Как обстоит ситуация с издателями и владельцами книжных магазинов

ForbesБизнес

«Мы все стоим перед угрозой исчезновения»: как пандемия стала кошмаром для книжного бизнеса

Наталья Ломыкина

Фото Chen Sihan / Xinhua via ZUMA / TASS

6,8 млрд рублей потеряли издатели от закрытия книжных магазинов в марте 2020, а по итогам года, по самым оптимистичным прогнозам, потеряют не меньше 15 млрд рублей, говорится в письме главы Российского книжного союза Сергея Степашина премьер-министру Михаилу Мишустину. С марта магазины закрыты, а онлайн-продажи не могут компенсировать отсутствие розничной торговли. Параллельно растут цену на бумагу, задерживаются тиражи, отменяются мероприятия. Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина обсудила ситуацию с издателями и владельцами книжных магазинов.

Коронавирус, обвал курса рубля и режим самоизоляции ударили по книжной рознице. По оценке Российского книжного союза, «объем выпадающих доходов таких каналов, как «книжная розница» и «федеральные сети», составит около 75% или 6,8 млрд рублей ежемесячной выручки, а прогнозируемые потери за март-июнь 2020 года — около 27 млрд рублей, или 25% годовой выручки». Для половины издательств и книжных магазинов это будет означать закрытие и банкротство. Книжная индустрия не входит в список областей бизнеса, получающих помощь государства, а это значит, что аренда, налоги и прочие расходы остаются на прежнем уровне.

Корона-кошмар для книжного бизнеса

«Основная проблема — остановка офлайн-торговли. Мы теряем значительную часть выручки из-за закрытия книжных магазинов. Продажи через интернет пока продолжаются. При этом нет опережающей динамики, которая бы перекрывала закрытие традиционных книжных магазинов», — говорит Артем Степанов, главный редактор издательства МИФ.

«Сейчас мы договариваемся о разрешении пускать книги в электронном виде, не дожидаясь бумажных версий, — поясняет директор издательства «Лайвбук» Ольга Лябина. — К нам приходят сводки о мизерных продажах книг, типографии не работают, сроки по книгам в печати уже нарушены, но и грузить новинки сейчас возможно только в усеченном формате. Мы пытаемся подстроиться под обстоятельства и предвидим катастрофу».

По самым оптимистичным оценкам, к концу апреля книгоиздатели потеряют примерно 15 млрд рублей. Связанное с режимом самоизоляции сокращение тиражей печатных СМИ на территории РФ уже сейчас оценивается в 50%, а до конца года может достичь 75% (40 млрд руб). Доходы российских издателей от размещения рекламы уже в 1-2 квартале упадут на 30-40%, а по итогам 2020 года — не менее чем на 50% (15 млрд рублей против 30 млрд в 2019 году). Такие цифры приводит президент Российского книжного союза Сергей Степашин в письме премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. «В свою очередь, падение и неплатежи книжной розницы немедленно и резко отразятся на доходах издателей и полиграфистов, которые составят соответственно около 7 и 1,4 млрд рублей в период с марта по июнь 2020 года. Очевидно, издательствам и типографиям в ближайшее время тоже будет грозить остановка. Кроме того, будут затронуты многотысячные трудовые коллективы индустрии — всего около 65 тысяч человек могут пострадать от кризиса, большая часть из них — остаться без работы».

«Ясно, что этот кризис по масштабам превзойдет все, что когда-либо происходило в новейшей истории, — говорит гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. — Все офлайновые книготорговые сети закрыты и платить издателям не собираются. В том числе отказывается платить поставщикам «Читай-город» — системообразующая книготорговая сеть».

Бьют тревогу даже крупные холдинги, например издательская группа «Азбука-Аттикус», часть акций которой принадлежат одному из крупнейших международных игороков рынка Hachette Livre. «Мы, конечно же, несем убытки, еще как, — рассказывает генеральный директор «Азбуки-Аттикус» Леонид Шкурович. — Проблемы колоссальные — книжные магазины закрыты для посещения, очень немногие (35%) принимают новый товар на склад, 70% дистрибуции в руинах, наши читатели/покупатели сидят взаперти, мужественно пытаясь сосредоточиться на работе и одновременно противостоять сплошному потоку негативных новостей. План выпуска, естественно, будем ощутимо сокращать: мы не сможем финансировать полноценное производство, лишившись львиной доли дохода. Скорее всего, значительную часть того, что по инерции произведем в апреле, будем заводить в каналы продаж — оставшиеся в живых и не павшие духом — уже в мае-июне. Ближайшие месяцы будут для нас очень сложными и пройдут в поисках ликвидности и попытках избежать явных кассовых разрывов, но мы надеемся на накопленный запас прочности, кредитный рейтинг и, в самом крайнем случае, на поддержку акционеров, российских и французских».

