История бомбардировщиков «Ильи Муромца» и «Цеппелин-Штаакена»

MaximИстория

Атака этажерок-убийц. История первых самолетов-бомбардировщиков

История самых первых бомбардировщиков — нашего «Ильи Муромца» и немецкого «Цеппелин-Штаакена». О, эпоха невинности, когда самолеты были деревянными, а солдаты бегали по крыльям с ружьями!

Текст: Николай Поликарпов

659x456_0xac120005_642007751529040208.jpg

Стрелы вместо бомб

30 августа 1914 года, то есть через месяц после начала боев, немецкому лейтенанту Фердинанду фон Хиддесену удалось совершить самую первую бомбардировку. С самолета Rumpler 3C он сбросил четыре ручные гранаты на Париж, и его жертвой стала какая-то несчастная женщина, чем военный успех и ограничился. Примитивные первобытные бомбы попадали впротивника исключительно благодаря твердой руке бросавшего их пилота при содействии теории вероятности.

659x215_0xac120005_7676159581529040209.jpg
659x465_0xac120005_18966788931529040208.jpg

Затем, следуя зову прогресса, военные придумали сбрасывать на противника стрелы-дротики. Стальная стрелка с простейшим жестяным стабилизатором весила всего граммов тридцать и имела длину 10–15 сантиметра, так что взять на борт можно было целый ящик с несколькими сотнями таких летучих пуль.

Ящик держали в кабине, а в тот момент, когда летчик считал, что пора бомбить (прицелов никаких не было), их вытряхивали на противника. С высоты 1000 метров стрелки накрывали площадь в несколько тысяч квадратных метров, а их энергии было достаточно, чтобы пробить человека навылет.

659x359_0xac120005_19176116661529040209.jpg

Известен случай применения стрелок по немецкой маршевой колонне в Эльзасе с французского самолета летом 1914 года. Аэропланы над головой летали нередко, оружия на них тогда еще не было, поэтому усталые солдаты на далекое жужжание особого внимания не обращали.

Однако вокруг стали беззвучно падать люди, заметались, вырываясь из постромок, обозные лошади — вот тут и началась настоящая паника. Когда самолеты улетели, разобрались, что солдаты были убиты дротиками, а одной из лошадей стрелка пробила крестец и вошла в землю на 3,5 сантиметра! Уже в 1915 году подобные стрелки — флешетты — оказались на вооружении всех воюющих стран.

Сказ об «Илье Муромце»

Специализированных бомбардировщиков в начале войны не было ни у кого, кроме России. У нас инженер Игорь Сикорский сделал то, что авиационная общественность в начале века считала вообще невозможным: он разместил четыре мотора в один ряд на крыле огромного самолета.

Этим сегодня никого не удивишь, но тогда скептики утверждали, что при отказе хоть одного мотора возникнет разворачивающий момент, который непременно опрокинет самолет. Однако Игорь Иванович не зря занимал должность главного конструктора Русско-Балтийского завода: он все проверил расчетами и был уверен в своей идее.

659x379_0xac120005_16937642701529040209.jpg

В итоге 27 апреля 1913 года поднялся в воздух «Гранд» — огромный по меркам деревянно-полотняной авиации биплан длиной 20 метров и с размахом крыла 27 метров. Он был оснащен сначала двумя, а позже четырьмя моторами «Аргус» по 100 л. с. каждый.

Тогда машина подобного размера ассоциировалась исключительно с морским судном, так что его аэропланом и не называли, а только «воздушным кораблем». Действительно, никто тогда не знал, как будут выглядеть самые обыкновенные большие самолеты в наше время, так что «Гранд» немало перенял от пароходов: спереди открытый балкон для прогулок, плетеные из лозы кресла в салоне, туалет и прочие судовые удобства.

659x549_0xac120005_11206579181529040210.jpg

На его носу красовались двуглавый орел и название — как на всех военных кораблях Русского императорского флота. После ряда доработок аппарат получил новое имя «Русский витязь» и… закончил свой путь. 11 сентября 1913 года над ним пролетал маленький самолетик «Меллер» московского завода «Дукс», от которого оторвался мотор.

