Машина – целый интерактивный мультимедийный комплекс.

АвтоМирАвто

Салонные игры

Еще несколько лет назад в большинстве автомобилей за развлечение водителя и пассажиров отвечала штатная магнитола, иногда с CD-чейнджером. Сегодня и бюджетная машина даже не в самой богатой комплектации – целый интерактивный мультимедийный комплекс. Чего же ждать от завтрашнего дня?

Текст Никита Варенов

Когда мы находимся за рулем автомобиля, наше внимание сосредоточено сразу в нескольких зонах. Самое важное находится снаружи – это дорога и ситуация на ней, которую водитель обязан контролировать с максимальной ответственностью. Не менее важно техническое состояние автомобиля – к его работе нужно прислушиваться и вовремя реагировать на любые отклонения от нормы. Как минимум это продлит срок службы машины, а может и уберечь от серьезного ДТП. И лишь остатки нашего внимания принадлежат всему остальному, что происходит в салоне – приятной беседе с попутчиками или взаимодействию с развлекательными системами самого автомобиля. Последние с недавних пор отвоевывают все больше и больше времени и внимания водителя, но тягаться с флагманскими гаджетами автомобильным мультимедийным системам сейчас точно не под силу.

Почему автопром отстает от IT?

Зачастую приобретая даже премиальный автомобиль, потребитель получает устаревший дисплей и интерфейсы, не выдерживающие никакой критики. В том числе из-за этого водители до сих пор предпочитают по минимуму взаимодействовать с медиасистемой и пользуются смартфонами, где есть телефония, SMS и мессенджеры, а также любые другие приложения. В выигрыше от этого остаются только китайские производители держателей, позволяющих легко закрепить гаджет на лобовом стекле.

А дело в том, что автомобильный мир консервативен. Любая новинка, которую нам демонстрируют сегодня на мировых автосалонах, проектировалась и прототипировалась в лучшем случае 5-7 лет назад. И главное, что требовалось в тот момент от поставщика оборудования – это гарантия того, что он сможет поставлять и обслуживать свои устройства на протяжении как минимум десятка следующих лет. Но если на рынке двигателей или подвесок состав игроков не менялся с прошлого века, то в мире гаджетов за 5-7 лет может смениться несколько эпох.

При этом важно понимать, что компьютер автомобиля отвечает не только за развлечение и коммуникации. Современный автомобиль напичкан электронными датчиками, и все, что мы знаем о нем, от остатков топлива до ошибок двигателя, собирается именно с них. Это уникальные функции, развивать и поддерживать которые кроме автопроизводителей некому. Поэтому вроде бы любой автоконцерн в современном мире обречен на то, чтобы быть IT-компанией.

А попытки были?

То, что автопроизводителям не стоит ввязываться в гонку с создателями смартфонов и планшетов, стало понятно уже в первых поколениях автомобилей, оснащенных собственными мультимедиасистемами. Аналогично, например, уже много лет назад стала очевидной бесперспективность собственных разработок в сфере автомобильной акустики.

Пионером интеграции электроники автомобиля с существующими решениями на рынке мобильных ОС стал американский автогигант Ford. В 2007 году итогом сотрудничества с Microsoft стала система Ford Sync, основанная на мобильной операционке Windows CE. В Редмонде разработку гордо именовали Microsoft Auto. Ее главным отличием от всего, что было представлено на рынке к тому моменту, стала возможность запуска приложений от третьих разработчиков. Так, автомобили Ford научились синхронизироваться со смартфоном водителя, забирая себе функции телефона, SMS, музыкального плеера и навигатора. Инновационную разработку сгубила именно динамичность рынка гаджетов, где к концу нулевых Microsoft стремительно утрачивала позиции, уступая стартаперам из Apple и Google. Второе поколение Ford Sync, получившее название MyFord Touch, имело сенсорный дисплей, но представляло собой такую мешанину цветов и функций, что авторитетный журнал Consumer Reports даже рекомендовал своим читателям воздержаться от покупки новых автомобилей Ford и Lincoln из-за MyFord Touch. Впоследствии Ford отказался от сотрудничества с Microsoft и выпустил третье поколение Sync, основанное на ОС QNX от Blackberry, еще одной компании, про которую сегодня тоже уже понятно, что ее лучшие годы остались позади.

Эпоха эмуляции уже настала!

Сегодня в области мультимедиа любой автопроизводитель решает три задачи. Первая и главная заключается в том, чтобы лишить водителя необходимости пользоваться смартфоном во время движения – все функции должны быть доступны на сенсорном дисплее на «торпедо». Вторая задача – избавление водителя от необходимости нажимать кнопки, даже сенсорные. По этой причине все современные системы поддерживают голосовое управление. Третья задача – обеспечение гарантированно безопасной работы систем автомобиля, взаимодействующего со смартфоном.

Современная трубка – это набор приложений от множества разработчиков с постоянным доступом в Интернет. Очевидно, что ни один автопроизводитель не позволит смартфону хоть как-то влиять на работу электронных систем самого автомобиля. По этой причине самыми популярными решениями для интеграции функций смартфона в бортовой компьютер стали Apple CarPlay и Android Auto. В обоих случаях речь идет о переходе автомобильного компьютера в режим виртуальной машины с эмуляцией операционной системы смартфона.

