Без права на Страшный суд: за что горели на кострах инквизиции во Флоренции
Флоренция — город-загадка и город-мечта с двухтысячелетней историей. Однако за фасадом звания «колыбели Эпохи Возрождения» скрывается немало «темных» страниц истории
Своим появлением Святая инквизиция обязана папе Луцию III, который разработал в XII веке систему розыска и выявления религиозных преступников. В юридическом смысле понятие «инквизиция» (розыск) существовала и ранее. Термин широко применяли в правовой сфере еще до возникновения средневековых церковных учреждений.
Самым жестоким наказанием Святой инквизиции — за ересь — была религиозная церемония сожжения на костре.
С какими же грехами флорентийцев боролась сама церковь и как это выглядело? Ересь — один из страшнейших грехов, которые искупались чаще всего лишь одним способом — сожжением на костре.
Во Флоренции, как и в остальной части Европы, была Святая инквизиция, отвечающая за поиск еретиков, ведьм и колдунов. Об организации инквизиции написаны тысяча книг, поэтому в этой главе я сделаю акцент на том, как с ней обстояли дела именно в Тоскане.
В самом начале XIII века во Флоренции борьбой с ересью занимались монахи доминиканского ордена, далее Папа Римский передал эту «грязную» работу монахам францисканского ордена, это случилось уже к концу XIII века.
Монахи из ордена, которые были в Святой инквизиции Тосканы, носили отличающуюся по цвету рясу, и у них было разрешение на ношение оружия. Это являлось огромной привилегией, кинжалы и мечи могли носить далеко не все в городе. В связи с этим был даже неприятный казус фальшивых продаж разрешений на оружие. На допросе и суде кроме членов-монахов обязательно должен был находиться нотариус.
Нотариусом мог выступать брат-монах ордена, который в мирской жизни был обучен этой профессии, либо же звали нотариуса-клирика из духовенства, не был запрещен, и вариант взять нотариуса из горожан, без какой-то религиозной подготовки. Стоит ли говорить, что желающих было немало, потому что нотариусы всегда хорошо зарабатывали?
Допрос не исключал пыток и признаний, полученных путем дыбы1 или другими способами, от которых стынет кровь и в голове возникает вопрос «как это вообще можно было придумать?», считалось действительным и чистосердечным
1 Дыба — орудие пыток, которое использовалась для растягивания человеческого тела, что приводило к разрыванию мягких тканей, выпадению конечностей из суставов.
Далее были варианты развития событий. Иногда можно было избежать самого страшного наказания, но тогда человек должен был иметь неплохой вес в обществе или влиятельных покровителей, хотя если за него заступалось население, то вполне возможно было «примириться» с церковью и покаяться.
В зависимости от тяжести обвинений были наказания в виде лишения собственности, изгнания, длительного срока заключения в тюрьме, отлучения от церкви. В самых крайних случаях наказанием было одно — сожжение на костре. Почему именно сожжение?
С XII века закрепляется понимание ереси как болезни, которая угрожает всему миру. Болезнь нужно было искоренять — так по всей Европе вспыхивают костры. Не будем кривить душой: сцена сожжения смотрелась очень эффектно и отпечатывалась в головах зевак.
Более того, можно было «вдохновиться» строками: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»2.
2 Евангелие от Иоанна, 15:6.
Вот и были такими «ветвями» еретики. К тому же огонь с древних времен нес в себе символику очищения. Также важно отметить, что сожжение было самой жуткой смертью для верующего человека, и дело вовсе не в болевых моментах.
В писаниях говорится: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых»3.
3 Деяния святых Апостолов, глава 17, стихи 30–31.
Значит, в Судный День люди встанут из мертвых. <…> То есть человеку, чтобы пройти Суд, нужно тело — а как же быть тем, кого сожгли и прах развеяли? А никак — они обречены, у них не будет возможности даже попасть в чистилище, чтобы искупить свои грехи.
Не удивительно, что прихожане, которых с детства учили, что тело — это храм Души, поэтому его нужно содержать в моральной чистоте, очень впечатлялись сценами костров.
Во Флоренции такие костры устраивались на площади Санта-Кроче. Так как заведовали институтом инквизиции францисканцы, был период, что в городе имя Франческо (Франциск) стало резко непопулярным. Хотя, по стечению обстоятельств, костер, который всполошит флорентинцев, сжигал как раз-таки одного Франческо.
Франческо Стабили, более известный нам как Чекко д‘Асколи, родился в районе 1254–1257 годов. Синьор с интересом изучал медицину, был поэтом, астрологом, также преподавал в университете Болоньи. Вот из-за любви к астрологии Чекко и начал иметь проблемы.
Первый суд инквизиции решил не принимать радикальных мер к уважаемому человеку, поэтому наказание Чекко за безумные идеи о влиянии звезд на нашу жизнь было вполне лояльно для того времени. Заключалось оно в штрафе, отстранении от преподавательской деятельности, публично принесенной клятве, что больше он так не будет, прочтению 30 раз «Отче Наш» и «Аве Мария», посте каждую пятницу, плюс в течение года обязательство ходить на службу каждую пятницу в определенную церковь