«Заделаться американцем я просто этически не мог». Интервью с режиссером «Карточного домика» и «Игры престолов» Аликом Сахаровым
Алик Сахаров — бывший москвич, а ныне один из самых востребованных на западе телережиссеров и операторов («Карточный домик», «Игра Престолов», «Озарк», «Декстер») и победитель «Эмми» в номинации лучший кинооператор за сериал «Рим». В интервью Forbes Life он впервые откровенно рассказал о причинах своего ухода из сериала «Ведьмак» и мечтах снять кино по «Войне и миру»
Вы приехали в США в 22 года без каких-либо гарантий трудоустройства. Это был романтизм или авантюризм?
Ни то, ни другое. К сожалению, так сложились обстоятельства, что по внутренним семейным причинам я вынужден был уехать из Союза. Это слишком личное, и мне не хотелось бы вдаваться в подробности, но скажу честно — на тот момент это была необходимость. Когда я приехал в США, в кармане было всего $100. У меня был непростой путь становления в Штатах, но это интересный жизненный опыт.
Мне показалась очень лиричной ваша история о том, как вы еще до кино работали часовщиком на Колхозной. Помог ли вам как-то этот опыт в дальнейшей работе в кино?
Эта работа послужила для меня, скорее, внутренним толчком. Я подумал: «Надо заниматься кино. Останусь часовщиком — просто брошусь с моста».
Не думали ли снять фильм о том своем периоде?
Нет, фильм о том времени, я думаю, будет зрителю не интересен.
Вы упомянули о становлении. Кафка, Достоевский, Хичкок проецировали свой внутренний мир, свои страхи и страсть на творчество. Вам это свойственно — вести разговор со зрителем о том, что важно для вас самого?
Любой художник, в самом широком смысле и понимании этого слова, всегда «говорит» с аудиторией на актуальные для него темы. Это неизбежный процесс погружения. Говорить о том, что знаешь, — это правда, без которой искусство не может существовать. Я человек, чьи взгляды сформировались под влиянием великих советских режиссеров — Андрея Тарковского, Александра Довженко, Сергея Параджанова, Юрия Норштейна и так далее. Меня с детства приучили ценить и понимать красоту и глубину мысли, такова была эстетика людей той эпохи. Мне 61 год, и я до сих пор несу это чувство прекрасного в своем сердце.
В индустрии говорят, что большая часть заслуги за то, насколько хорош фильм, часто ложится не на режиссера, а на талантливого оператора. Правда ли это?
Нет, я с этим совершенно не согласен. Вполне возможно снять необыкновенно красивый, но пустой фильм. И вполне возможно снять посредственный видеоряд с совершенно уникальной, глубокой историей. Талантливый режиссер оттого и талантлив, что ставит именно то, что считает нужным. Возьмите Тарковского, который снимал фильмы с разными операторами. Хотя все его операторы обладали необыкновенно талантом, они снимали именно фильмы Тарковского, именно его силу повествования, его визуальную философию.