«Главная проблема всех издателей — понять, как выживать в условиях волны неплатежей и отказа от исполнения обязательств, — комментирует гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. — Степень жесткости реакции определяется долей онлайн продаж, наличием кредитов и прогнозами на будущее. Общий взгляд такой, что даже после разморозки офлайн-торговли покупатели вернутся в магазины далеко не сразу. В результате многие торговые точки станут нерентабельными. Все готовятся к экстремальным испытаниям как минимум до осени».

Продление президентом нерабочего периода до 30 апреля не стало для издателей неожиданностью, но усугубило ситуацию. «Когда я отправляла своих коллег на «выходные», — рассказывает директор издательства «Фантом-Пресс» Алла Штейнман. — Сразу сказала им: скорее всего увидимся после майских, бог даст. Так что ни о какой неделе я не мечтала с самого начала, и указ президента о продлении «выходных» не был для меня неожиданностью. Пока у нас достаточно книг на складе — и, когда снимут карантин, нам есть, чем торговать. В апреле надеюсь отправить в работу пару книг, если типографии не закроются. На деньги от покупателей в течение апреля-мая мы не рассчитываем, поэтому придется обходиться теми средствами, которые еще есть на счету. Надолго ли этого хватит, не знаю.

Очередные выходные с полным сохранением зарплаты неминуемо приведут к закрытию множества небольших фирм, так как людям просто не из чего будет выплачивать зарплату. Конкретно для издательского бизнеса корона-кошмар означает очень много бед. Многие мелкие и средние издательства не переживут глобальный кризис, усугубленный местным финансовым кризисом. Конечно же, после выхода из карантина люди будут озабочены, в первую очередь, покупкой товаров первой необходимости, а, как мы знаем, книги таковыми не являются. Очень трудно придется книжным магазинам, которые месяц-два будут закрыты. Наверняка многие издательства вынуждены будут закрыться или перейти под покровительство гигантов. Начнется вал неплатежей и задержек оплат. Будет серьезная безработица среди среднего менеджерского персонала, многие переводчики останутся без работы, потому что количество выпускаемых книг заметно уменьшится. Наверняка будут другие последствия, более глубинные, которые сейчас не видны. Но легко не будет никому».

Вся оффлайн-торговля заморожена

Книжные магазины, от которых так зависят издатели, сами оказались в тяжелых условиях. Закрыты и крупные книжные сети, и независимые магазины. И срок, увы, неопределенный. «Проблемы, думаю, у всех одинаковые: снизилась выручка, непонятны перспективы, — рассказывает Михаил Иванов, совладелец книжного магазина «Подписные издания» в Санкт-Петербурге. — Мы полностью перешли в онлайн, занимаемся нашим интернет-магазином podpisnie.ru. До сложившейся ситуации интернет-магазин приносил примерно 10% от общего оборота. Сейчас, конечно, выручки в нем увеличились, но это не сильно помогает. Весь персонал, все, кого вы встречали раньше в магазине на Литейном 57, посменно работают, принимают и собирают заказы. В целом, работы меньше не стало, просто поменялись задачи. Обсудили десятки вариантов партнерских программ с дружественными нам петербургскими и федеральными проектами».

«Сегодня все 650 магазинов объединенной розничной сети «Читай-город — Буквоед», в соответствии с предписаниями органов власти, закрыты. Это колоссальные убытки. С каждым днем ситуация обостряется. Запасов прочности уже нет, книжный бизнес и так не особо доходный, — говорит гендиректор крупнейшей розничной сети книжных «Читай-город — Буквоед» Михаил Иванцов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

4 ступени и 4 закона на пути от привычки к свободе и успеху 4 ступени и 4 закона на пути от привычки к свободе и успеху

Успехом и прогрессом движут… привычки

Psychologies
Как вести переговоры и заслужить доверие собеседника по видеосвязи: советы от бывшего агента ФБР Как вести переговоры и заслужить доверие собеседника по видеосвязи: советы от бывшего агента ФБР

Несколько советов, как войти в доверие и разговорить собеседника онлайн

Maxim
«Жилетка для слез»: как помочь подростку не утонуть в чужих проблемах «Жилетка для слез»: как помочь подростку не утонуть в чужих проблемах

Быть единственной опорой для друга нелегко

Psychologies
Соусеп из тропиков Соусеп из тропиков

Поводом к написанию статьи послужила покупка зелёного чая с непривычным ароматом

Наука и жизнь
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Вторая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
10 актеров, которые потеряли свои «Оскары» 10 актеров, которые потеряли свои «Оскары»

Реальные истории пропажи престижной кинонаграды у знаменитых актеров

Maxim
Снаружи всех измерений: почему Егор Летов — великий Снаружи всех измерений: почему Егор Летов — великий

Что главный панк русской музыки делал снаружи всех измерений

Esquire
Как за четыре года сделать из обычного постсоветского города мечту Ильи Варламова? Как за четыре года сделать из обычного постсоветского города мечту Ильи Варламова?

