Для тайцев ЗОЖ не просто модная аббревиатура — это реинкарнация при жизни

Вокруг светаЗдоровье

Здоровая эйфория

Пилюли из насекомых, собачья шкура над входом в дом, яйцо, сваренное в гейзере, — так тайцы из северных провинций Чиангмай и Чианграй представляют себе ЗОЖ. Для них это не просто модная аббревиатура — это реинкарнация при жизни

Катерина Миронова

озьмите экстракт сороконожки, все тайцы принимают его от кашля, — продавщица одного из аптечных пунктов Чиангмая протягивает мне пакетик с коричневыми шариками.

В провинции Чиангмай температура воздуха плюс 37. Влажно и душно. Идеальный климат для бактерий. Вот я и подхватила инфекцию. Кашель давит и царапает горло, мешает говорить, есть, спать. Согласна проглотить сороконожку живьем, лишь бы полегчало. Шарики на вкус кисло-горькие. Пять минут я дышу, не чувствуя першения. Потом начинается очередной приступ.

— А что-нибудь посильнее есть? Типа «антифлу»? — спрашиваю аптекаршу, поперхнувшись сороконожьим снадобьем.

— Мы не отпускаем химические препараты без рецепта. Только натуральные. Купите микстуру из индийского крыжовника амла. Или попробуйте рассасывать пилюли из трав, — она снимает пузырек со стеллажа, густо усеянного пахучими эвкалиптовыми мини-ингаляторами и разнокалиберными пластиковыми баночками с нарисованными на них диковинными кустами, насекомыми и улитками. Внутри пузырька — неровные коричневые катышки, смахивающие на змеиный помет. Солено-щипучая таблетка моментально замораживает и парализует носоглотку, как анестезия в кабинете стоматолога. «Властью короля», — читаю я на упаковке. Бывший монарх Таиланда — Пхумипон Адульядет (Рама IX) — скончался в 2016 году, но остается национальным героем, кумиром, целителем и даже объектом психологической зависимости тайцев, особенно на севере страны. После его смерти народ год держал траур: ходил в черном, рыдал, ставил свечки и бросал охапки цветов к черно-белым портретам правителя. Ведь именно король спас соотечественников от опиума, дал работу, подарил вторую жизнь и посеял первые семена ЗОЖ.

Вместо мака

С начала XX века на границе Северного Таиланда, Лаоса и Бирмы (Мьянмы) процветали опиумные плантации. Мак был главной культурой и единственным заработком горных племен. С легкой руки ЦРУ место соединения трех стран стало называться «золотым треугольником». Урожай отправляли по реке Меконг в Бирму — к Кхуну Са, влиятельнейшему наркобарону Юго-Восточной Азии. Из Бирмы опиумное сырье разносилось по всему миру.

В 1969 году король Рама IX, путешественник и фотограф, отправился исследовать потенциал северных владений. Его потрясли масштабы опиумного производства. Горные тайцы все вместе производили в год около 150–200 тонн опиума. Каждая семья возделывала хотя бы гектар земли. Причем примерно 40 % местных жителей сами оказались закоренелыми наркоманами: король застал их в хижинах с опиумными трубками в руках. Именно тогда король учредил в Северном Таиланде фонд Royal Project, главными целями которого было улучшение жизни местных племен, восстановление природных ресурсов и прекращение производства опиума. Наркозависимых лечили в реабилитационных центрах. Маковые поля выкосили и выжгли — члены королевской семьи лично участвовали в уничтожении посадок. Когда монарх умер, исцеленные делились воспоминаниями в тайских СМИ: «В моей семье все были наркоманами, из поколения в поколение. Его Величество сделал нас людьми»; «Я прямо сказал Его Величеству, что без продажи опиума не проживу. А он пообещал засеять поле личи и кофе. И засеял! Думаю о нем каждый день, скучаю, не могу без него».

Бывшие маковые плантации засадили фруктовыми деревьями, цветами, злаками и лекарственными травами. Образцы новых достижений северотайского сельского хозяйства жена Рамы IX Сирикитсобрала в Ботаническом саду королевы в Чиангмае. Клумбы, грядки, оранжереи, пруды. Розовые, сиреневые, малиновые орхидеи (из них делают натуральную косметику). Пучки лемонграсса (главный элемент тайской кухни). Зеленые, желтые, бурые «головки» плотоядной росянки (антисептик). С плаката счастливо и гордо улыбается компания горцев. Теперь они подают пример ЗОЖ всему Таиланду.

Здоровье нации

Этноагрокультурная коммуна Бан-Тонг-Луанг в Чиангмае. Здесь под присмотром государства в привычной горной обстановке представители местных племен (карены, лаху, палонг, падонг, хмонги, яо, акха) построили деревни и возрождают обычаи, подзабытые во время опиумной эйфории. Вспоминают историю своих этносов, ищут корни, которые сотни лет назад делали их предков счастливыми. Так они реабилитируются. Этот комплекс этнических деревень — часть королевского проекта по восстановлению здоровья нации.

Над воротами в поселение акха в Бан-ТонгЛуанге висит шкура собаки. Рядом из земли торчат два бревна, на одном нарисовано женское лицо, на другом — мужское. Фигуры соединены сучком — символический половой акт.

