Баста рассказал, почему не ходит на митинги и как построить успешный лейбл

ForbesРепортаж

«Русских людей палкой не остановить». Баста — о митингах, своей рэп-империи, Тимати и Скриптоните

Юлия Варшавская

basta.jpg__1566805287__73872.jpg
Фото DR

Кажется, в прошлом году Баста звучал из каждого наушника, а еще был на ТВ, в YouTube, стал лицом банка «Открытие», выпустил детскую книгу и вырастил свою империю под названием «Газгольдер». В итоге в 2019 году в списке самых богатых звезд по версии Forbes он оказался на пятом месте с годовым доходом в $6,9 млн. В большом интервью Forbes Life Баста рассказал, почему не ходит на митинги и других не зовет, как построить успешный лейбл без стратегии и почему отношения важнее бизнеса.

Даже если ты уже бывал в клубе «Газгольдер», где располагается творческое объединение Басты, каждый раз заново приходится привыкать к ассортименту представленных здесь объектов: от полу-эротических картин с участием Ленина, Сталина и юных революционерок до сложно исчисляемых рядов кроссовок певца. Кажется, чтобы рассмотреть все атрибуты, беспорядочно развешенные по стенам и даже потолку, не хватит недели. Здесь и правда всего много — красок, людей, вещей, но главное — здесь много Басты, Василия Вакуленко, его характера и того, что без всякой иронии можно назвать «широкой русской душой». Он называет себя купцом и казаком, сам смеется над рядами обуви и одежды, которые занимают половину его кабинета. На все попытки найти рациональное зерно в процессе построения его рэп-империи под названием «Газгольдер» Баста отмахивается: стратегии нет и не будет, потому что отношения с людьми важнее вложенных в них денег. Ему важно, чтобы даже через много лет они возвращались сюда, в этот кабинет, садились и спрашивали: «Ну как дела, Михалыч?». О том, как дела у самого состоятельного рэпера страны, решил спросить и Forbes Life.

Уже который год вы попадаете в рейтинг самых богатых звезд по версии Forbes. Для вас это что-то значит?

Мне вообще от этого не кайф. Во-первых, потому что цифры не соответствуют действительности — вы всегда преуменьшаете доходы. Так что для меня это просто «смешная новость», как если бы вы написали, что у меня выросла третья рука. Я понимаю, что отчасти причина в том, что у нас вообще не принято в стране говорить о деньгах. Но у меня нет проблем с тем, чтобы рассказывать о доходах, потому что я декларирую каждую копейку. Во-вторых, изначально Forbes освещал достижения исключительно в бизнес-сфере, а для меня это любимое дело, а не бизнес.

При этом кажется, что вы строите целую империю. Неужели в какой-то момент к Басте-музыканту не присоединился Баста-бизнесмен?

Скорее ко мне присоединились нужные люди, с которыми мы делаем попутно какие-то бизнесовые вещи. Но если говорить про мое участие в рекламных кампаниях, то я каждый раз стараюсь хорошо взвешивать каждый свой шаг и тщательно выбирать бренды, с которыми работаю. Тот же самый Head&Shoulders — я мою голову этим шампунем в том числе. И у меня в райдере он записан уже несколько лет. Поэтому никакого противоречия с моими личными предпочтениями нет. Точно так же мне близок банк «Открытие». Мы провели несколько этапов переговоров, в результате которых поняли общую стратегию и концепцию развития банка, познакомились с его представителями. Я даже оформил там ипотеку родителям. Мы с Юрой Дудем на эту тему говорили, он меня упрекал: «Ну это же госбанк». Да, это банк с государственным участием. Но меня больше беспокоят банки с негосударственным участием. На моей памяти сколько раз они просто кидали своих вкладчиков. Здесь для меня каждый раз встает вопрос личной порядочности и честности. Если мне проект симпатичен, я разберусь в вопросе и приму решение. Мы не кидаемся на все, что угодно. У меня были очень интересные с точки зрения финансов предложения, но я понимал, что это откровенно не мое.

Какие у вас критерии для отказа?

Я не буду участвовать в проектах, которые откровенно обманывают людей — это раз. Они должны соответствовать моим принципам — это два. Я не могу рекламировать губную помаду — думаю, это очевидно. Все, что я когда-либо поддерживал, мне подходит. И когда я принимал участие в KFC BATTLE (масштабный спортивный и культурно-образовательный проект для молодежи — прим. ред. Forbes Life), я понимал, что это не противоречит моим вкусам: я ем их крылышки и люблю баттлы.

Я так понимаю, что в проекте с KFC еще была история с поддержкой юных талантов, это был важный критерий?