Из Гатчины поступает подозрительно много хороших урбанистических новостей

Собака.ru
Спустить с небес: 7 вещей, с которыми каблуки смотрятся нелепо — не делай так Спустить с небес: 7 вещей, с которыми каблуки смотрятся нелепо — не делай так

Гардероб современной женщины сложно представить без обуви на высоком каблуке

Cosmopolitan
7 сериалов, которые можно посмотреть после финала «Игры престолов» 7 сериалов, которые можно посмотреть после финала «Игры престолов»

Для тех, кто соскучился по харизматичным антигероям, экшену и интригам

Esquire
Трубка мира Трубка мира

Автор «Сталингулаг» объясняет, как гаджеты могут создать проблемы

Esquire
Как отрастить волосы на карантине и потом жить с ними: берем пример с Киану Ривза, Джейсона Момоа и других Как отрастить волосы на карантине и потом жить с ними: берем пример с Киану Ривза, Джейсона Момоа и других

Что делать с прической, сидя в самоизоляции

Esquire
«Придется начинать с нуля»: как пандемия уничтожила спортивную event-индустрию «Придется начинать с нуля»: как пандемия уничтожила спортивную event-индустрию

Как карантин сломал десятилетний бизнес Михаила Громова

Forbes
Время стать экоцентриком Время стать экоцентриком

Глобальное потепление, климатические изменения – эти слова вошли в наш обиход

Psychologies
Лучи света и вращение Земли: как устроены часы Марселя Бетризе Лучи света и вращение Земли: как устроены часы Марселя Бетризе

Швейцария славится своими банками, складными ножами, сыром и сверхточными часами

Популярная механика
Изменение климата оказалось выгодным для насекомых-вредителей Изменение климата оказалось выгодным для насекомых-вредителей

Потепление приближает средние температуры к оптимальным для насекомых

N+1
Быт военного времени Быт военного времени

Вторая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
Как сервису по выгулу домашних животных «Собака-гуляка» пришлось менять бизнес-модель из-за карантина Как сервису по выгулу домашних животных «Собака-гуляка» пришлось менять бизнес-модель из-за карантина

Собаки в период карантина стали новым золотом — с ними официально можно гулять

Forbes
Безопасность в любви: 7 советов дочерям Безопасность в любви: 7 советов дочерям

Лайф-коуч Самин Раззаги дает советы родителям девочек-подростков

Psychologies
«У меня много задач» «У меня много задач»

С Эмином Агаларовым мы обсудили проблемы индустрии развлечений в новых реалиях

OK!
«Крабовая барыня»: как Ксения Собчак решила потеснить зятя миллиардера Тимченко в добыче краба «Крабовая барыня»: как Ксения Собчак решила потеснить зятя миллиардера Тимченко в добыче краба

Ксения Собчак собирается построить крупнейшего игрока в добыче краба

Forbes
Как сделать мир лучше, пока вы на карантине Как сделать мир лучше, пока вы на карантине

Пандемия вызывает у многих из нас первобытный страх

Psychologies
10 самых недооцененных фантастических фильмов последних 10 лет 10 самых недооцененных фантастических фильмов последних 10 лет

Пришельцы, постапокалипсис, война, катастрофы!

Maxim
Управляемая зарядом 3D-печать помогла создать тактильный сенсор Управляемая зарядом 3D-печать помогла создать тактильный сенсор

Она основана на притягивании противоположных зарядов

N+1
Жизнь с тяжелой ношей. Звезды, которые потеряли детей Жизнь с тяжелой ношей. Звезды, которые потеряли детей

Эти звезды потеряли самое дорогое — своих детей

Cosmopolitan
Дев Патель, Маниш Дайал, Навин Эндрюс — самые красивые индийские актеры Дев Патель, Маниш Дайал, Навин Эндрюс — самые красивые индийские актеры

Индийцы уже давно покоряют Голливуд

Cosmopolitan
Энн Кливз: Ловушка для ворона Энн Кливз: Ловушка для ворона

Отрывок из новой книги классика современного английского детектива Энн Кливз

СНОБ
«Могут возникнуть какие-то технические проблемы»: Собянин утвердил порядок получения пропусков в Москве «Могут возникнуть какие-то технические проблемы»: Собянин утвердил порядок получения пропусков в Москве

Собянин утвердил порядок выдачи спецпропусков для передвижения по Москве

Forbes
Развод в эпоху карантина Развод в эпоху карантина

Что делать, если карантин застал врасплох в момент развода

Psychologies
В любой ситуации нельзя опускать руки! В любой ситуации нельзя опускать руки!

Героиня этой истории пережила предательство и попала в сложные обстоятельства

Лиза
Открыть в приложении