Юбилейная выставка в Русском музее: поклон в пояс дарителям!

Наука и жизньКультура

Дары на вечное хранение

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственного Русского музея

Княгиня М. К. Тенишева (третья справа) и устроители экспозиции Русского музея Александра III. Михайловский дворец, 1898 год.

Русскому музею 125 лет — если вести отсчёт от 13 (25) апреля 1895 года, даты подписания именного высочайшего Указа «Об учреждении особого установления под названием Русского музея императора Александра III». Около трёх лет ушло на реконструкцию здания Михайловского дворца, приобретённого в казну и отведённого для размещения коллекции отечественного искусства, решения организационных проблем, создания Устава и концентрации художественных произведений для формирования первоначальной экспозиции. Акт «инаугурации» музея в присутствии императорской семьи состоялся 7 марта 1898 года.

Подготовленная к весне 2020 года и работающая ныне в Санкт-Петербурге юбилейная выставка «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. 1898—2019. Избранное» в полной мере отражает важнейший, исторически сложившийся принцип пополнения нашего музейного собрания — это, прежде всего, пожертвования, поднесения, дары нескольких поколений коллекционеров, собирателей, меценатов. Имена 564 дарителей зафиксированы в учётных документах и инвентарных книгах музея.

На четырёх площадках, в исторических дворцах — Михайловском (включая Корпус Бенуа), Мраморном и Строгановском, входящих в состав историко-художественного института, именуемого «Государственный Русский музей», — разместились свыше полутора тысяч произведений, принадлежащих петербургской по локализации, но всероссийской и даже международной по уровню и значению сокровищнице национального искусства…

Исходная музейная экспозиция, сформированная к 1898 году, представляла собой 445 живописных полотен, 111 скульптур, 981 лист графики, несколько икон. Существенную её часть составили дары, а среди них — пожертвования императорской семьи, совершавшиеся, прежде всего, от имени и по согласию Николая II. В коллекцию новосозданного музея вошли произведения живописи из Русской галереи императорского Эрмитажа (восемьдесят полотен, в их числе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генриха Семирадского), из парадных залов и жилых помещений Зимнего дворца («Христос и грешница» Василия Поленова, «На войну» Константина Савицкого), Гатчинского дворца («Народное гуляние на масленицу» Константина Маковского, «Смерть Нерона» Василия Смирнова) и царскосельского Александровского дворца (только из последнего — девяносто пять шедевров, а в их числе — «Портрет графини Юлии Самойловой» кисти Карла Брюллова, «Девушка на сеннике» Алексея Венецианова, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Поздравление молодых в доме помещика» Григория Мясоедова, «Акробаты» Виктора Васнецова). Сто двадцать две картины пришли из Музея императорской Академии художеств («Портрет Евграфа Давыдова» Ореста Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева, исполненные Фёдором Алексеевым, «Гумно» Алексея Венецианова, «Фортуна и нищий» Алексея Маркова, «Тайная вечеря» Николая Ге).

Главное здание Государственного Русского музея — Михайловский дворец. Архитектор К. Росси. 1819—1825 годы.

Оценивая личный вклад государя и монаршей семьи в дело комплектования Русского музея императора Александра III, надо иметь в виду, что в основном шедевры отечественного искусства, хранившиеся в Эрмитаже и Академии художеств, были личной собственностью царской фамилии, подарками художников или меценатов правящему монарху, либо приобретениями в казну за счёт средств Кабинета Его Величества. К примеру, знаменитая картина Брюллова «Последний день Помпеи» (поднесение её заказчика камер-юнкера А. Н. Демидова лично Николаю I) полвека экспонировалась в Русской галерее Эрмитажа. Подобных примеров много.

Реконструкция истории создания первого общенационального музея отечественного искусства невозможна без упоминания назначенного государем высочайшего управляющего Русским музеем императора Александра III великого князя Георгия Михайловича (1863—1919). И его энтузиазмом, настойчивостью и дипломатическим талантом разрешались, по-видимому, многие драматические коллизии, неизбежно возникавшие в процессе изъятия из императорских резиденций художественных произведений, привычно составлявших их декоративное убранство. Есть очевидные документальные подтверждения тому, что этот процесс не был безмятежным. Находились люди, пытавшиеся обвинить Георгия Михайловича в посягательстве на собственность царской семьи. Упрёки, раздававшиеся, скорее всего, из окружения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, отчасти возымели успех. Можно вспомнить о внезапной и безапелляционной отмене уже принятого решения о передаче музею шедевров Левицкого — портретного цикла «Смолянок». Узнав о нём, августейший управляющий нашёл в себе мужество обратиться к государю с письмом, содержавшем явную протестную интонацию: «…до сих пор я держался того убеждения, что в России не может быть противопоставления государственной собственности и собственности национальной, считая, что всё, что принадлежит России, принадлежит и царю, и наоборот». Процесс комплектования коллекции Музея дарами из императорских собраний продолжился.

Улаживать отношения пришлось и с императорской Академией художеств. Устав ставил процесс пополнения музейного собрания, в том числе и дарами, в зависимость от академического сообщества: «Жертвуемые произведения искусства могут быть приняты в музей лишь по одобрению их Императорской Академией художеств».

Белый зал Михайловского дворца.

