Багетная мастерская
Наследница модного Дома Fendi Сильвия Вентурини-Фенди рассказала Паоле Якобби о том, как чуть не разлюбила моду, и о том, чему ее научил Карл Лагерфельд
Первое участие в семейном деле — съемка в рекламе и участие в показе Fendi в 1967 году. Это была идея Карла: мужчины, женщины, девочки, мальчики — все вместе. В то время это было что-то по-настоящему новаторское, — вспоминает Сильвия Вентурини-Фенди. — Он тогда только-только переехал в Рим, и, может, на него как-то по-особому действовал местный воздух, — смеется она. — А нам было весело! Мама (Анна Фенди. — Прим. ред.) даже разрешила не ходить на следующий день в школу!»
В начале нулевых семейный бизнес был куплен модным гигантом LVMH. И сегодня Сильвия — единственный член семьи основателей, все еще работающий в компании. Она здесь с 1987 года и теперь отвечает за аксессуары и мужскую коллекцию. «Хоть мы и стали частью одной из крупнейших корпораций мира, в студии, офисе и ателье до сих пор царит семейная атмосфера, — признается Сильвия. — А с Карлом мы были как брат с сестрой. Бывает, соревновались друг с другом, но чаще помогали. Такая, если можно сказать, ревнивая дружба».
Двадцать пять лет назад Сильвия оказалась сразу на несколько очков впереди: она придумала не просто сумку — она придумала Baguette, которая за время своего существования стала настоящей аксессуарной классикой и ценным предметом коллекционирования. Эта сумочка даже получила собственный сюжет в сериале «Секс в большом городе». Кэрри Брэдшоу не раз появлялась в кадре с «багетом» Fendi, что заставляло модниц выстраиваться в очереди перед бутиками марки. Листы ожидания, которые образовались вокруг сумки, сама Сильвия объясняет просто: «Мы, если честно, совершенно не ожидали такого успеха. К тому же тогда Fendi все еще была небольшой семейной компанией, и мы просто-напросто не могли быстро справиться со всеми заказами». Для миллионов девушек эта сумка стала чем-то вроде обязательной в гардеробе пары Manolo Blahnik.
Этой весной не без помощи Сары Джессики Паркер (вновь обратившейся к образу Кэрри Брэдшоу ради рекламной кампании #BaguetteFriendsForever) легендарная сумочка возвращается на прилавки и в наши с вами сердца. Хотя лично мое она не покидала с тех пор, как я впервые увидела ее в руках смелой журналистки, которая в балетной пачке отчаянно искала любовь посреди бетонных джунглей Нью‑Йорка.
Мои институты
Как только я закончила учебу, меня отправили в Лос-Анджелес на «тренировку». Там я устраивала показы и мероприятия для наших заокеанских клиентов. Вернувшись в Италию, я присоединилась к команде дизайн-студии под руководством Карла. И в 1994 году приняла у него эстафету по части изделий из кожи. Главным испытанием для меня тогда стали все те прекрасные сумки, кошельки и чемоданы, созданные за последние семьдесят лет. Соревноваться с ними — непростая задача. Равно как и Дому, знающему все о роскоши, выпустить минималистичную, но все еще роскошную сумочку, как того требовало время. Моим ответом на эти вызовы стала Baguette.
Укрощение строптивой
Для меня мода — это намного больше, чем просто красивая одежда раз в полгода. Мода связывала меня с мамой. После школы я торопилась в ателье, чтобы немного побыть вместе, шила костюмы для кукол из лоскутков и мечтала работать с ней. Как и все женщины в нашей семье, она трудилась не покладая рук. Всегда приезжала в ателье первой, уходила последней и нас с сестрами учила тому же самому. Даже когда я начала работать на Fendi, она говорила: «Не жди поблажек только потому, что ты носишь эту фамилию». Пример? Подростком я ненавидела школу, скандалила дома, считала, что просто бесполезно растрачиваю время. Тогда мама сказала, что я могу бросить учебу, стать частью семейного дела, и предложила мне должность телефонистки. Люди на том конце провода постоянно спорили и ругались, потому что я не могла соединить их с офисом, несколько дней я возвращалась домой в слезах, разлюбила моду и вернулась в школу.
