Навязанные «удобства»
Без чего автомобиль может легко обойтись
В мае 2022 года правительство РФ разрешило крупным предприятиям выпускать легковые автомобили и другие «отдельные колесные транспортные средства», не оснащая их подушками безопасности, антиблокировочной тормозной системой и различными устройствами очистки выхлопных газов. Государственные СМИ, кстати, заранее готовили почву под возвращение нормы «Евро-0», давая комментарии в духе «экологическая политика Европы – это просто политика, и часто к науке она имеет лишь косвенное отношение». Не будем обсуждать и осуждать этот тезис, а попробуем развить и дополнить аргументацию. В современном автомобиле, если присмотреться, вообще довольно много бесполезных, а порой и вредных устройств. Пришло время посмотреть на вещи трезвым взглядом, отринув навязанные западным автопромом стереотипы.
Материал носит развлекательный характер, содержит оценочные суждения, подтасовки и передергивания, не претендует на объективность и тем более не является руководством к действию. Продолжение не исключено. Накопилось.
Пещерные русофобы уверяют: русский человек – не тот, у которого чего-то нет; русский человек – тот, у которого чего-то нет, да и хрен с ним. Это, конечно, в корне неверная формулировка, в которой нет ничего, кроме бессильной злобы. Понятно, что русский человек – это тот, у которого отними что-то – и он даже рад будет, главное, правильно объяснить, в чем заключается выгода лишения.
Например, как только в стране был поднят пенсионный возраст, многочисленные эксперты бросились разъяснять, что принуждение трудиться в возрасте, до которого не каждый средний гражданин вообще доживает, как раз и является залогом долголетия, поскольку лишенный любимой работы человек на щедрой казенной ежемесячной выплате подобен лесной птице, посаженной в золотую клетку.
Те, кто следил, как страна металась в поисках, на каком времени лучше остановиться, летнем или зимнем, помнят и такой пример. Еще со времен СССР любые подвижки на час вперед или назад иллюстрировались увеличением удоя коров: теперь, мол, их биологические часы тикают вровень с кремлевскими курантами.
Во времена продуктового дефицита, когда мясо и сливочное масло в продаже встречались эпизодически, телевизионные поборники здорового образа жизни рассказывали о полезных свойствах рыбы и преимуществах маргарина. Главное, как вы понимаете, сформулировать, в чем же именно заключается выгода человека, когда что-то становится ему недоступным. Простейший и всем известный пример: «Если у вас нету дома, пожары ему не страшны…» Теперь же прошла пора провести ревизию тому, что можно найти в современном автомобиле.
Автоматическая коробка передач
Требует более частого и дорогого обслуживания. Практически неремонтируемая в гаражных условиях. Как правило, скрадывает мощность двигателя – как закуска скрадывает градус спиртного – и ведет к увеличению расхода топлива. Автоматическая коробка существенно ограничивает возможность буксировки неисправного автомобиля, ею оснащенного, а также исключает возможность пуска двигателя «с толкача». В условиях неизбежного увеличения срока эксплуатации среднего автомобиля данный недостаток становится экзистенциальным.
Адаптивный круиз-контроль и система контроля дистанции
Системы, которые с помощью камер, радаров, лидаров и прочих устройств, принцип действия которых пользователю с гуманитарным образованием совершенно непонятен, могут поддерживать заданную водителем скорость, а также ускоряться и тормозить в соответствии с дорожной обстановкой, однако при этом расслабляют водителя, дарят ему ложное чувство, что ситуация находится под полным контролем электроники. Между тем руководства по эксплуатации либо предупреждают о многочисленных ограничениях в работе систем – ослепить ее способен банальный снегопад, либо прямо указывают, что электроника только помогает, а отвечает за все человек за рулем. Типичные двойные стандарты, ставшие привычными для англосаксонского мира.
Беспроводное подключение телефона
Протокол, позволяющий без дополнительных усилий подключить мобильный аппарат к автомобилю, как только будет повернут ключ в замке зажигания, позволяет говорить в режиме «свободных рук». Да, это создает видимое удобство. А по факту приводит к увеличению ненужных разговоров – «радио надоело – позвоню кому-нибудь» – и уровня электромагнитного излучения в салоне. Кроме того, если прогнозы некоторых пессимистов оправдаются и по мере нарастания дефицита телекоммуникационного оборудования у операторов качество связи будет падать, устройства «хендс-фри» в автомобиле могут стать просто бесполезными. Так стоит ли переплачивать?