Доктор зло
Как вернуть деньги за некачественные медуслуги.
Наверняка тебе приходилось сталкиваться с некачественными медицинскими услугами – и хорошо, если обошлось без ущерба здоровью. А если ты за это еще и заплатила – можно ли вернуть деньги? И как быть, если в клинике отказываются принимать твои претензии? Прежде всего нужно знать свои права, а также критерии качества медицинских услуг.
Алгоритм действий
Если ты обратилась в клинику, с тебя взяли деньги и не оказали помощь или нанесли вред, начинай с закона. Основной инструмент борьбы в этом случае – это закон «О защите прав потребителей». Согласно ст. 29 этого документа ты имеешь право требовать от медицинского учреждения: повторного оказания услуги, уменьшения ее стоимости, устранения всех недостатков или же возмещения понесенных расходов. Для начала нужно попытаться договориться с клиникой устно. Если реакции не будет, составляй в свободной форме претензию и направляй ее в медучреждение заказным письмом с уведомлением о вручении. Либо вручай лично, но под расписку о получении. Следующий шаг – составление искового заявления в суд. При этом нужно понимать: без экспертного заключения о качестве медицинской услуги судебный процесс не выиграть.
Зачем нужна экспертиза
Это твое основное доказательство. Экспертиза профессионально выявляет нарушения, которые возникли в процессе оказания медпомощи – ошибочный диагноз, необоснованные назначения, грубость и т. п. Занимаются этим страховые компании и аккредитованные коммерческие организации. Прежде чем обращаться в компанию, проводящую подобную экспертизу, стоит внимательно ознакомиться и с законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который недавно, 13 июля этого года, вступил в силу со всеми поправками. Для оценки перспективы борьбы важно быть уверенной в своей правоте, чтобы все старания не были напрасны и не обернулись дополнительным стрессом для организма.
Критерии качества
Разобраться в этом поможет Приказ Минздрава РФ от 10 мая 2017 г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», где обозначены все требования к качеству медицинских услуг при амбулаторном и стационарном лечении. Вот основные критерии, нарушение которых говорит о необходимости проведения экспертизы:
- открытость и доступность информации о медицинской организации;
- комфортность условий предоставления медицинских услуг, в том числе время ожидания предоставления медицинской услуги;
- доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
- общая удовлетворенность результатом оказанных медицинских услуг.
Если хотя бы один из этих критериев не соблюден, ты вправе требовать возврата денег или иной компенсации в соответствии с нормами ФЗ «О защите прав потребителей».
При обращении в суд
Провести экспертизу можно в рамках судебного разбирательства, если ты обратишься в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного некачественным или несвоевременным оказанием медицинской помощи. Но есть и другой способ – инициировать проверку клиники. Для этого необходимо подать жалобу в Росздравнадзор или прокуратуру с требованием провести проверку деятельности медицинской организации и экспертизу. В жалобе или иске нужно указать:
- дату и номер заключенного договора на оказание медуслуг;
- дату получения некачественной услуги и сведения об оплате;
- причины, по которым ты считаешь услугу некачественной;
- имеющиеся доказательства (приложив все документы);
- твои требования.
Также можно обратиться в страховую организацию с заявлением, в котором изложить суть конфликта и потребовать провести проверку.
Татьяна Кузьминова, адвокат
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl