Получится ли у России производить литий
Литий — ключевой компонент разнообразных аккумуляторов, которые используются везде — от смартфонов до электромобилей. Россия обладает крупными запасами лития, но больше 20 лет не добывала его, предпочитая более дешевый импорт. Теперь с импортом ожидаются перебои. Сразу четверо участников рынка объявили в 2022 году о планах производить литий из собственного сырья, однако осуществятся эти проекты нескоро.
О перспективе дефицита лития заявил недавно заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов. «Если не будет сырья, то очень большая может быть проблема в обеспечении собственных литиевых потребностей в литий-ионных аккумуляторных батареях», — сказал Демидов.
Выступая в Совете Федерации, Демидов сообщил, что Россия не добывает литиевое сырье. Оно поступает в страну в виде карбоната лития в основном из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. Китай, по словам Демидова, сам испытывает острую нехватку лития. А после приостановки поставок из Чили и Аргентины у России осталась возможность получать сырье только из Боливии, сказал он.
«От прекращения импорта сырья могут пострадать практически все российские производители и потребители литиевой продукции, начиная от компании по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех» и заканчивая Каменск-Уральским металлургическим заводом, выпускающим полуфабрикаты из алюминий-литиевых сплавов, — соглашается независимый эксперт Леонид Хазанов. — Причем компенсировать нехватку собственной добычей литиевого сырья мы не сможем — ее в нашей стране сейчас попросту нет».
Зачем нужен литий, где и как его добывают
Литий — самый легкий в мире металл. В металлургии он используется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов. В оптике он применяется для изготовления стекол, которые защищают от ультрафиолетовых лучей. Кроме того, в ядерной энергетике и атомной технике при его помощи получают радиоактивный изотоп водорода — тритий. Но львиная доля лития уходит на производство литий-ионных аккумуляторов. Рост спроса на электромобили привел к взлету цен на литий на 400% в прошлом году.
Цены на карбонат лития сейчас держатся выше $70 000 за тонну (хотя в прошлом году были примерно $13 000) из-за сильного спроса на него со стороны производителей литий-ионных аккумуляторов, объясняет Хазанов.
Существуют несколько способов добычи лития. При гидроминеральном способе минерализованные подземные воды закачиваются в специальные бассейны, где происходит выпаривание. Из образующегося концентрата получается карбонат лития, который используется производителями аккумуляторов во всем мире. Таким образом литий производится в так называемом «литиевом треугольнике», расположенном в Андах на границах Аргентины, Боливии и Чили. Там находится более половины мировых запасов лития.
Более дорогим способом является рудный, когда металл добывают в шахтах или карьерах из пегматитов — горных пород, содержащих разные металлы, включая литий. Литий также можно получать из отвалов отработанной руды, где металл сохранился, поскольку устаревшие технологии не позволяли извлекать его полностью, и из вышедших из употребления аккумуляторов.
По данным Геологической службы США (USGS), крупнейшие прогнозные ресурсы лития в мире по состоянию на прошлый год находились в Боливии, где они оценивались в 21 млн тонн, Аргентине (19 млн тонн), Чили ( 9,8 млн тонн), США (9,1 млн тонн), Австралии (7,3 млн тонн) и Китае (5,1 млн тонн). Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн тонн.
Общая добыча лития в 2021 году составила около 100 000 тонн, увеличившись за год на 21%. Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 тонн, Чили — 26 000 тонн, Китае — 14 000 тонн и Аргентине — 6200 тонн. Боливия в списке крупных производителей не числится. По оценке The Economist, добыча лития в Боливии в прошлом году могла составить лишь 600 тонн.