Кто такие инфоцыгане, или Эффект доктора Фокса
Чтобы достичь большого успеха в каком-либо деле, надо обладать специфическими знаниями. Кто готов ими с нами поделиться? «Коучи», «бизнес-тренеры», «психологи» и «гуру». Но только за большие деньги и, скорее всего, без каких-либо гарантий. Как и почему мы попадаемся на крючок псевдоэкспертов?
Кто такой доктор Фокс
«Слово предоставляется доктору Майрону Л. Фоксу!» Аудитория замерла. Студенты-психологи, психиатры, социальные работники и специалисты смежных специальностей пришли на лекцию авторитетного ученого и эксперта в области математической теории игр1.
Доктор Фокс говорил уверенно и красиво. Уместно и остроумно шутил, употреблял множество знакомых и незнакомых слушателям научных терминов. К концу лекции все были очарованы. Слушателям предложили поделиться впечатлениями: они высоко оценили познания ученого, его вклад в науку и умение увлечь аудиторию. Сообщили, что испытывают удовлетворение от познавательной лекции и приятно впечатлены. Кто-то даже припомнил, что читал статьи доктора Фокса.
А затем аудитории рассказали правду. «Доктор Фокс» оказался актером, который не имел ни ученой степени, ни глубоких познаний в области теории игр. Его речь была построена на основании одной прочитанной им на эту тему статьи. А успех у публики был связан с его личным обаянием и умением подать себя.
Авторы этого эксперимента, проведенного в 1970 году, — Дональд Нафтулин, Джон Уэр и Франк Донелли — хотели проверить свою теорию. Они предполагали, что студенты оценивают скорее манеру донесения информации, чем содержание речи. Результаты они опубликовали в научно-популярном журнале Scientific American, назвав это явление «соблазнением» в образовании.