Летчик А. М. Габер-Влынский сумел благополучно спланировать на аэродром и посадить «Меллер». Но злополучный мотор упал аккурат на левое крыло «Витязя», разрушив его безвозвратно.

659x419_0xac120005_3623061541529040210.jpg

В годы Первой мировой было построено как минимум 65 «Муромцев» разных модификаций (Б, В, Г и Д), имевших некоторые конструктивные различия и отличавшихся друг от друга техническими характеристиками. Например, корабли одной из самых массовых модификаций — В — имели длину 17,5 метра и размах верхнего крыла 29,8 метра.

Пустой самолет весил 3,5 тонны, а перед взлетом с бензином и маслом для двигателей, с экипажем из 5–6 человек, 3–4 пулеметами и 500 килограммами бомб «Илья Муромец» тяжелел до 5 тонн. В расположенные над фюзеляжем сигарообразные латунные баки помещалось до 1000 литров бензина, которого хватало для полета на дальность более 600 километров. Двигатели на разных кораблях стояли разные — по наличию.

659x439_0xac120005_9521465491529040239.jpg

Так, на одном из самых знаменитых самолетов «Илья Муромец» В-9 с собственным именем «Киевский» были четыре «Аргуса» по 140 л. с., разгонявшие его до 120 км/ч. Технологии постройки были современны эпохе: деревянный ясеневый каркас фюзеляжа, обшитый фанерой в районе пилотской кабины, а полотном — в хвосте.

На нижние крылья из фюзеляжа можно было в полете вылезти через трапециевидные люки. Нужно это было для ремонта поврежденных двигателей в воздухе — не раз бывало, что механик-моторист так спасал подбитый самолет.

Пулеметы разных систем могли быть установлены на шкворневых стойках в вырезе верхнего крыла над фюзеляжем, где был проделан специальный люк. Кроме того, в полет нередко брали кавалерийский карабин и ручные пулеметы для стрельбы по вражеским истребителям из окон кабины (термин «ручной пулемет» тогда еще не употреблялся, поэтому говорили «ружье-пулемет», обычно имея в виду оружие компании «Мадсен»).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большая ракета Илона Маска Большая ракета Илона Маска

Сверхтяжелая ракета Big Falcon Rocket готовится вытеснить все прошлые разработки

Популярная механика
Кто и как развивает удмуртские села Кто и как развивает удмуртские села

Какие социокультурные проекты объединяют Удмуртию и причем тут ролевики

СНОБ
Великие сражения, в которых непонятно кто победил Великие сражения, в которых непонятно кто победил

К черту подробности! Какой счет?

Maxim
Глобальное планирование и постчеловек. Беседа с футурологом Данилой Медведевым Глобальное планирование и постчеловек. Беседа с футурологом Данилой Медведевым

Интервью с футурологом и кандидатом экономических наук Данилой Медведевым

СНОБ
Как девелопер «Самолет» помогает миллиардерам и крупнейшим землевладельцам России зарабатывать деньги Как девелопер «Самолет» помогает миллиардерам и крупнейшим землевладельцам России зарабатывать деньги

Девелопер «Самолет» смог найти общий язык с главными российскими лендлордами

Forbes
Ореховый торт без муки Ореховый торт без муки

Старинный рецепт поразительного орехового бисквита

Weekend
Как завести машину, если сел аккумулятор. Все способы Как завести машину, если сел аккумулятор. Все способы

Как оживить аккумулятор в одиночку?

