Аппарат, который впервые в истории должен был достичь сверхзвуковой скорости

Популярная механикаАвто

Самые быстрые в Советском Союзе: советская «Формула»

Николай Корзинов

Сорок пять лет назад в Харькове, в стенах Автомобильно-дорожного института, царило необычное оживление. Сюда постоянно приезжали журналисты и фотографы, а телефон Лаборатории скоростных автомобилей не замолкал ни на час: звонили из столицы, звонили из-за рубежа. Харьковчане конструировали аппарат, который впервые в истории должен был достичь сверхзвуковой скорости, не отрываясь от земли.

Возглавлял проект Владимир Константинович Никитин. Этого незаурядного человека почитали студенты, но недолюбливали некоторые преподаватели. Они считали, что Никитин вскружил студентам головы совершенно ненужным, и главное — небезопасным делом. «Разве нужны народному хозяйству автомобили, движущиеся со скоростью звука?» — недоумевали они и крайне скептически относились ко всем инициативам увлеченного безумными скоростями преподавателя.

Но вставить палки в колеса Никитину было непросто: во-первых, они крутились с немыслимой скоростью, а во-вторых, заслуженного мастера спорта СССР поддерживал ректор ХАДИ Борис Владимирович Решетников. Это он предложил Никитину возглавить недавно созданную в институте Лабораторию скоростных автомобилей, в которую после ее открытия

в 1953 году потянулись десятки любопытных студентов. При лаборатории открыли студенческое проектно-конструкторское бюро, где под руководством Никитина студенты стали реализовывать свои самые безумные мечты. Так появились на свет рекордные автомобили ХАДИ, которые в генеалогическом плане стали потомками скоростных машин «Харьков». Их Никитин конструировал практически в одиночку.

От грузовика к гоночному болиду

Жизненный путь Владимира Никитина впечатляет. Это увлекательная история человека, который в юном возрасте мечтал об автогонках, в зрелом возрасте реализовал свою мечту, а в пожилом — стал для своих студентов тем человеком, которого он сам хотел бы встретить в молодые годы.

Всю войну отъездив за рулем армейского грузовика, после ее окончания Никитин, влюбленный в скорость, начал конструировать свои собственные машины и устанавливать на них рекорды скорости. К началу 1950-х он уже обрел заслуженный авторитет в автоспортивных кругах, его рекордными машинами стали интересоваться начальники автомобильных заводов, перед харьковчанином открылись многие двери. Но гонщик и не помышлял о хорошей должности на столичном автозаводе. В Харькове он мог заниматься своим любимым делом — конструированием рекордных машин, — а это было для него самым главным.

Машины Никитина становились все совершеннее, все быстрее. В 1952 году, конструируя новую машину «Харьков-6», он вместе со своим знакомым радикально переработал двигатель «Победы». Впервые в Советском Союзе был разработан двигатель с двумя верхними распределительными валами, как у многих современных автомобилей. Стандартный карбюратор был заменен двумя значительно более совершенными, а главное — мотор оборудовали наддувом. Несмотря на то, что рабочий объем двигателя уменьшился с 2,5 л до 2 л, его мощность почти в четыре раза превышала мощность серийной «Победы» и более чем в два раза — «Харькова-3». В декабре 1953 года на машине «Харьков-6» с этим мотором Никитин промчался по шоссе Симферополь-Джанкой со скоростью более 282 км/ч! Средняя скорость в двух заездах на встречных курсах составила 280,2 км/ч — и почти целое десятилетие никто в стране не мог перебить достижение харьковчанина. Следующие рекорды уже были установлены на соляном озере Баскунчак.

ХАДИ-2. Построенный в 1961 году, ХАДИ-2 стал первым в СССР автомобилем со стеклопластиковым кузовом. Автомобиль не был слишком быстрым, так как комплектовался мотоциклетным двигателем M-72. Сегодня эта машина хорошо известна всем студентами ХАДИ: она выезжает на площадь перед институтом при посвящении первокурсников в студенты.

Студенческие суперкары

Следующая машина Никитина стала еще мощнее, на нее он установил 300-сильный двигатель, а доводкой ее ездовых качеств занялся уже совместно со студентами. Действующего рекордсмена страны пригласили в ХАДИ вести дипломные проекты студентов и на основе наиболее удачных из них создавать «живые» автомобили. Так в профессиональной деятельности Владимира Константиновича произошел «ребрендинг»: теперь он создавал не «Харьковы», а ХАДИ.

Первые машины Харьковского института, созданные по дипломам студентов, по скоростям будут далеки от рекордных машин Никитина, но спустя годы Владимир Константинович увлечет студентов безумными скоростями и машины ХАДИ станут быстрее «Харьковов».

Пока же первенцы ХАДИ не могли похвастаться внушительными скоростями, но у них были свои достоинства. Неудивительно, что многие из дипломников Никитина быстро нашли себя в той области, которой они хотели заниматься.

