Вот и поговорили
Поболтать с Siri, обидеть Алису, научить плохому Олега, заняться секстингом с ботом Машей. Как люди строят отношения с голосовыми помощниками и, главное, зачем?
Робот-курьер доставляет заказы, оформленные в приложении “Яндекс.Еда”, бьюти-гаджет Foreo с искусственным интеллектом (ИИ) самостоятельно проводит диагностику кожи, на Венецианском фестивале гремит премьера короткометражки Fellini Forward, снятой нейросетью. Будущее громко заявляет о себе, и у него много голосов.
Голосовые помощники уже не только вызывают такси, строят маршруты, заводят будильники, ставят музыку и выполняют другие рутинные задачи, но и ведут с нами задушевные беседы.
Об искусственном интеллекте как фантастической способности машины мыслить, помнить, учиться, общаться и даже творить — в общем, делать все то, что раньше мог только человек, — ученые заговорили еще в середине XX века. Однако возможно это стало лишь в начале прошлого десятилетия с появлением мощных компьютеров. В 2011 году компания Apple выпустила iPhone 4S с системой Siri в комплекте. Последняя не только работала как поисковик или голосовое меню, но была готова к полноценному (ну почти) диалогу. Через год на свет появился Google Ассистент, в 2017-м — Yandex разработал Алису. Спустя еще два года банк Тинькофф представил своего Олега, а Mail.ru Group — Марусю. И это еще далеко не полный список действующих голосовых помощников. Сейчас они “живут” в каждом смартфоне и по праву считаются самыми доступными ИИ.
46% американцев (или почти каждый второй) пользуются услугами голосовых помощников. По данным Pew Research Center
78% россиян считают, что в будущем голосовые помощники станут неотъемлемой частью нашей жизни. Исследование Mail.ru Group
Чисто по-человечески
Искусственный интеллект косплеит людей, и у него неплохо получается. Но действительно ли машины стали настолько человечны, как о них говорят? IT-гиганты установили личности своих помощников, наделив их именем, полом, голосом и характером.
Самой толерантной и сдержанной в беседе по праву можно считать Siri. Создается впечатление, что она говорит только то, что от нее хотят услышать (впрочем, как и многие люди). Сомневаетесь в своей форме? Она ответит, что “вы замечательны и всегда идеальны”. И не обманет: по словам этого голосового помощника, он не запрограммирован на ложь. Если же попытаться завести с ней разговор на скользкие темы политики и гендера, она сделает вид, что не расслышала, расскажет вам историю жизни древнегреческой богини Геи или завершит беседу своей коронной фразой: “Боюсь, я не могу ответить на этот вопрос”. Для сравнения, чат-бот банка Тинькофф Олег в любой непонятной ситуации честно говорит: “Разработчики решили, что эти темы не для меня”. Если же попробовать выяснить у Алисы ее пол, она ответит, что всегда считала себя программой. А вопрос о возрасте назовет бестактностью.
Почти всех популярных помощников озвучили реальные люди. Например, Алисе от актрисы Татьяны Шитовой по наследству перешли голос и интонации, но не мысли. “Мне запретили добавлять что-то от себя, любая оговорка фиксировалась. Я читала текст, заранее составленный IT-экспертами”, — вспоминает она. Меньше повезло Google Ассистенту: по словам представителей концерна, они хотели сделать его предельно нейтральным. Разработчики не дали ему имени и наделили синтетическим голосом. Зато манеру общения этого помощника ни с чем не спутаешь: он часто отвечает при помощи эмодзи и сопровождает их закадровым смехом из ситкомов.
У всех есть любимый фильм. Мы решили протестировать на степень человечности пять самых известных голосовых помощников, с которыми каждый день контактируют миллионы людей, и попросили их рассказать о своих предпочтениях в кино. Самыми “прокачанными” в этом вопросе оказались Google Ассистент и Маруся из Mail.ru Group. Первый с ходу назвал “Джентльменов удачи”, вторая — “Бегущего по лезвию 2049”. Алиса же сначала упомянула “Терминатора”, затем метнулась в сторону “Звездных войн”. Когда этот вопрос был задан ей в третий раз, она уже любила мелодрамы. Чат-бот Олег от Тинькофф тактично поставил нас на место, заявив, что неравнодушен к картинам, в которых роботы умнее людей. Siri так вообще не поняла сути вопроса и отправила нас искать ответ на просторах Safari.
Siri в переводе с японского означает “ягодицы”. Далеко не каждый готов передавать им привет при голосовой активации помощника, так что неудивительно, что жители Страны восходящего солнца редко используют эту функцию.