Амиран Муцоев: Самые успешные парки в мире находятся внутри городов
29 февраля в Москве, в Нагатинской пойме, открывается тематический парк «Остров мечты». Накануне этого события «Сноб» побеседовал с председателем холдинговой компании «Остров мечты» Амираном Муцоевым, реализовавшим этот проект, о том, как родилась эта идея, почему большинство сказочных героев придумал сам Амиран и есть ли будущее у «Острова» в других странах мира
Ɔ. Вы всю жизнь занимались торговыми комплексами, и вдруг — парк развлечений, мир сказки (хотя и с интегрированным туда торговым центром). Скажите, для вас это больше бизнес или исполнение какой-то давней мечты?
Чтобы воплотить в жизнь подобный проект, одних денег недостаточно, даже очень больших. И хотя в нашей стране очень много людей, которые богаче меня во много раз, «Остров мечты» построил именно я. Знаете почему? Сегодня в мире много тематических парков, но все почему-то вспоминают «Диснейленд». И это потому, что непосредственно сам Уолт Дисней вложил в проект свою душу, самого себя. И если ты сам не занимаешься этим проектом, не увлекаешься, если ты не творческий человек и не живешь им, построить подобное просто невозможно.
Я начал проектировать этот парк в 2007 году. И всегда хотел, чтобы в нем были реализованы какие-то мои мечты и сценарии, которые я начал писать для мультфильмов лет за 15 до этого. Это оказалось непростым процессом. Прежде чем осуществить задуманное, мне пришлось идти в регионы, строить с нуля компанию (сейчас она входит в пятерку крупнейших в России по коммерческой недвижимости), с нуля же возводить торговые комплексы.
Что касается бизнес-составляющей «Острова мечты», то здесь тоже есть свои сложности. Если в торговых центрах достаточно просто спрогнозировать модель, то в тематическом парке многое неясно: придут ли туда люди в достаточном количестве или нет, потратят ли они деньги на билеты или еду? Тем не менее мы предполагаем, что инвестиции окупятся за 10–12 лет. Но вдруг что-то пойдет не так?
Ɔ. Когда вы создавали этот проект, на какие мировые образцы вы ориентировались? И что у вас совершенно новое, уникальное?
Конечно, мы внимательно проанализировали мировой опыт и привлекли к проекту лучших консультантов из США, России и других стран. Я сам проехал по всем значимым тематическим паркам, причем не только тем, которые находятся за городом («Диснейленд» в Париже), но и тем, которые расположены в черте города — «Диснейленд» в Токио, Lotte World в Сеуле, Universal Studio в Осаке. Нам хотелось сделать цельный туристический кластер, чтоб любой член семьи мог найти себе развлечение. Поэтому и торговая часть у нас — это не совсем про торговлю. Это буферная зона, городской променад. У «Юниверсал» и в «Диснейлендах» это называется city walk: улица кафе, больших магазинов, ресторанов. И туда вход бесплатный — это обязательно, чтобы привлечь больше людей.
Но я не хотел создавать похожий проект. Я все время думал о чем-то таком, чего нет ни у кого. Например, вокруг «Острова мечты» создан большой ландшафтный парк, который огибает наш проект, люди могут там находиться, не оплачивая вход. И все развлекательные детские площадки на его территории наподобие «Панда-парка» — тоже бесплатные.
У нас появится концертный зал вместимостью до 4500 мест непосредственно в городском променаде с возможностью работы 12 месяцев в году. Здесь я во многом ориентировался на опыт Mall of America в штате Миннесота. Там крытый тематический парк, в четыре раза меньше нашего — Nickelodeon Universe, а вокруг торговый комплекс. У них 57 миллионов посетителей в год — примерно в четыре раза больше, чем у парижского «Диснейленда».