Интересные факты из жизни известной советской балерины — Майи Плисецкой

Культура.РФИстория

10 фактов из жизни Майи Плисецкой

Мы собрали интересные факты из жизни одной из самых известных советских балерин — Майи Плисецкой. Читайте о ее дебюте на сцене, знакомстве с Коко Шанель и Пьером Карденом, съемках в кино и зарубежных гастролях.

0:00 /
596.248
Майя Плисецкая. Фотография: Борис Кавашкин / Фотобанк «Лори»

 Майя Плисецкая родилась в театральной семье

Многие родственники Майи Плисецкой были артистами балета, играли в театре или кино. Ее мать Рахиль Мессерер окончила ВГИК и снималась в немых фильмах. Дядя балерины Азарий Азарин был художественным руководителем Театра им. М.Н. Ермоловой, тетя Суламифь Мессерер более 20 лет выступала в Большом театре. Прославились и младшие братья Плисецкой — Александр и Азарий, которые тоже стали артистами балета.

Слева: Рахиль Мессерер в роли Адолят в художественном фильме Михаила Доронина «Вторая жена». Рекламный материал из альбома оператора Бориса Макасеева. 1927 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва. Посередине: Майя Плисецкая. 1950-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва. Справа: Майя Плисецкая у озера с лебедями. 1950-е годы. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Балерина дебютировала на сцене в семь лет

Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1964 год. Фотография: Леонид Жданов / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

В 1932 году Майя Плисецкая сыграла свою первую роль в спектакле. Тогда она жила на острове Шпицберген, куда отправили на службу ее отца — дипломата Михаила Плисецкого.

…Баренцбурговцы даже осилили постановку оперы Даргомыжского «Русалка». На роль Русалочки, произносившей знаменитый пушкинский текст «а что такое деньги, я не знаю», определили меня. То ли из нашего махрового советского подхалимажа — отец, как-никак, консул, то ли я и впрямь была артистична. Нескромно скажу, была. Если и подхалимничали, то не промахнулись. Я с шиком сыграла свою крошечную роль. <…> Это было мое первое выступление с театральных подмостков перед публикой. Майя Плисецкая. Из книги воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»

Миниатюру «Умирающий лебедь» Плисецкая исполняла даже под аккордеон

Майя Плисецкая в миниатюре «Умирающий лебедь». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1958 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Мать Плисецкой Рахиль Мессерер в конце 1930-х репрессировали и сослали в казахстанский город Чимкент. Она зарабатывала тем, что давала уроки танцев для местных жителей. В 1939 году в Чимкент навестить мать приехала Майя Плисецкая — ей было 14 лет. На одном из вечеров по просьбе Рахиль Мессерер юная балерина впервые станцевала «Умирающего лебедя».

Мама настояла, чтобы я явилась на публику. «Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант». Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала. Майя Плисецкая. Из книги воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»

«Лебединое озеро» очень полюбили в Индии

Майя Плисецкая в миниатюре «Умирающий лебедь». Государственный академический большой театр СССР, Москва, 1962–1964 годы. Фотография: Евгений Умнов / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Во время гастролей Большого театра в Индии в 1953 году Плисецкая часто исполняла миниатюру «Умирающий лебедь». Номер так понравился премьер-министру страны Джавахарлалу Неру, что на одной из встреч он решил познакомиться с балериной: «Премьер несколько раз начинал заговаривать со мной то по-английски, то по-французски, смотря умнющими вопрошающими глазами. Но я… пробавлялась междометиями и жестами. Неру подозвал переводчика-индуса и задал мне несколько занятных вопросов».

Неру объяснил балерине, что «Умирающего лебедя» в Индии любили из-за одной легенды, по которой лебедь считался самой преданной птицей.