ХАДИ-31. В конце 1980-х от создания рекордных автомобилей и дрэгстеров в Харькове переходят к разработке машин для участия в шоссейно-кольцевых гонках в классе «Формула-1600». Так на свет появляются болиды ХАДИ-29 и ХАДИ-31, разработанные студентами и преподавателями института. В 1996, 2003 и 2005 годах гонщики ХАДИ становятся победителями чемпионата Украины. Студентами под руководством нынешнего заведующего лабораторией скоростных автомобилей Ивана Владимировича Лукашева проектируются и строятся новые гоночные автомобили.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Накликали беду: как правильно применять AI в работе с небольшим количеством данных Накликали беду: как правильно применять AI в работе с небольшим количеством данных

Самые известные AI-модели, такие как GPT-3, обучены на гигантских датасетах

Популярная механика
Под запретом Под запретом

Что мешает паре обрести гармонию

StarHit
Как самому проверить шины на брак: 6 неочевидных советов от эксперта шинного центра Как самому проверить шины на брак: 6 неочевидных советов от эксперта шинного центра

Признаки, которые укажут на брак автомобильной резины

ТехИнсайдер
Стиль на трибуне: как одеваются избранницы главных футболистов Стиль на трибуне: как одеваются избранницы главных футболистов

Кто украл сердца самых знаменитых футболистов и как эти девушки одеваются?

Cosmopolitan
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
Утилитарность – не порок Утилитарность – не порок

Обновившийся Hyundai H-1 с июня продается в России

АвтоМир
Цветок Лили Цветок Лили

Молодая и амбициозная английская звезда Лили Джеймс

Glamour
Как я сама сняла с себя венец безбрачия Как я сама сняла с себя венец безбрачия

Я никогда не думала, что для того, чтобы встретить любовь, я пойду на кладбище

Лиза
Кровное дело Кровное дело

Как сеть кабинетов по приему анализов «Инвитро» становится сетью клиник

Forbes
7 научно доказанных способов заставить всех тебя ненавидеть 7 научно доказанных способов заставить всех тебя ненавидеть

Мы облегчим тебе путь по дороге всеобщей ненависти!

Maxim
Первое свидание: продолжение следует? Первое свидание: продолжение следует?

Можно ли при первом знакомстве сказать, будет ли продолжение

Psychologies
10 самых высокооплачиваемых знаменитостей. Рейтинг Forbes — 2018 10 самых высокооплачиваемых знаменитостей. Рейтинг Forbes — 2018

Почему Месси зарабатывает больше Роналду

Forbes
Триумф Стаса! Три причины, почему сборная России победила испанцев Триумф Стаса! Три причины, почему сборная России победила испанцев

Как случилось невероятное, и сборная России смогла обыграть испанцев

Maxim
Долевое строительство и «пакет Яровой». Какие законы вступили в силу с 1 июля Долевое строительство и «пакет Яровой». Какие законы вступили в силу с 1 июля

C 1 июля 2018 года в России вступили в силу сразу несколько знаковых законов

Forbes
Дороже денег Дороже денег

Фильм Михаила Задорнова досняли на средства его поклонников

StarHit
Отпустить обиду, чтобы вновь обрести себя Отпустить обиду, чтобы вновь обрести себя

Лишая нас одних возможностей, жизнь непременно дарит другие

Psychologies
Любимые сцены актеров из сериала Любимые сцены актеров из сериала

В этом году исполняется ровно 10 лет с выхода первого сезона "Во все тяжкие"

Esquire
На те же грабли На те же грабли

Чем нас привлекают неудачники?

Psychologies
Беспроводные колонки с мощным звучанием Беспроводные колонки с мощным звучанием

Тест 35 беспроводных колонок

CHIP
Взаймы у соседа. Сможет ли взаимное кредитование отвоевать рынок у банков Взаймы у соседа. Сможет ли взаимное кредитование отвоевать рынок у банков

За последние четыре года рынок p2p-кредитования вырос более чем на 1000%

Forbes
На ловлю янтаря На ловлю янтаря

Добраться до Калининградской области непросто

Лиза
Прощай, Америка. Куда Россия перевела миллиарды из госдолга США Прощай, Америка. Куда Россия перевела миллиарды из госдолга США

Россия сократила свое участие в госдолге США до минимальных значений с 2007 года

Forbes
Большая энциклопедия джентльмена Большая энциклопедия джентльмена

Гид по браку для новичков

GQ
Ода к радости Ода к радости

Почему люди занимаются музыкой

Вокруг света
Кто из российских футболистов лучше всех выглядит на поле Кто из российских футболистов лучше всех выглядит на поле

Кто из российских футболистов лучше всех выглядит на поле

Esquire
Дарьяна Грязнова: Как научиться предохраняться в соцсетях Дарьяна Грязнова: Как научиться предохраняться в соцсетях

Что может привлечь к вам повышенное внимание со стороны правоохранителей

СНОБ
Лето твоей мечты: 10 причин отправиться в Disneyland Париж немедленно Лето твоей мечты: 10 причин отправиться в Disneyland Париж немедленно

10 причин отправиться в Disneyland немедленно

Cosmopolitan
Skoda Rapid: такси заказывали? Skoda Rapid: такси заказывали?

Слухи о безгрешности Skoda Rapid слегка преувеличены

АвтоМир
Безжалостная система. Чего боялся Трамп в переговорах с Путиным Безжалостная система. Чего боялся Трамп в переговорах с Путиным

Дональд Трамп может выйти на более предметный разговор с Россией

Forbes
Горбатого мобила исправит Горбатого мобила исправит

Почему потеря мобильника хуже потери жены

GQ
Открыть в приложении