Как безумный Майк Хьюз отправился за славой и погиб
Великая пустыня Мохаве что-то шептала в темноте, пока Безумный Майк готовился к полету. Майка Хьюза и его старого друга и единомышленника Вальдо Стейкса, как и многих, в Калифорнию привела мечта. Правда, мечта эта была совершенно особого рода: добраться до космоса в самодельной ракете на паровой тяге.
Семья Хьюза владела магазином автозапчастей в Оклахоме, отец ремонтировал машины и увлекался гонками, заразив этой страстью и своих сыновей. Уже в 12 лет Майк принял участие в мотогонках на льду, а в 20 стал чемпионом ледовых заездов Американской мотоциклетной ассоциации. Едва поняв, что может самостоятельно жить и даже побеждать, Хьюз покинул родительский дом и больше не возвращался. Он соревновался на трассах и на льду, работал механиком в командах NASCAR. Однако жизнь складывалась далеко не радужно.
Вечно терзаемый нехваткой денег, Майк был вынужден подрабатывать водителем лимузина и постоянно находился в поиске средств для собственной независимой и славной карьеры. В 1999 году Хьюз собрал автомобиль для гонок и неудачно попробовал квалифицироваться в NASCAR Winston Cup, тогда же получив прозвище Безумный. В 2002-м Майк даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, прыгнув на 30 м на лимузине Lincoln Town.
Но коротких «15 минут славы» Безумному Майку было недостаточно, и в 2008 году он затеял новый проект – совершить прыжок, который не удался знаменитому каскадеру Ивелу Книвелу. Еще в 1970-х тот безуспешно пытался перепрыгнуть каньон реки Снейк в Айдахо на специально собранном реактивном мотоболиде Skycycle X-2. Хьюз решил воспроизвести байк на современном уровне и преодолеть 150-метровую пропасть.
Майк работал над этим проектом уже три года, когда у него появился единомышленник.
Они были одногодками, и оба с детства увлекались гоночной техникой. Вальдо Стейкс тоже был самоучкой, хотя куда более опытным и осторожным. Со старшей школы он экспериментировал с установкой реактивных двигателей. Увы, в силу разных причин (включая неудачное партнерство с криминалом) Стейкс оказался на нуле и потратил массу времени на беседы с представителями спецслужб. Именно в этот непростой период ему повстречался Безумный Майк. После первого же обсуждения Стейкс назвал Хьюзу десяток причин, по которым его затея обречена на провал. «Skycycle всегда был плохой идеей, – говорит Вальдо. – В воздухе он вращается, как футбольный мяч». Однако Хьюз продемонстрировал отличные навыки механика, а главное – решимость, которой так не хватало самому Стейксу. Поэтому тот предложил для прыжка новую конструкцию, быстро заполнив черновик схемами и цифрами. Это был уже не Skycycle, а настоящая ракета на пару.
Такой снаряд устроен, по сути, как чайник с носиком, торчащим из донышка вниз. Стальной цилиндр заполняется водой, которая превращается в пар благодаря горению пропана. Открывая предохранительный клапан у основания, пилот позволяет струе перегретого пара вылететь из сопла и поднять ракету. Изобретатели строили машину из расчета на 300 л воды для обеспечения тяги более 2000 кгс – по оценкам Стейкса, этого должно было хватить на перелет через речной каньон. Предполагалось, что на противоположной стороне раскроются парашюты, позволив ракете с пилотом мягко опуститься на землю. Проект получил название X-2 SkyLimo – «Небесный лимузин».