Рипли, кот и Караваджо
«Рипли»: новая экранизация Патриции Хайсмит
На Netflix вышла новая экранизация «Талантливого мистера Рипли». Это восемь тягучих черно-белых часа, снятых выдающимся оператором Робертом Элсвитом и сыгранных изумительным актером Эндрю Скоттом. Автор сериала Стивен Заиллян, в отличие от своих предшественников, отваживается довериться первоисточнику и оставляет неприятного героя Патриции Хайсмит безнаказанным.
В классических экранизациях первого романа Патриции Хайсмит про Тома Рипли «На ярком солнце» (1960) и «Талантливый мистер Рипли» (1999) сочные яркие цвета помогали ощутить красоту Италии, сделавшей из Рипли гедониста. Новая экранизация выглядит восхитительно старомодной и тоже классической (в соответствии с понятием instant classic): она черно-белая, под стать итальянским фильмам 1960-х. Нынешний Рипли будто обитает в старом черно-белом кино, где-то между «Сладкой жизнью» и тягучими псевдодетективами Антониони о побегах и исчезновениях людей. Автор нынешнего «Рипли» Стивен Заиллян — сценарист «Списка Шиндлера», «Банд Нью-Йорка», «Человека, который изменил все» и режиссер сериала «Однажды ночью» — сделал историю грехопадения Рипли такой же тягучей будто в пику нынешним невротичным сценариям, где действие мечется между временами, потому что сценаристы разучились рассказывать истории последовательно.
Лишь в самом начале Заиллян забегает вперед — для затравки. В первых кадрах мужчина с натугой тащит вниз по лестнице тело, которое бьется головой о ступеньки,— за этим тошнотворным занятием невозмутимо наблюдает кот с кисточками на ушах. Вот так у нас обстоят дела: кажется, не тех существ называют зверями. Патриция Хайсмит людей не любила, а вот животных — да. Своего Рипли она сделала человеком без свойств — у него нет биографии (родители утонули, воспитан нелюбимой