Оскароносный режиссер Асгар Фархади: «Еще до написания сценария я думал о Пенелопе Крус и Хавьере Бардеме»
В прокате “Лабиринты прошлого” с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом — фильм, открывавший Каннский кинофестиваль 2018 года. Корреспондент Esquire Егор Москвитин пообщался в Каннах с его режиссером — двукратным обладателем “Оскара” Асгаром Фархади из Ирана.
Начнем с главного: как вам удалось рассказать историю в реалиях чужой страны? Понятно, что для вас она не такая уж чужая, но все же чужая.
Что ж, это самый важный вопрос, который мне задают по нескольку раз во время каждого интервью. Я пытался что-то отвечать, объяснять, описывать процесс, но вообще по итогам мне кажется, что мне просто необходимо, фигурально выражаясь, плыть, не зная, как глубоко и какие беды меня ждут, и тогда в какой-то момент я достигну берега. Как я конкретно плыл, что могло произойти, меня не очень волнует. Возможно, потому, что вопросы и темы из этого фильма связаны с моим собственным прошлым. И, на самом деле, жизнь в разных странах не так уж сильно отличается, как вы можете думать. На поверхности все по-разному, но, в сущности, — одинаково.
А как сюжет этого фильма связан с вашим прошлым?
Что ж, структура семьи: то, что семья — это не просто три или четыре человека, это большое сообщество людей, и то, что они часто обсуждают прошлое — это похоже на Иран. Сельский Иран, не в больших городах.
Расскажите о том, как вы придумывали эту экранную семью.
Я всегда начинаю с истории, а не с персонажа. Их всегда раскрывает контекст, в который они помещены. Только в ситуации, где возникает конфликт, персонажи могут по-настоящему существовать.
Семья всегда была одной из главных тем мировой литературы. У многих — Толстого, Чехова, Ибсена — семья используется как инструмент для того, чтобы репрезентовать все общество, там ведь та же структуры: поколения, гендерный вопрос, множество проблем, которые можно обсуждать.
Да, вы всегда говорите в ответ на этот вопрос про Ибсена, еще иногда про Шекспира, про русских великих писателей, но не говорите, есть ли проблемы в вашей собственной семье.
Нет, к счастью, у меня совершенно нормальная и счастливая семейная жизнь, как в моей с женой семье, так и в семье моих родителей. У нас не было никаких драматичных кризисов. Но, может быть, именно благодаря литературе и искусству я знаю, какой может быть семья, и поэтому у меня все так хорошо. Семья — первый социум, в жизни которого ты принимаешь участие. Когда ты выходишь во внешний мир, то тебе приходится носить маску и примерять на себя какие-то роли, когда как в семье знают, кто ты есть на самом деле.