«Придется начинать с нуля»: как пандемия уничтожила спортивную event-индустрию
Организатор серии спортивных мероприятий Grom Михаил Громов рассказал Forbes о том, как карантин сломал его десятилетний бизнес и когда люди снова захотят бегать марафоны
Михаил Громов начал бегать в 30 лет — чтобы похудеть. И настолько увлекся участием в соревнованиях, что оставил менеджерскую работу в банке и вместе с партнером Максимом Буслаевым основал компанию по организации спортивных мероприятий — 3Sport. В 2010-м первый забег серии Grom, в который Михаил вложил 80 000 рублей личных сбережений, собрал 153 участника. А 2020-й компания 3Sport начинала в статусе лидера рынка: проводила около 40 стартов в год (бег, лыжи, триатлон), выступала оператором на таких крупных событиях как, например, благотворительный марафон «Бегущие сердца». По данным «Спарк-Интерфакс», в 2018-м совокупная выручка 3Sport и 3Sport Service составила почти 84 млн рублей, чистая прибыль — 3,2 млн. Однако из-за пандемии с середины марта в стране запрещены любые массовые мероприятия. По этой причине Михаилу пришлось отменить запланированные на апрель события и приостановить деятельность компании. Forbes поговорил с Громовым о том, переживет ли его бизнес пандемию.
Когда 10 лет назад вы начинали заниматься организацией беговых мероприятий, интерес к теме любительских соревнований был почти на нуле. С тех пор ситуация изменилась в лучшую сторону: стало и больше событий, и больше участников. Как чувствовала себя спортивная event-индустрия до пандемии?
Все развивалось. Интерес аудитории рос, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Среди организаторов мероприятий тоже повысилась конкуренция. В какой-то момент мы почувствовали, что часть нашей публики оттягивают другие компании и стали активнее бороться за участников. Если в 2010-м мы были единственными, кто строил бизнес на организации забегов, то в 2019-м около 10 компаний специализировались именно на этом.
Сколько мероприятий вы провели в прошлом году?
Около 40. 16 — под своим брендом «Гром», остальные — для корпоративных клиентов «под ключ». Кроме того, мы часто выступаем в качестве поставщиков электронного хронометража — за 2019-й обслужили больше 200 разных событий. Собственно, организация спортивных мероприятий для компаний и приносила нам основную прибыль. На «Громах» мы много не зарабатывали, но научились делать их безубыточными.
Как?
Во-первых, поработали на привлечение клиентов. Во-вторых, постепенно увеличили стартовый взнос — теперь это в среднем 2000 – 2500 рублей с участника. В-третьих, оптимизировали затраты. Мы почти все делаем своими силами — и это, кстати, уникальная история на рынке. У нас свое текстильное производство — для футболок финишера и прочей атрибутики, медали мы заказываем напрямую из Китая, сами обеспечиваем тайминг. Кроме того, всеми проектами у нас занимались только штатные сотрудники — больше 10 человек. Это дешевле, чем нанимать менеджеров под событие. Да, есть расходы, которые нельзя сократить: стартовый городок, ведущий, туалеты и т.д. Но если мы собираем 2-3 млн рублей взносов с участников, то выходим в твердый ноль, если больше — можно говорить о прибыли.