Танцуй, пока молодой: как понять и полюбить современный балет
Накануне фестиваля современной хореографии Context мы решили разобраться, как не заскучать на балете: главные идеи и имена, лучшие постановки и классика жанра.
Все, что происходит на сцене — про свободу
Современная хореография — это свобода: как в движении, так и понимании искусства в целом. Классическое искусство создает рамки, которые сковывают хореографов и танцовщиков. Особенно в России в силу исторических событий и менталитета эти рамки особенно прочные — новые нестандартные решения в хореографии, развивающиеся за рубежом, не могли прижиться в СССР. Эти рамки можно четко проследить и в танце: движения часто точны, зажаты, закрыты. Современная хореография же не следует строгим формам классического танца, вместо этого исследуются нетрадиционные движения, хореографы стремятся искать новые формы, развивать новые стили, исследовать границы тела человека и способы визуального выражения чувств и эмоций. Любое движение тела способно стать танцем. Современная хореография также дает свободу говорить на любые темы через танец, экспериментировать с пространством — покидать сцену и выходить на новые площадки.
Обращайте внимание на исследование себя
В классическом танце часто танцовщики остаются просто телами — им говорят, что делать, где искать, как двигаться. Это делает движения танцовщика искусственными, и все, что получается на выходе — это красивая эстетичная картинка. В основе же современной хореографии лежит исследовательский подход, который заключается в изучении собственных особенностей и возможностей: телесных, психологических, эмоциональных. Это может быть обращение к своему опыту, который затем переносится в движение. Основное внимание уделяется исследованию движений, их взаимосвязи, изучению того, на что способны танцовщики и их тела, взаимодействию танцовщиков друг с другом, временем и пространством. Движения рождаются не только из задумки хореографа, но и из изучения танцовщиков самих себя, экспериментов, открытий.
Замечайте, как отличаются стили у танцоров
В современной хореографии акцент делается на раскрытие индивидуальности танцовщика вместо того, чтобы просто тренировать и использовать тело как инструмент. Каждый на сцене индивидуален — как личность, человек, характер. То же верно и в отношении физических возможностей. Современный танец пренебрегает идеалами и подчеркивает особенности стиля каждого. Танцовщик может «быть собой» на сцене — движение становится более аутентичным, свободным. Так рождается уникальный стиль каждого отдельного героя или коллектива.
Следите за эмоциями: своими и танцоров
Эмоции играют важную роль в создании произведения, исполнении и зрительском восприятии танца. Современная хореография не ставит задачу передать зрителю конкретную мысль или заставить его переживать определенную эмоцию — главное, чтобы каждый зритель был вовлечен в постановку, сопереживал ей или увидел в итоге что-то свое — личный и культурный опыт влияют на восприятие зрителем эмоций в танце независимо от намерений хореографа или исполнителя. В свою очередь, такую эмоциональную связь способен создать «настоящий» танцовщик, что раскрывается только в его индивидуальности.
Представьте себе, как выглядит мир глазами хореографа
Современный танец помогает понимать и воспринимать современный мир. Хореографы чувствуют силу движения — а их выбор содержания и контекста влияет на зрителей. Как и любой вид искусства, танец направлен на то, чтобы изменить мир к лучшему, донести до зрителя проблемы современности, менять мир к лучшему. Возможности современной хореографии гораздо шире, пластический язык богаче и ярче — это расширяет словарный запас хореографов и помогает говорить на любые темы.