Антикризисный пиар: как вывести компанию из-под удара
Что делать, если ваша компания оказалась в центре негативных событий? Ни в коем случае не пытаться отмолчаться. Чтобы выступить как можно более убедительно, имейте в виду семь принципов.
Негативные инфоповоды, в центре которых оказывается ваша компания, можно разделить на запланированные (или «управляемые»), предсказуемые и непредсказуемые. К первым можно отнести любые плановые события в жизни компании, которые можно трактовать в негативном ключе. Например, сокращение персонала, закрытие одного из направлений бизнеса, плохая финансовая отчетность. В ваших силах сразу дать исчерпывающие комментарии, чтобы ни у кого не возникло мысли, что вы можете что-то недоговаривать.
Предсказуемые — это те ситуации, которые можно ожидать, но нельзя предсказать, в какой именно момент времени они произойдут. Например, уход топ-менеджера или внеплановые проверки регулирующих органов. И, наконец, непредсказуемые. Это те ситуации, о которых вы думаете, что они могут произойти с кем угодно, только не с вами, но они наступают. И все же неплохо иметь перечень таких событий и варианты выхода из неприятных ситуаций, с ними связанных. Самые прилежные пиар-специалисты даже хранят в отдельной папочке на рабочем столе драфты пресс-релизов на случай, если негативный сценарий реализовался. К несчастью, аварии на производстве, внештатные ситуации и чрезвычайные происшествия случаются чаще, чем хотелось бы.
Вот несколько базовых правил, соблюдение которых позволит пройти через кризис с минимальными потерями:
Быстрая реакция
Для любой информационной волны работает правило: чем раньше заявить о своей позиции, тем лучше. Еще лучше, если вы сами расскажете СМИ о том, что произошло, до того, как это сделает кто-нибудь другой. Так проще расставить нужные акценты и передать свой месседж аудитории, чем объясняться после того, как скандал набрал обороты.
«Без комментариев» не работает
Донести свою позицию до аудитории может быть жизненно важно для бизнеса вашей компании. Риск-менеджеры банков и службы безопасности ваших контрагентов проверяют вас на предмет репутационных рисков. Если репутационный риск превысил критическое значение, то банки могут пересмотреть условия по выданному вам кредиту или потребовать дополнительного поручителя, а компании закроют возможность работы без предоплаты. Но можно нивелировать репутационный ущерб системным изложением своей позиции. Кстати, отказ от комментария тоже считается негативом. И важно помнить, если не говорите вы, кто-то расскажет за вас.
Правило одного
Если произошло что-то существенное, журналисты тут же начинают дозваниваться до разного уровня начальников вашей организации. И если у этих начальников нет строгого гайдлайна, каждый из них будет выдавать свою позицию или раскрывать новые подробности. Поэтому важно выбрать одного спикера, ответственного за комментарии в кризис. Это позволит избежать противоречий и неточностей в изложенной информации. Помните, противоречия обязательно будут истолкованы против вас.