РБК
Ретродрама «Манк» – самый эстетский и красивый фильм Дэвида Финчера Ретродрама «Манк» – самый эстетский и красивый фильм Дэвида Финчера

«Манк» — неожиданный проект для живописца маньяков и убийц Дэвида Финчера

GQ
4 невероятные истории чудесного выживания в дикой природе 4 невероятные истории чудесного выживания в дикой природе

Истории людей, которые выжили в дикой природе

Maxim
Дружба, безопасность и домашние обязанности: советы психолога для детей Дружба, безопасность и домашние обязанности: советы психолога для детей

Отрывок из книги «Веселая психология для детей. Дома и в школе»

Psychologies
Реальности подворотни: почему все должны выступать и выступают с позиции силы Реальности подворотни: почему все должны выступать и выступают с позиции силы

Европейские элиты и их фанаты должны перестать жить в мире политических фантазий

СНОБ
73 м² 73 м²

Дизайнеры бюро To Taste сделали в глубине квартиры антресоль

AD
«Когда ты по-настоящему счастлив, то не боишься всё потерять». Правила бизнеса легендарного главы Zappos Тони Шея «Когда ты по-настоящему счастлив, то не боишься всё потерять». Правила бизнеса легендарного главы Zappos Тони Шея

Тони Шей о том, как относиться к сотрудникам и почему не в деньгах счастье

Inc.
80 м² 80 м²

Екатерина Бегичева спроектировала квартиру для сына-диджея

AD
6 советов, как перестать страдать от завышенных ожиданий 6 советов, как перестать страдать от завышенных ожиданий

В жизни важно найти баланс

Playboy
Самые надежные автомобили до 1,7 млн рублей. Список Самые надежные автомобили до 1,7 млн рублей. Список

Бюджетные седаны, пожилые кроссоверы, забытые бойцы и ни одной «Тойоты»

РБК
2006 год 2006 год

Газовая война с Украиной, смерть Анны Политковской и беспорядки в Кондопоге

Esquire
Мухоловки скопировали выбор синиц при поиске места для гнезда Мухоловки скопировали выбор синиц при поиске места для гнезда

Выбирая место для гнезда, мухоловки-белошейки шпионят за большими синицами

N+1
Финальный босс Финальный босс

Как выглядит, ведет себя и меняется Дед Мороз

N+1
80 м² 80 м²

Как сохранить в квартире атмосферу 1970-х годов, при этом обойтись без винтажа?

AD
«Судебник Владимира Гусева» и держава Ивана III «Судебник Владимира Гусева» и держава Ивана III

История судебника Ивана III

Наука и жизнь
Личная жизнь Анны Австрийской Личная жизнь Анны Австрийской

Анна Австрийская считалась самой красивой женщиной Европы своего времени

Дилетант
Синдром старой ведьмы: чем опасен сонный паралич Синдром старой ведьмы: чем опасен сонный паралич

Интересные факты о сонном параличе, которые помогут тебе справиться с ним

Cosmopolitan
Какую роль дресс-код играет в жизни современного человека Какую роль дресс-код играет в жизни современного человека

Начальник, государство, ночной клуб и даже церковь требуют дресс-код

GQ
Битва сериалов с Дмитрием Барченковым Битва сериалов с Дмитрием Барченковым

Обозреватель сериалов «Сноба» о новых сериалах

СНОБ
Грозит ли диабет лично тебе? Грозит ли диабет лично тебе?

Как рассчитать риск заболеть сахарным диабетом и что делать, чтобы его снизить

Лиза
Как Газпромбанк помог водителю микроавтобуса стать совладельцем мегаподрядчика «Газпрома» Как Газпромбанк помог водителю микроавтобуса стать совладельцем мегаподрядчика «Газпрома»

В 2018 году «Газпром» начал создавать своего мегаподрядчика

Forbes
Марина Наумова Марина Наумова

Очки как у Элтона Джона и гордость за грузинских дизайнеров

Собака.ru
Индустрия Индустрия

Генпродюсер канала «Пятница!» – о том, не напрасно ли мы прожили нулевые

Esquire
«Этичное» золото и постпотребительский хлопок: как мировые бренды становятся устойчивыми «Этичное» золото и постпотребительский хлопок: как мировые бренды становятся устойчивыми

Как модные и бьюти-бренды повышают свою устойчивость

Forbes
Открыть в приложении