Великий американский персонаж
Как Норман Мейлер не написал великий американский роман, но создал «роман реальной жизни»
![](https://cs.kiozk.ru/content/4k3/pnn/i42/fqxbzabymyzcqmcrj3imjqf/art/89559/s9zcta4y.jpg?v=1&temp_url_sig=W65UuDS1PMSOj1HHVtdR_Q&temp_url_expires=1738958741)
Сто лет назад, 31 января 1923 года, родился большой американский писатель Норман Мейлер. Бунтарь, эпатажник, скандалист, нарцисс, солдат, мачо, политик, блестящий стилист, посредственный режиссер — чем дальше уходит ХХ век, тем вернее Норман Мейлер из писателя-классика превращается в одного из персонажей утраченного бунтарского времени.
Мейлер родился в Нью-Джерси, рос и воспитывался в Бруклине, изучал аэронавтику в Гарварде и ушел на войну в 21 год, чтобы написать великий американский роман, нечто сравнимое с «Войной и миром». Он воевал на Филиппинах, и его роман «Нагие и мертвые» (1948) считается одной из лучших книг о Второй мировой. Мейлер втягивает читателя в рутину войны, ее разлагающееся и разлагающее чрево, где бои с японцами лишь изнанка войны с самими собой. Война, по Мейлеру,— «это прежде всего скука и рутина, уставы, наставления и инструкции, но в войне есть и нечто необъяснимое, подобное обнаженному бьющемуся сердцу, глубоко затягивающее того, кто оказался вовлеченным в нее».
![](https://cs.kiozk.ru/content/4k3/pnn/i42/fqxbzabymyzcqmcrj3imjqf/art/89559/wyyjexog.jpg?v=1&temp_url_sig=urLJ6tJ0d2OVU-T6Dho-MQ&temp_url_expires=1738958741)
![](https://cs.kiozk.ru/content/4k3/pnn/i42/fqxbzabymyzcqmcrj3imjqf/art/89559/2gwp6lt1.jpg?v=1&temp_url_sig=nxJVs7yV3gn2g55beFKOJQ&temp_url_expires=1738958741)
Вот это необъяснимое он и пытался объяснить себе всю жизнь и всю жизнь ввязывался в любые войны и драки. Там, где войн не было, он начинал их сам: занимался боксом, собачился с феминистками («я их не люблю по идеологическим соображениям»), с леваками, был женат шесть раз, на одну из своих жен набросился с ножом, лежал в психушке, баллотировался в мэры Нью-Йорка, выступал против войны во Вьетнаме. Был одним из создателей газеты The Village Voice — причем сам развозил номера газеты по киоскам и заставлял продавцов взять больше экземпляров, чем они хотели. Его колонка в The Village Voice называлась «Быстро», и в ней он оскорблял кого хотел, в том числе читателей. Телеэфир, где Гор Видал и Норман Мейлер самозабвенно ненавидят друг друга, соревнуются в убийственной язвительности (Гор Видал, в частности, сравнивает своего оппонента с Чарли Мэнсоном), до сих пор смотрится лучше