Конечно. Во всем, что я хочу делать, должна быть симпатичная для меня социальная история. Кроме того, для меня очень важно, чтобы все средства, которые я получаю за счет рекламы, реинвестировались в мои собственные проекты — в музыку, в видео. Чтобы не мучить людей постоянным продакт плейсментом. Это обычная работа — и я ничего для себя принципиально плохого не вижу.

К вам обращается с такими запросами государство? Стать доверенным лицом кого-нибудь?

Конечно. Я отказываюсь, потому что не занимаюсь политической деятельностью в принципе. Ни в каких проявлениях. Не поддерживаю ни политические организации, ни лично политиков. Для меня политика — закрытая тема с 96 года. Тогда музыканты спели «Голосуй или проиграешь» на выборах Ельцина, получив по $120 000 за концерт. Напомню эту историю: у Ельцина был низкий рейтинг, и коммунисты могли вернуться к власти. В итоге все, что есть сейчас, в какой-то степени «выросло» из тех событий. Мы получили определенный результат тех решений и действий. Это известная история, не я ее придумал.

Для меня эта история стала уроком на всю жизнь. Я тогда был более циничным, молодым, но все равно понимал суть вещей. Я понимал, что ни один музыкант не может поручиться за политиков. Вот Юра Шевчук тогда отказался, кстати. Потому что музыкант берет на себя огромную ответственность за людей, которые ему верят. Это касается и митингов, и всего на свете. Можно отвечать только за себя.

В последних митингах принимали участие Оксимирон, Юра Дудь, Данила Поперечный. Такое участие в политической деятельности — это для вас ок?

Как просто пришедших граждан на митинг — да. Кроме того, это были разрешенные митинги.

Многие из артистов там выступали.

Мне понравился мем по этому поводу: возможно, выступление рэперов на митинге было для того, чтобы отвлечь пришедших от сути митинга. Но если серьезно, то мне бы хотелось, чтобы на митингах выступали не реперы, а граждане. Я понимаю, что каждый использует те силы, которые у него есть, и в этом ничего плохого нет. С той точки зрения, что гражданская позиция проявляется у всех по-своему, я их понимаю. Я верю, что эти ребята все делают от чистого сердца, потому что я этих людей хорошо знаю. Они искренне верят в свои взгляды и идеалы.

Ситуация этих протестов отличается важным моментом: здесь неважно, кого ты поддерживаешь и за кого голосуешь, нравится тебе Навальный или нет. Просто нельзя допускать, чтобы били женщин и слабых, особенно когда это делает полиция дубинками. Я с детства не люблю, когда слабых бьют. Это не по-мужски. И это ничем нельзя оправдать. Если у тебя приказ от старшего офицера бить женщин, то это преступный приказ, его можно не выполнять.

DR

Не надо хорошо разбираться в политике, чтобы выступать против таких действий. Это вопрос нравственности. На мой взгляд, нужно разрешать выходить и заявлять о своих взглядах, скандировать. Ну выйдет 50 000 человек, притом что в Москве живет 20 млн. Эта группа людей является ядром протестного движения. Они хотят говорить об этом. Это нельзя не принимать во внимание. Мы живем в другое время, сейчас уже нельзя тихонько убрать недовольных. Власть должна понять, что в обществе идет серьезное массовое брожение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов

Из присутствия на телетрансляциях можно выжать максимум по минимальной цене

Forbes
Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху

Промышленная революция, интернет вещей, тотальная роботизация всех сфер жизни

Forbes
Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков

Беседа с Борисом Кутенковым о судьбе поэта Дениса Новикова

СНОБ
Чувство вина: как москвич бросил работу топ-менеджера ради мечты о винодельне в Крыму Чувство вина: как москвич бросил работу топ-менеджера ради мечты о винодельне в Крыму

Рустам Акиниязов исполнил мечту тысяч офисных сотрудников

Forbes
Что едят в космосе Что едят в космосе

Рассказываем про пищу для космонавтов и по каким принципам она подбирается

Maxim
«Не надо нас дискредитировать»: что организаторы российских фестивалей думают о «Шашлык Live» и Meat & Beat «Не надо нас дискредитировать»: что организаторы российских фестивалей думают о «Шашлык Live» и Meat & Beat

Что думают эксперты и организаторы фестивалей о «Шашлык Live» и Meat & Beat?