Обе системы были представлены в 2014-2015 годах и открыли новую эпоху в развитии автомобильных мультимедиасистем. Их производители Apple и Google, разработчики лидирующих на рынке мобильных ОС, смогли предложить автопроизводителям гораздо больше: передовые решения голосового взаимодействия (Siri и Google Assistant), системы навигации с возможностью выбора альтернатив, а также широкий выбор приложений для смартфонов, которыми водителю и пассажирам не надо учиться пользоваться. Решение интегрировать смартфон в автомобиль без возможности влиять на его собственные системы оказалось настолько изящным, что привлекло внимание всех автопроизводителей. Режимы Apple CarPlay и Android Auto, в частности, стали штатной функциональностью упомянутого Ford Sync третьего поколения.

У нас опять свой путь?

В российской компании «Яндекс» уверены, что наличие собственной мобильной операционной системы не является обязательным условием для успешной интеграции с электронными системами автомобилей – достаточно набора привычных пользователю приложений. В конце мая на ежегодной конференции YaConf 2018 «Яндекс» продемонстрировал собственные тюнинг-решения для салонов Nissan Leaf и Toyota RAV4 с установкой в них мультимедийной системы на платформе «Яндекс.Авто».

Как пояснил «АвтоМиру» руководитель Лаборатории автомобильных решений «Яндекса» Андрей Василевский, набор приложений, включающий в себя «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Музыку» и голосовой помощник «Алиса» устанавливался в автомобили на миникомпьютерах Intel Nuc вместо штатных головных устройств. Для тюнинга использовались новые машины, купленные у официального дилера. Доработки производились без участия автопроизводителей.

Запускать приложения «Яндекса» можно было и ранее, как через Apple CarPlay и Android Auto, так и в качестве аналогичного им собственного виртуального режима «Яндекс.Авто» (пока только у нескольких производителей). Однако представленные автомобили Nissan и Toyota, по словам Василевского, являются концептуальной разработкой, демонстрирующей далеко идущие амбиции «Яндекса». В компании уверены, что для российских пользователей их решения предпочтительнее, чем аналогичные от Apple и Google, поэтому установка «Яндекс.Авто» в качестве основной мультимедийной системы в будущем станет как минимум опцией, которая будет доступна покупателям новых автомобилей у дилеров. Если «Яндексу» удастся собрать долю пользователей, значимую для автопроизводителей, то устанавливать систему начнут уже на заводе, уверен Василевский. В качестве пилотного проекта система «Яндекс.Авто» проходит испытания на принадлежащих компании автомобилях каршеринга «Яндекс.Драйв».

А если не ждать чуда от автопрома?

Автомобилисты, которых категорически не устраивает функционал штатных мультимедийных систем, охотно меняют их на комплексы сторонних производителей. В России популярны головные устройства Pioneer, Mystery, Prology – все производители, продававшие 10-15 лет назад магнитолы, успешно переквалифицировались и делают современные мультимедийные центры. Впрочем, полной интеграции со смартфоном не обеспечивает ни один из них, да и на новую машину такое оборудование ставить рискованно – дилеры ведь любят пугать лишением гарантии за вмешательство в работу бортовой электроники.

Чтобы как с завода!

Среди владельцев автомобилей концерна Volkswagen AG все популярнее становится замена штатных мультимедийных систем на заводские же комплексы, но от других моделей. Использование немецким концерном одних и тех же компонентов и решений в разных моделях разных марок – начиная от Seat и заканчивая Audi – такие экзерсисы не то что позволяет, а практически поощряет. Экспериментаторы, например, научились заказывать китайские головные устройства через популярные интернет-магазины и устанавливать их в свои автомобили, получая таким образом функции, недоступные на российском рынке или даже в Европе. Говорят, отдельные компьютерные гении уже даже умеют внедрять в Skoda Octavia виртуальную приборную панель, с которой машина пока официально не выпускается. То есть завод еще до такого не дошел, а автолюбители уже технологию освоили. Впрочем, приборная панель – это немного из другой оперы.

Фото: Евгений Алешин, Яндекс, Audi, Ford, Volvo

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Camp Jeep Camp Jeep

Настоящий мужской клуб по интересам – клуб владельцев Jeep с размахом отметил 75-летие бренда

АвтоМир
Как научиться водить машину? Полезные советы, чтобы стать «малышом на драйве» Как научиться водить машину? Полезные советы, чтобы стать «малышом на драйве»

Как освоить навыки профессионального водилы?