В КГБ Майю Плисецкую считали шпионкой

Слева: Майя Плисецкая в роли Одиллии в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Москва, 1949 год. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультмедиа Арт Музей, Москва. Посередине: Майя Плисецкая. Москва, 1963 год. Фотография: Павел Маныч / Мультмедиа Арт Музей, Москва. Справа: Майя Плисецкая в музыкальном фильме Фахри Мустафаева «Новогодний календарь» (1965)

В середине 1950-х, пока труппа Большого театра ездила на гастроли в Швейцарию, Францию, Китай и другие страны, Майя Плисецкая оставалась в Москве. В КГБ даже рассматривали дело: считали, что балерина много общалась с иностранцами и может шпионить для британской разведки. Плисецкая несколько раз писала письма советским чиновникам: «Две мои «умоленные» телеграммы Хрущеву, письма ему же, Булганину, Шепилову — остались без ответа… Никто из вождей говорить со мной не захотел. Слова не услышала». Вновь отправиться на гастроли за границу балерине разрешил лично Хрущев в 1959 году.

Пьер Карден называл балерину своей музой

Майя Плисецкая и модельер Пьер Карден. Фотография: Борис Кавашкин / Фотобанк Лори

Майя Плисецкая всегда следила и за советской, и за иностранной модой. Балерина была лично знакома с Коко Шанель, а Пьер Карден считал ее своей музой. Дизайнер не раз шил костюмы для спектаклей с ее участием.

А в Москве модную одежду Плисецкая покупала у фарцовщиков: «Цены были нерадужными — стоили предметы роскоши баснословно дорого. Но в рубище не походишь. <…> Смотрят на меня. Я на виду». Балерина тратила на наряды почти всю свою зарплату.

Плисецкая снималась в кино и играла Бетси Тверскую в «Анне Карениной»

Майя Плисецкая на съемках фильма «Анна Каренина». 1966 год. Фотография: Валентин Мастюков / ИТАР—ТАСС

Плисецкая снималась в телеадаптациях известных балетов Большого театра — «Лебедином озере», «Сказке о Коньке-горбунке». А в 1967 году режиссер Александр Захри пригласил артистку на роль Бетси Тверской в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина». В журнале «Культура и жизнь» об игре балерины писали: «Она удивительно естественна, как будто действительно жила в мире героев романа Толстого и как будто всю жизнь снималась в кино».

После «Анны Карениной» Плисецкая получала еще много ролей в кино. А в 1976 году балерина даже написала сценарий повести Ивана Тургенева «Вешние воды». По нему режиссер Анатолий Эфрос снял фильм «Фантазия» с участием Иннокентия Смоктуновского и Татьяны Веденеевой.

С мужем балерина познакомилась в гостях у Лили Брик

Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин. 1984 год. Фотография: Валентин Кузьмин / ИТАР—ТАСС

Лиля Брик, возлюбленная Маяковского, старалась не пропускать ни одного спектакля с участием Майи Плисецкой в Большом театре. После каждого выступления она дарила балерине цветы с записками: «Майинька! Любименькая! Догадайтесь, от кого эти цветы… Обнимаем, целуем до хруста костей».

Брик часто приглашала Плисецкую в гости. Именно на одном из вечеров у нее дома балерина встретилась со своим будущим мужем — композитором Родионом Щедриным.

Я очень любил, просто боготворил первый том стихов Маяковского — и писал на них музыку. И один мой приятель, литератор, как-то говорит: «Слушай, ты лабаешь так здорово! Пойдем к Лиле? Она кормит вкусно, выпьем как следует, на такси деньги дает». Я говорю: «А что, она жива?!» — «Жива! Она здесь, на Арбате — идем! Я с ней созвонюсь, слабаешь ей? Я у нее рояль видел». — «Конечно!» Пошли к ней, я поиграл то, что написал. <…> И если бы Лиле тогда не понравилось, я бы, может, и не женился на Майе Михайловне. Родион Щедрин. Из интервью Forbes