Forbes
3 оптимальных бюджетных HDD емкостью от 10 Тбайт 3 оптимальных бюджетных HDD емкостью от 10 Тбайт

Места много не бывает: вот несколько моделей больших винчестеров

CHIP
Короткий путь. Почему женщине из России проще строить карьеру на Западе, чем у себя на родине Короткий путь. Почему женщине из России проще строить карьеру на Западе, чем у себя на родине

В США гендерный состав топ-менеджмента компаний законодательно регулируется

Forbes
Дорога учителей Дорога учителей

Что движет человеком, который решает стать учителем йоги?

Yoga Journal
Можно ли полюбить человека, с которым мы не встречались? Можно ли полюбить человека, с которым мы не встречались?

Как объяснить сильные чувства, которые мы часто испытываем к другу по переписке?

Psychologies
«Удар под дых»: 7 способов поддержать себя, узнав плохие новости «Удар под дых»: 7 способов поддержать себя, узнав плохие новости

Рекомендации, которые могут оказаться полезными в трудный момент

Psychologies
Процветание и благодарность Процветание и благодарность

Интервью с Амандип Сингхом, учителем кундалини и гималайской йоги

Yoga Journal
История создания топсайдеров — яхтенных туфель История создания топсайдеров — яхтенных туфель

Esquire рассказывает историю яхтенных туфель и советует десять классных пар

Esquire
Выпить с умом: как «Роснано» и «Газпром нефть» организуют лекции ученых в барах Выпить с умом: как «Роснано» и «Газпром нефть» организуют лекции ученых в барах

В барах и кафе Москвы 1 сентября пройдет фестиваль «Удивительные вещи»

Forbes
Занесите в протокол Занесите в протокол

Инстаграм-коучи по питанию взялись лечить нас биодобавками

Tatler
В Кремниевой долине появилась компания-«единорог» с равной оплатой труда мужчин и женщин В Кремниевой долине появилась компания-«единорог» с равной оплатой труда мужчин и женщин

Внутренний аудит сервиса Lyft за 2019 год показал удивительные результаты

Forbes
Центр Москвы оставят без такси. Новый запрет уже тестируют Центр Москвы оставят без такси. Новый запрет уже тестируют

«Яндекс.Такси» тестирует блокировку вызовов по адресам, где запрещена остановка

РБК
Работа с зарплатой от £1 млн: кто будет управлять самой успешной футбольной лигой мира Работа с зарплатой от £1 млн: кто будет управлять самой успешной футбольной лигой мира

Почему Английская премьер-лига никак не может найти себе нового руководителя

Forbes
Как мы учились дома Как мы учились дома

Мы попросили родителей, чьи дети учатся дома, поделиться опытом

Домашний Очаг
Замороженные 2,6 трлн рублей. Почему не стоит ограничивать потребительское кредитование Замороженные 2,6 трлн рублей. Почему не стоит ограничивать потребительское кредитование

В последнее время идет дискуссия об ограничении потребительских кредитов

Forbes
Милые бранятся Милые бранятся

Друзья Майли Сайрус просят не винить ее в расставании с Лиамом Хемсвортом

StarHit
Одна вокруг света. Женский взгляд на африканский автосервис Одна вокруг света. Женский взгляд на африканский автосервис

40-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Большой куш: как хоккеисты из России «ограбили» НХЛ Большой куш: как хоккеисты из России «ограбили» НХЛ

Почему Артемий Панарин теперь будет зарабатывать больше Александра Овечкина

Forbes
«Мафия Skype»: что стало с людьми, стоявшими у истоков самой успешной европейской IT-компании «Мафия Skype»: что стало с людьми, стоявшими у истоков самой успешной европейской IT-компании

Кто стоял у истоков Skype, и чем они занимаются сейчас?

Forbes
7 причин, почему ты не становишься сильнее, хотя регулярно ходишь в качалку 7 причин, почему ты не становишься сильнее, хотя регулярно ходишь в качалку

Стараешься, стараешься, а результата нет? Значит, что-то не так

Playboy
Однажды в Италии Однажды в Италии

Екатерина Волкова с семьей попыталась объять необъятное

OK!
20 обещанных сиквелов, которые так и не будут сняты 20 обещанных сиквелов, которые так и не будут сняты

Все перечисленные фильмы постигло бесчестье

Maxim
Здоровые привычки Здоровые привычки

Оздоровить свои пищевые привычки никогда не поздно

Yoga Journal
Этим летом вас согреет только спорт Этим летом вас согреет только спорт

Девять классных соревнований, в которых можно поучаствовать

GQ
Где купить украшения для мужчины: 12 модных брендов Где купить украшения для мужчины: 12 модных брендов

12 марок, создающих мужские украшения — от минималистичных до массивных

Esquire
Открыть в приложении