Playboy
Lada XRay: свое, родное Lada XRay: свое, родное

Lada XRay поселилась в редакционном парке на излете зимы

АвтоМир
Национальный характер: как на самом деле одеваются женщины из разных стран Национальный характер: как на самом деле одеваются женщины из разных стран

Особенности стиля француженок, американок, азиаток и русских женщин

Cosmopolitan
5 бьюти-средств, на которых можно сэкономить 5 бьюти-средств, на которых можно сэкономить

Пять средств, за которые можно не платить слишком много

Cosmopolitan
Искусство в биткойнах Искусство в биткойнах

Блокчейн-технологии в арт-инвестировании

Robb Report
К полету готовы К полету готовы

Неофициальные художники советских 1960‑х сегодня в центре внимания

Vogue
Дэниел Рэдклифф Дэниел Рэдклифф

Правила жизни актера Дэниела Рэдклиффа

Esquire
«Возможно, я никогда не выйду замуж. И это нормально» «Возможно, я никогда не выйду замуж. И это нормально»

Стереотип о том, что все женщины мечтают выйти замуж, наконец уходит в прошлое

Psychologies
Секс с бывшим: 6 моментов, о которых стоит подумать Секс с бывшим: 6 моментов, о которых стоит подумать

Если вы недавно разошлись, кандидатура бывшего может оказаться привлекательной

Psychologies
Константин Воробьёв Константин Воробьёв

Константин Воробьёв как зеркало русской военной прозы

Дилетант
Что такое метеориты? Что такое метеориты?

Гости с неба способны застать нас врасплох

Популярная механика
Россия дойдет до полуфинала! Пять причин, почему наша сборная выстрелит на чемпионате мира Россия дойдет до полуфинала! Пять причин, почему наша сборная выстрелит на чемпионате мира

MAXIM поднимает тебе настроение перед домашним чемпионатом мира

Maxim
Евгения Тимонова:Выживает не сильнейший, а тот, кто всем нравится Евгения Тимонова:Выживает не сильнейший, а тот, кто всем нравится

О том, почему мы считаем дикарями тех, кто ест кошек и собак

СНОБ
Лайма Вайкуле: «Могу и задушить» Лайма Вайкуле: «Могу и задушить»

Певица готова на отчаянные меры, если ее вывести из себя

StarHit
От «Дня сурка» до «Интерстеллара»: 33 лучших фильма о временных петлях От «Дня сурка» до «Интерстеллара»: 33 лучших фильма о временных петлях

Разница между двумя типами «временной петли» в научной фантастике

Playboy
Нефтяные рынки: риски или новые возможности Нефтяные рынки: риски или новые возможности

В обозримом будущем нефть и газ останутся стержнем энергетики и экономики

Эксперт
Лучшие шутки о «прямой линии» с президентом и Газзаев! Лучшие шутки о «прямой линии» с президентом и Газзаев!

Ежегодная беседа Путина с россиянами прошла особенно уныло

Maxim
В Швейцарии заблокировали 1 млрд франков Виктора Вексельберга В Швейцарии заблокировали 1 млрд франков Виктора Вексельберга

Юристы «Реновы» готовят иски против швейцарских банков и их сотрудников

Forbes
Три способа провести выходные с пользой для здоровья Три способа провести выходные с пользой для здоровья

ЗОЖ не только для тех, кто помешался на петрушке и токсинах

Esquire
«Я мертвого уговорю»: правила бизнеса миллиардера Геннадия Тимченко «Я мертвого уговорю»: правила бизнеса миллиардера Геннадия Тимченко

Один из богатейших людей России о первой зарплате

Forbes
Губернаторы-капиталисты. Кто ушел от миллиардеров на госслужбу Губернаторы-капиталисты. Кто ушел от миллиардеров на госслужбу

Карьерный путь и биография губернаторов

Forbes
Исчезнувшая Исчезнувшая

Борис Минаев вспоминает особый тип женщин, которых теперь — увы — не встретишь

GQ
Приключения итальянцев в Америке Приключения итальянцев в Америке

90 лет назад в США были казнены итальянские иммигранты Сакко и Ванцетти

Дилетант
Лучшие шутки и байки об иностранцах, приехавших в Россию на ЧМ. Часть вторая! Лучшие шутки и байки об иностранцах, приехавших в Россию на ЧМ. Часть вторая!

Аттракцион «Чужеземные болельщики глазами россиян»

Maxim
Размывание гендера в моде: почему всех беспокоит смена ролей? Размывание гендера в моде: почему всех беспокоит смена ролей?

Об особенностях мужественного и женственного в современной моде

Cosmopolitan
Как прожить без телевизоров, телефонов, кино, компьютеров и музыки? Спроси у амишей! Как прожить без телевизоров, телефонов, кино, компьютеров и музыки? Спроси у амишей!

В последнее время становится все более популярной тема побега от цивилизации

Maxim
Стиль Патрика Мелроуза Стиль Патрика Мелроуза

О чем говорит внешний вид главного героя

Esquire
Непридуманная история велосипедных войск Непридуманная история велосипедных войск

Велосипед не только средство передвижения, но и страшное оружие

Maxim
Когда ты комик, но все считают тебя барменом: парень отжег на свадьбе друга Когда ты комик, но все считают тебя барменом: парень отжег на свадьбе друга

Американский комик Джей Ти Келли опубликовал видео, на котором сыграл бармена

Playboy
Открыть в приложении