Плисецкая руководила балетными труппами в Италии и Испании

Слева: Майя Плисецкая в партии Кармен в балете «Кармен-сюита». 1970 год. Фотография: Валерий Соловьев / ИТАР-ТАСС. Посередине: Майя Плисецкая в роли Анны Сергеевны в балете «Дама с собачкой». 1985 год. Фотография: Александр Коньков / ИТАР-ТАСС. Справа: Майя Плисецкая в роли Анны (в центре) в балете «Анна Каренина». 1976 год. Фотография: В. Галушкин / ИТАР-ТАСС

Майя Плисецкая много работала с зарубежными театрами. В 1983 году она стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета. Там балерина поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За них Плисецкая получила итальянскую премию в области искусств «Виа Кондотти». В конце 1980-х годов артистка сотрудничала с Королевским театром Мадрида. В то же время она руководила труппой Национального балета Испании. А в Японии в 2003 году она поставила танец для мюзикла «Аида» по опере итальянского композитора Джузеппе Верди.

Даже в 75 лет Майя Плисецкая выступала с танцевальными номерами

Майя Плисецкая исполняет хореографическую миниатюру «Ave Майя», созданную для нее Морисом Бежаром. Фотография: Наталья Колесникова / ИТАР—ТАСС

В Большом театре Плисецкая последний раз выступила 4 января 1990 года в спектакле «Дама с собачкой». Но танцевать она не перестала. Спустя три года отметила на сцене 50-летие своего творчества — исполнила главную роль в балете «Безумная из Шайо».

В день своего 70-летия, 20 ноября 1995 года, Плисецкая вышла на сцену с номером «Аве Майя», который специально для нее поставил балетмейстер Морис Бежар. А в 2000 году в Японии прошла премьера спектакля «Крылья кимоно», в котором балерина сыграла Небесную фею.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда на Руси появились пряники? Когда на Руси появились пряники?

Выпечка, похожая на пряники, появилась на Руси примерно в IX веке

Культура.РФ
Полетим Полетим

Уже в 2030-х можно будет добраться за город на летающем такси

ТехИнсайдер
Жестокость, доказавшая потребность в любви: неэтичный эксперимент XX века о детской привязанности Жестокость, доказавшая потребность в любви: неэтичный эксперимент XX века о детской привязанности

Как Гарри Харлоу доказал значимость эмоциональной связи ребенка с родителями

ТехИнсайдер
Космический лифт и летающий поезд: пять изобретений Константина Циолковского Космический лифт и летающий поезд: пять изобретений Константина Циолковского

Его исследования заложили основу для освоения космоса и изобретения самолетов

Forbes
Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона

История подростка, ставшего первым пациентом в мире, получившим укол инсулина

ТехИнсайдер
Прийти в форму после отпуска Прийти в форму после отпуска

20-минутная жиросжигающая тренировка для тех, у кого нет времени на спортзал

Лиза
Как были устроены сервисы доставки в царской России, рассказывает автор подкаста «Закат Империи» Андрей Аксенов Как были устроены сервисы доставки в царской России, рассказывает автор подкаста «Закат Империи» Андрей Аксенов

Как жители Российской империи заказывали доставку без интернета и смартфонов?

СНОБ
От дворянства до наших дней: самые красивые усадьбы России От дворянства до наших дней: самые красивые усадьбы России

Осенью красота старинных русских усадеб становится особенно пронзительной

Караван историй
По соображениям совести: как американцы спасались от призыва на Вьетнамскую войну По соображениям совести: как американцы спасались от призыва на Вьетнамскую войну

Во Вьетнамской войне приняло участие больше 2,5 млн американцев

Forbes
Онлайн-шопинг Онлайн-шопинг

Онлайн-шопинг давно стал палочкой-выручалочкой. Но у любой палки два конца

Здоровье
«Спящая красавица»: как понять, что вы играете роль жертвы «Спящая красавица»: как понять, что вы играете роль жертвы

В чем минусы сценария жертвы и как из него выйти

Psychologies
Ученые Гарвардской медицинской школы выяснили, когда лучше есть, чтобы снизить риск депрессии Ученые Гарвардской медицинской школы выяснили, когда лучше есть, чтобы снизить риск депрессии

Почему нужно питаться по циркадным ритмам?