На свои места
Cпустя годы я наблюдала за показом Карла в Милане. Подробности уже стерлись из памяти, но те овации, которыми зал встретил новую коллекцию, помню до сих пор. Воздух был словно наэлектризован, аплодисменты не затихали, даже когда модели и Карл покинули подиум. В тот день я поняла, что мода должна стать моей работой, целой жизнью. Сейчас я уже не могу просто выключить свет и лечь спать, надеясь, что вдохновение придет завтра. К тому же с тех пор, как появился интернет, а вся музыка, кино и искусство поселились в айпадах, я почти не сплю.
Бессонница
Впрочем, и до интернет-бума я частенько проводила ночи без сна. В 1980‑х я ездила с торговыми презентациями Fendi по всему миру, устраивала показы для клиентов и байеров. Тогда шоу состояло из трехсот образов (а не сорока, как сейчас). В Америке мы заезжали в Лос-Анджелес, Даллас, Хьюстон, Чикаго, но больше всего мне нравилось бывать в Нью-Йорке. Это совершенно особенный город с безумной энергетикой. Люди там, кажется, никогда не спят. И я бегала там как заведенная. Всю ночь напролет я танцевала в Studio 54, а утром как ни в чем не бывало могла отправиться вести важные переговоры.
Дела семейные
Моя мама была постоянно занята и строга по отношению к нам с сестрами. Из-за работы мне тоже приходилось подолгу не видеться с семьей. Я даже переносила день рождения Дельфины (старшая дочь Сильвии, успешный ювелир Дельфина Делеттре. — Прим. ред.) из-за того, что он выпадал на самый разгар миланской Недели моды. Сейчас я наверстываю упущенное и стараюсь все свободное время проводить с семьей. Занимаюсь садом, выращиваю овощи и фрукты, даже вино и оливковое масло мы делаем сами. Никогда не упускаю возможности побаловать домашних своими кулинарными шедеврами — собрать всех за одним столом для меня настоящее счастье.
Карл Лагерфельд научил меня всегда смотреть вперед. Он не обсуждал коллекции после показа, редко читал отзывы, как только заканчивалось шоу — он уже весь с головой в следующем сезоне. Еще одна мудрость, которой со мной поделился Карл: «Каждый раз, когда вы думаете, что достигли вершины, начинайте все заново. Ищите новые вызовы — только так вы не станете пресными, не перестанете удивлять».
Продолжение следует
Таким вызовом для меня стало переиздание сумочки, которую многие считают идеальной. Но мы нашли способ сделать ее еще лучше. Теперь Baguette существуют в трех размерах: мини как вариант для выхода в свет, средний для поклонниц классических Baguette и макси для тех, кому важна функциональность, — в ателье мы называем их «мама», «дочка» и «племянница».
Камбэк
Возвращение Baguette — это не про ностальгию по 1990‑м. Это скорее про семейные традиции и преемственность. Раньше двадцатилетние девушки выпрашивали эти сумочки у мам (я, бывало, тоже одалживала свою моим девочкам), искали их в винтажных магазинах. А в этом сезоне шанс получить собственный экземпляр появится у всех. Кстати, для новых «багетов» мы впервые используем кожу наппа. Сумки получились мягкими, как подушка. К ярким цветам, полюбившимся многим двадцать лет назад, мы добавили нежные пастельные оттенки. И поиграли с пропорциями. Получился, с одной стороны, новый, а с другой — хорошо знакомый «багет».
Лучшее завтра
Через шесть лет Дом Fendi отпразднует вековой юбилей. Даже поверить в это сложно. С компанией связана не только история моей семьи, но и истории многих талантливых людей, которые сотрудничали и продолжают работать с Fendi. Я еще не думала о том, как мы будем отмечать юбилей. Впервые не хочется загадывать так далеко. Прости, Карл!
Фото: из личного архива; архив Fendi