Страхование жизни» активно нанимала людей, и сейчас в команде 40 человек. Дроздов опасался, что произойдет «мисматч»: либо компания перерастёт команду, либо команда — компанию. Поэтому ему приходилось то толкать вперёд компанию, то выводить людей из зоны комфорта, резко повышая их компетенции. Но начиналось все с 4–5 сотрудников. Дроздов сознательно пошёл на эту экономию, потому что не был уверен, что удастся с нуля получить лицензию, — могли понадобиться средства (80–100 млн руб.) на покупку готовой «пустой компании» с лицензией. Когда стало ясно, что дело идёт к успеху, компания начала продажи и сформировался костяк команды — 15 человек.