Inc.
Как фильмы «Брат» и «Брат 2» запустили новые тренды и что они изменили в нашей жизни Как фильмы «Брат» и «Брат 2» запустили новые тренды и что они изменили в нашей жизни

«Брат» и «Брат 2»: как незаметно вершатся революционные вещи

Maxim
По книжным и барам: подбираем лучшие книжно-алкогольные сочетания По книжным и барам: подбираем лучшие книжно-алкогольные сочетания

Художественная литература и алкоголь, который её изысканно дополнит

Maxim
Королевство полной луны Королевство полной луны

Королевство Шато Шапито в Грузии — сказка, в которую очень хочется верить

Seasons of life
Читая «Капитал» Читая «Капитал»

Джорджа Блейка принято называть легендарным советским разведчиком

Дилетант
4 трагических случая, когда выживальщики готовились к концу света, но что-то пошло не так 4 трагических случая, когда выживальщики готовились к концу света, но что-то пошло не так

Когда стремление выжить приносило только смерть

Maxim
Саяка Мурата: «Земляноиды». Мрачная антиутопия в переводе Дмитрия Коваленина Саяка Мурата: «Земляноиды». Мрачная антиутопия в переводе Дмитрия Коваленина

Отрывок из японской антиутопии «Земляноиды» на тему одиночества и неравенства

СНОБ
Кинокритик Борис Локшин: Почему нам хочется пересматривать старые фильмы Кинокритик Борис Локшин: Почему нам хочется пересматривать старые фильмы

Отрывок из книги «Кинотеатр повторного фильма»

СНОБ
10 подсказок «воскресному папе»: как сохранить связь с ребенком 10 подсказок «воскресному папе»: как сохранить связь с ребенком

Поддерживать близкие и теплые отношения с ребенком помогут наши советы

Psychologies
Зачем жирафы пьют мочу, а курицы меняют пол: 5 странных повадок животных, о которых вы раньше не знали Зачем жирафы пьют мочу, а курицы меняют пол: 5 странных повадок животных, о которых вы раньше не знали

Крокодилы заглатывают ведро камней, жирафы пьют мочу. Зачем они это делают?

ТехИнсайдер
Почему нельзя? Почему нельзя?

Попытаемся разобраться в самых распространенных суевериях

Лиза
Оксана Пономарева Оксана Пономарева

Муза движения креативного прагматизма Оксана Пономарева

Собака.ru
Рыбный день: обратите внимание на 6 полезных и 6 вредных видов рыбы Рыбный день: обратите внимание на 6 полезных и 6 вредных видов рыбы

Не вся рыба одинаково полезна, а некоторые виды стоит избегать

ТехИнсайдер
Истребление человеком хищников разделило крупнейший в мире живой организм на три части Истребление человеком хищников разделило крупнейший в мире живой организм на три части

«Лес одного дерева» в Америке перестал возобновляться из-за избытка оленей

N+1
8 ложных признаков интеллектуала 8 ложных признаков интеллектуала

Набор псевдоинтеллектуала: книги, очки, возраст, талант и кое-что еще

Maxim
Как копировать данные с флешки на флешку Как копировать данные с флешки на флешку

Как скачать файлы с флешки на флешку

CHIP
Шиш и два портфеля Шиш и два портфеля

Как превратить в комедию проблемы финансирования образования

Weekend
Присвоение истории Присвоение истории

«Три тысячи лет желаний»: Джордж Миллер экранизирует Антонию Байетт

Weekend
Пять книг, которые (возможно) помогут ненадолго отвлечься от происходящего Пять книг, которые (возможно) помогут ненадолго отвлечься от происходящего

Книги, которые могут слегка заглушить боль и панику

Правила жизни
Открыть в приложении