Американская мечта для корейской семьи. О фильме «Минари», который получил шесть номинаций на «Оскар»
8 апреля на экраны выходит претендующий сразу на шесть «Оскаров» фильм «Минари» — история корейской семьи, которая в 80-е годы пыталась найти американскую мечту на пыльной земле Арканзаса
У режиссеров с миграционным бэкграундом есть все-таки серьезное конкурентное преимущество. Удивительно, что никто не возмущается этой врожденной привилегией: они гораздо лучше чувствуют зазор, который есть между реальным миром и его образом, существующим исключительно в наших головах. Америка эмигранта, поднимающегося на корабль в каком-нибудь азиатском порту в надежде стать своим в стране бесстрашных ковбоев и удачливых дельцов, имеет мало общего с настоящими Соединенными Штатами, и это быстро понимают даже самые отъявленные оптимисты. Домоседу обычно сложнее осознать, что его представления о мире и своем месте в нем иллюзорны.
Ли Айзек Чун, снявший «Минари», родился в 1978 году в Денвере, но его родители обосновались в Америке незадолго до этого: собственно говоря, вся история семьи режиссера довольно точно воспроизведена в этом почти автобиографическом фильме. Его действие происходит в середине 80-х, когда корейская семья Йи — папа Джейкоб, мама Моника, а также дети Энн и Дэвид — приезжает в Арканзас в поисках американской мечты. Джейкоб собирается разбогатеть, выращивая здесь корейские овощи и фрукты, а пока работает вместе с женой на птицефабрике, определяя пол цыплят: бесполезных и невкусных петушков сразу отправляют в птичий крематорий.
Арканзас, где семья Йи покупает ферму, поначалу предстает почти мифическим пространством, где в абсолютной пустоте властвуют только стихии. Именно они определяют все главные события в фильме: герои пашут землю, ищут воду, сжигают мусор (огонь здесь выступает в качестве чеховского ружья, которое пригодится в последнем акте), а воздух, свившийся в страшный хобот торнадо, грозит унести их непрочный домик в еще более сказочные края. Оператор фильма Лачлан Милн работал, кстати, на картинах «Очень странные дела» и «Охота на дикарей» — кому же, как не ему, снимать природу, детей и 80-е? Через некоторое время на сцену выходят духи этой местности: один символизирует несколько сомнительное предпринимательство, за триста долларов обещая найти воду с помощью лозы, а другой отвечает за религию: назойливо дружелюбный