Реально ли предотвратить шутинг в школах и поможет ли ужесточение закона об оружии?
Стрельба в казанской гимназии поставила ребром вопрос: как не допустить повторения трагедии? Нужны ли новые запреты в интернете и более строгие законы об оружии? Esquire попытался найти ответы.
Во вторник, 11 мая, 19-летний Ильназ Галявиев пришел в казанскую гимназию №175 с автоматом наперевес и открыл стрельбу. Его жертвами стали девять человек, включая семь детей, — еще более двух десятков человек получили ранения разной степени тяжести. За час до визита в гимназию юноша написал о желании убивать в только что заведенном телеграм-канале "Бог".
К сожалению, школьные шутинги стали одной из примет нового времени и даже получили характерное название – «колумбайны». Колумбайн — название школы, в которой 20 апреля 1999 года произошел самый известный массовый скулшутинг в истории США. Именно на долю этой страны приходится подавляющее количество расстрелов — почти триста случаев. По этой причине их иногда называют «уникальным американским кризисом».
Это не совсем верно: куда реже, но все шутинги случаются в разных странах, включая государства Европы и Россию. Казань стала вторым по жестокости и количеству жертв российским «колумбайном» – после стрельбы в керченском колледже в 2018 году, когда во время нападения погиб 21 человек, не менее 65 получили ранения. Керченский стрелок Владислав Росляков покончил с собой.
Прощай, оружие?
На фоне общественного потрясения зазвучали самые разные предложения о затягивании гаек: например, в Совфеде предложили усилить контроль за видеоиграми, в Госдуме — покончить с анонимностью в интернете.
Впрочем, даже в случае мониторинга всех телеграм-каналов в реальном времени предотвратить трагедию было бы невозможно, уверен основатель Telegram Павел Дуров. По его словам, стрелок опубликовал пост за 20 минут до нападения на школу и шансов остановить его практически не оставалось.
Главный вывод Дурова: не искать виновников трагедии среди третьих лиц — от создателей игр до школьных директоров. Впрочем, резкие предложения пока остаются лишь предложениями, пока работа властей главным образом направлена на усиление оружейного контроля.
Ужесточить оборот легального оружия в срочном порядке — такое предложение было озвучено президентом России Владимиром Путиным вскоре после известия о трагедии в Казани. Если изучить слова официальных лиц и предлагавшиеся ранее поправки, ужесточение может идти по двум путям.
- Первый: повышение возраста покупателей оружия в сочетании с более тщательным изучением их биографии и отказом в разрешении, например, если человек ранее привлекался по административной статье.
- Второй: изъятие или ограничение в продаже отдельных видов оружия, которые могут представлять особую угрозу в руках безумца, — в частности, полуавтоматических карабинов, которые легко перезаряжаются и могут быть смертельно опасны в замкнутых пространствах. Именно таким владел Галявиев.
Поможет ли закручивание гаек? В какой-то мере — сито, через которое надо будет просочиться неадекватному человеку, станет еще более мелким. Но даже сейчас российские законы об оружии куда более строгие, чем в США или Европе.
Как работает закон об оружии сейчас
Чтобы купить газовый пистолет, револьвер или ружье, требуется пройти трехступенчатое медицинское освидетельствование у врачей, подготовительные курсы, установить дома сейф для его хранения и получить две отдельные лицензии: на покупку и на ношение и хранение. Правоохранительные органы в любой момент могут проверить соблюдение этих правил. Наконец, отдельные виды огнестрела — вроде нарезных охотничьих ружей — доступны только людям, уже имеющим большой стаж владения оружием.