Команда ГЦСИ
Институция, изучающая современное искусство, с командой из 5 человек агрессивно адаптировалась во время пандемии и осенью провела масштабный Art Weekend и Кураторский форум — десятки выставок по всему городу, арт-интервенция с провокационными билбордами и зины от молодых художников с доставкой на дом. Куратор Александра Генералова расспросила коллег о самых болезненных вещах: поиске денег, провалах на монтаже и потере арт-резиденции в Кронштадте.
Генералова: Вы переехали в новый офис на Ленполиграфмаше, чем занимаетесь?
Хвоенкова: Из-за пандемии мы резко сократили команду, чтобы сохранить зарплаты. Поэтому, например, сборник научных статей по результатам Кураторского форума готовили три человека — в иных институциях в этом задействован целый издательский отдел. Сейчас мы в основном занимаемся поиском денег на проекты и пишем грантовые заявки.
Генералова: Целыми днями ищете деньги?
Филиппова: Ага, на этой неделе я как раз делала медиакит для потенциальных партнеров к следующим Форуму и Art Weekend. Посмотрела, сколько мы сделали за два года, и поняла — это классное событие. Нам точно должны дать денег.
Заведий: В 2019 году мы искали деньги на фестиваль «Впередсмотрящий» в Кронштадте на полузаброшенном форте «Константин» — у нас еще не было форума как кейса, наша команда только собралась. Я слепила презентацию и отправила другу моих родителей, который занимается дистрибуцией автомобилей. Это было, конечно, очень наивно, и, вспоминая эту презентацию, я понимаю, почему он отказал. В итоге филиал потратил на фестиваль 1 100 000 рублей госсубсидии, выделенной специально под мероприятие, и, благодаря куратору фестиваля Елене Губановой и ее договоренностям с владельцами форта, было еще 600 000 партнерских.
Катц: С деньгами на Кураторский форум в прошлом году нам повезло: мы получили грант от Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, который даже превышал бюджет, поэтому мы добавили спецпроектов и увеличили смету. Обычно с финансовой стороной сложно: государственная субсидия на проекты либо мала и поступает поздно, то есть прямо к началу проекта, либо ее совсем нет.
Генералова: Сколько людей в этом году пришло на Art Weekend?
Филиппова: Мы искусственно занижали посещаемость, чтобы не нарушать требований Роспотребнадзора. Всего пришло 3 000 человек, в 2019 году было 7 000. Попасть можно было только по записи — всего у нас было 500 разных регистраций на Timepad. Одновременно в галерее или пространстве могло находиться не более 15 человек, то есть на каждый час было ограниченное количество таймслотов. Но было очень много онлайн-вовлеченности аудитории.
Заведий: На самом деле мы очень боялись: был ноябрь, пик эпидемии. Было страшно, что на какую-то площадку придет одновременно 30 человек, и будет скандал.
Филиппова: Мы опасались критики, так как понимали серьезность ситуации, поэтому соблюли все нормы, обеспечили участников масками, сделали таймслоты, многое увели в онлайн. Было морально непросто, но у нас были обязательства перед грантодателями, партнерами, отменить все было нельзя.