Вестсайдские сториз: зачем нам сразу две за год экранизации Шекспира
В 2021-м году вышло сразу две адаптации «Ромео и Джульетты» — монументальная «Вестсайдская история» режиссера Стивена Спилберга и экспериментальный R#J продюсера Тимура Бекмамбетова. Кинокритик Егор Москвитин решил их сравнить
«Вестсайдская история» образца 2021 года — старомодный мюзикл. R#J — скринлайф-опера на экране смартфонов. Первый уже неделю идет в кинотеатрах, а второй пока что видели лишь гости фестивалей Sundance, SXSW и недавних «Темных ночей» в Таллине. Объединяет их одна бессмертная история любви, знакомая каждому, но рассказанная по-разному.
За последние сто лет Ромео и Джульетта успели пережить множество причудливых реинкарнаций. Они были советскими школьниками в «Вам и не снилось…», печальными зомби в «Тепле наших тел», садовыми гномами в «Гномео и Джульетте», нищими рыбаками в «Коралловом рифе» и даже питомцами людей в мультфильме «Кот Феликс — Ромяу». В комедии «Тромео и Джульетта» Джеймса Ганна влюбленные узнают, что они брат и сестра. В «Короле Льве 2» герои — звери из разных стай, но повторить фокус, проделанный Disney с «Гамлетом» в первом мультфильме, не удается.
Поскольку на руках Ромео кровь Тибальта, культура двадцатого века часто роднит шекспировских подростков с преступниками Бонни и Клайдом.
Последний фильм, в котором зрители даже вопреки воле автора увидят отголоски и веронской истории, и американской трагедии, и российских новостей — это «Межсезонье» режиссера Александра Ханта. Подростки из Екатеринбурга бегут из семей и школы, крадут еду и одежду, отбиваются от отчима-полицейского, угоняют машину с оружием — развязка понятна. Но главными киноверсиями шекспировской трагедии все еще остаются прямая экранизация Франко Дзеффирелли (1968), современные «Ромео+Джульетта» База Лурмана (1996) и сбежавшая в кино с Бродвея «Вестсайдская история» (1961) Роберта Уайза и Джерома Роббинса.
По каким-то причинам спустя 60 лет режиссер Стивен Спилберг решил снять ремейк последней. А продюсер Тимур Бекмамбетов вместе с молодым афроамериканским режиссером Кэри Уильямсом и вовсе задумал проверить чувства шекспировских героев цифровыми технологиями.
Версия Бекмамбетова и режиссера-дебютанта Уильямса получилась забавной и бойкой. События происходят в современной Калифорнии. Монтекки и Капулетти теперь — афроамериканская и латиноамериканская семья, расколотые давней трагедией, которая выглядит вполне реалистично: один человек насмерть сбил другого на дороге, но отделался от тюрьмы. Отношения Ромео и Джульетты развиваются с помощью лайков. Они метят город хэштегом своей любви #RJ, пляшут в TikTok, вместе записывают сториз и собирают общий плейлист на SoundCloud. Родители в ярости звонят им по FaceTime («Одноклассники», здесь могла быть ваша реклама) и кидают в WhatsApp ссылки на статьи