В структуре Русского музея было образовано три отдела: Художественный, Мемориальный памяти Александра III и этнографический. (После Октябрьской революции мемориальный отдел был упразднён, а этнографический в 1934 году преобразован в самостоятельный Музей этнографии народов СССР.) Главенствующее положение Художественного отдела определилось уже в первые годы существования «особого установления»: по протоколам его регулярных заседаний легко реконструируются события первых двадцати лет существования этой важнейшей составляющей нового музейного учреждения, определения его структуры и собирательской политики. Двадцатилетие от 1897 до 1917 года следует признать «золотым веком» обширной и разнообразной коллекции, комплектовавшейся главным образом за счёт даров, часто именуемых в документах пожертвованиями. Очевидным стало стихийно сложившееся поначалу, а затем закономерно утвердившееся многообразие видов и форм искусства, собираемого, изучаемого, пропагандируемого официальным всероссийским музейным учреждением, носящим имя государя, обладавшего целенаправленным, профессиональным собирательским интересом к национальному художественному наследию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь в кислотных облаках Жизнь в кислотных облаках

Как могла бы выглядеть венерианская жизнь?

Наука и жизнь
«Хуже, чем плохой брак, нет ничего в жизни». Людмила Улицкая — о любви, низкой самооценке и жизни в условиях неопределенности «Хуже, чем плохой брак, нет ничего в жизни». Людмила Улицкая — о любви, низкой самооценке и жизни в условиях неопределенности

Отрывок из книги «Детский недетский вопрос» — интервью с Людмилой Улицкой

Forbes
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Тамара Гвердцители: Тамара Гвердцители:

Большое интервью с Тамарой Гвердцители

Караван историй
Вместо соли Вместо соли

В последнее время ценность соли в глазах человечества сильно упала

Наука и жизнь
Матильда Шнурова: «Мы обязательно разобьем этот стереотип» Матильда Шнурова: «Мы обязательно разобьем этот стереотип»

Главное лицо питерской гастрономии Матильда Шнурова открыла сразу три ресторана

Grazia
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
25 удивительных фактов об удивительном Пеле 25 удивительных фактов об удивительном Пеле

Поздравляем великого футболиста с 80-летием, поэтому — 25 фактов о Пеле

Maxim
О чём тот дуб молчит красноречиво… О чём тот дуб молчит красноречиво…

Ириновский дуб — памятник живой природы

Наука и жизнь
Правила жизни Билла Гейтса Правила жизни Билла Гейтса

Правила жизни основателя Microsoft Билла Гейтса

Esquire
Заповедники: «Умный дом» для природы Заповедники: «Умный дом» для природы

Уйдут ли заповедники в прошлое или, наоборот, станут более востребованными?

Наука и жизнь
Редактирование гена для чайников: как открытие Дженнифер Дудны и Эмманюэль Шарпантье изменило биологию и принесло им Нобелевскую премию Редактирование гена для чайников: как открытие Дженнифер Дудны и Эмманюэль Шарпантье изменило биологию и принесло им Нобелевскую премию

Нобелевскую премию получили ученые, открывшие систему редактирования генов

Forbes
Престо, модерато, адажио Престо, модерато, адажио

Фантастическая повесть Игоря Вереснева

Наука и жизнь
Что нам стоит дом построить Что нам стоит дом построить

Что можно построить из дерева и почему стоит полюбить этот натуральный материал

AD
Дополненная реальность Дополненная реальность

Художник Жак Луи Давид подчинил воле императора пространство, время и реальность

Вокруг света
От скромной девчонки до суперзвезды Little Big: бьюти-эволюция Софьи Таюрской От скромной девчонки до суперзвезды Little Big: бьюти-эволюция Софьи Таюрской

Как менялась солистка группы Little Big Софья Таюрская

Cosmopolitan
Побег с аэродрома Побег с аэродрома

Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров

Популярная механика
Бумажный театр: непроза. Отрывок из книги Бумажный театр: непроза. Отрывок из книги

Фрагмент новой книги Людмилы Улицкой

СНОБ
Инвентаризация ценностей князя Юсупова Инвентаризация ценностей князя Юсупова

Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России

Дилетант
«Солнце — очень активный объект» «Солнце — очень активный объект»

Интервью с директором Института солнечно-земной физики сибирского отделения РАН

Огонёк
Язвы общества Язвы общества

Три петербургские дивы перешли от вежливых смол-токов к горячим темам

Собака.ru
Под «Моной Лизой» обнаружили набросок дырочками Под «Моной Лизой» обнаружили набросок дырочками

Об этом свидетельствуют опорные точки на руках и лбу Джоконды

N+1
Что общего между сексуальным возбуждением и зависимостью от наркотиков Что общего между сексуальным возбуждением и зависимостью от наркотиков

Отрывок из книги Гэри Уилсона «На порноигле»

СНОБ
Вопрос психологу: я трудоголик, что мне делать? Вопрос психологу: я трудоголик, что мне делать?

В условиях достигаторства слово «трудоголик» — комплимент, но так ли это хорошо?

Esquire
Клетки спинного мозга восстановили внутри живого организма Клетки спинного мозга восстановили внутри живого организма

Ученые выяснили, что внутри организма можно направленно создавать нервные клетки

Популярная механика
Развиваем речевые навыки ребенка: советы логопеда Развиваем речевые навыки ребенка: советы логопеда

Хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал и умел понятно выражать свои мысли?

Psychologies
Как правильно делать планку: все способы и подробные инструкции Как правильно делать планку: все способы и подробные инструкции

Стоя в планке каждый день по паре минут, вы быстро похудеете и подкачаетесь

Cosmopolitan
Юлдус Бахтиозина Юлдус Бахтиозина

Главная царевна современного искусства

Собака.ru
Если нет искры Если нет искры

Стоит ли выходить замуж за хорошего, но не любимого мужчину?

Лиза
Как правильно переезжать в новую квартиру: 17 полезных советов Как правильно переезжать в новую квартиру: 17 полезных советов

Что стоит сделать до того, как переедешь в новое место

Playboy
Открыть в приложении