— Это предки, давшие нам жизнь. Пока они тут стоят, мы живы и здоровы. А собака охраняет деревню от злых духов. Когда наши мужья уходят в лес рубить бамбук, неизвестно, кого они там подцепят. Духи ведь обитают в каждом кусте. Но мимо собаки ни один не проскочит. Вообще, чтобы уж наверняка не допустить невзгод и болезней, надо иногда съедать собаку, — рассказывает Бунсо из племени акха.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Актер как бренд Актер как бренд

Как Александр Петров превращает свое имя в торговую марку

РБК
Как воспитать ребенка-лидера? Секреты частных британских школ Как воспитать ребенка-лидера? Секреты частных британских школ

Навыки, которые нужно развить у ребенка, чтобы он вырос успешным человеком

Forbes
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Почему рынок яхт находится в глубоком кризисе Почему рынок яхт находится в глубоком кризисе

Состоятельные люди тратят все меньше денег на строительство яхт

Forbes
Как армейцы были «пингвинами» Как армейцы были «пингвинами»

Разговор с режиссером картины «Красные пингвины» Гейбом Польски

Огонёк
Женщина года: Саша Бортич Женщина года: Саша Бортич

Комедия «Я худею» с Бортич в главной роли взорвала российский прокат

Glamour
Сколько чувств надо человеку? Сколько чувств надо человеку?

Классические пять чувств к XXI веку выглядят безусловно наивными

Популярная механика
Успех не для всех Успех не для всех

Как многие дети-актеры, Эшли и Мэри-Кейт Олсен рады, что ушли из кино

StarHit
Тайна гибели академика Легасова Тайна гибели академика Легасова

В апреле 1988 года был обнаружен повесившимся Валерий Легасов

Дилетант
Ты узнаешь его из тысячи: гадаем на суженого по его свитеру Ты узнаешь его из тысячи: гадаем на суженого по его свитеру

Гадаем на мужчин по свитерам

Cosmopolitan
Больное место: писатель доступно объяснил мужчинам, что такое харассмент Больное место: писатель доступно объяснил мужчинам, что такое харассмент

Сядьте поудобнее и скрестите ноги, иначе вам может стать некомфортно!

Playboy
Танцующая в темноте Танцующая в темноте

Дакота Джонсон возвращается на экраны в арт-триллере Луки Гуаданьино «Суспирия»

Grazia
Новая искренность: как Льюис Хэмилтон стал самым успешным пилотом «Формулы-1» Новая искренность: как Льюис Хэмилтон стал самым успешным пилотом «Формулы-1»

За что все обожают Льюиса Хэмилтона?

Forbes
Встреча Путина и Шевчука — в воспоминаниях Чулпан Хаматовой: глава из книги «Время колоть лед» Встреча Путина и Шевчука — в воспоминаниях Чулпан Хаматовой: глава из книги «Время колоть лед»

Отрывок из сборника заметок актрисы Чулпан Хаматовой «Время колоть лед»

Esquire
Рецензия: каким получился последний сезон Рецензия: каким получился последний сезон

Карточный домик сюжета популярного сериала рассыпался самым нелепым образом

Esquire
Гендерные стереотипы: возможно ли равенство на работе Гендерные стереотипы: возможно ли равенство на работе

Как группа ученых пыталась восстановить гендерное равенство в полиции

Psychologies
Возможный рост ключевой ставки в декабре не вернет иностранных инвесторов Возможный рост ключевой ставки в декабре не вернет иностранных инвесторов

Глава ЦБ начала готовить рынок к возможному повышению ключевой ставки

Forbes
Классные дамы Классные дамы

Наши героини, женщины-президенты и премьер-министры

Добрые советы
Что делать генеральному директору, чтобы не угробить свой бизнес Что делать генеральному директору, чтобы не угробить свой бизнес

Директора должны вытаскивать менеджмент из глубокого профессионального окопа

Forbes
Тренер на раз Тренер на раз

Каково место тренера в современном футболе?

Огонёк
Медведев утвердил индексацию тарифов ЖКХ в 2019 году в два этапа Медведев утвердил индексацию тарифов ЖКХ в 2019 году в два этапа

Медведев утвердил индексацию тарифов ЖКХ в 2019 году в два этапа

Forbes
«Эпоха запланированных открытий кончилась» «Эпоха запланированных открытий кончилась»

Наука подошла к своему пределу: что за ним, ученые не знают

Огонёк
«Что обо мне подумают»: 7 шагов к избавлению от страха «Что обо мне подумают»: 7 шагов к избавлению от страха

Преодолейте страх благодаря системе семи шагов Роберта Лихи

Psychologies
Особый случай Особый случай

Международный главный редактор GRAZIA Карла Ванни работает в журнале с 1959 года

Grazia
Правила жизни Стэна Ли Правила жизни Стэна Ли

Правила жизни создателя ключевых персонажей вселенной Marvel

Esquire
Наглядный пример: 8 лучших упражнений, чтобы заполучить мощные ноги Наглядный пример: 8 лучших упражнений, чтобы заполучить мощные ноги

Уже год тратите драгоценное время на бесчисленные приседания без отягчения?

Playboy
Болезни стареющего мира: чем грозит долгая жизнь Болезни стареющего мира: чем грозит долгая жизнь

Уровень жизни в современном мире растет, а медицина продолжает развиваться

Forbes
Какие фильмы помогут справиться с сезонной хандрой Какие фильмы помогут справиться с сезонной хандрой

Вам казалось, что лучшее средство от апатии — романтические комедии и мелодрамы?

Psychologies
Эксперты сочли ненормальной «аварийную инструкцию» от Boeing Эксперты сочли ненормальной «аварийную инструкцию» от Boeing

Нетипичная практика в гражданской авиации

Forbes
Технологии против разгильдяйства: как умный поиск меняет бизнес Технологии против разгильдяйства: как умный поиск меняет бизнес

На что тратят больше всего времени менеджеры компаний

Forbes
Открыть в приложении