Когнитивные искажения: как с их помощью нами манипулируют?

PsychologiesПсихология

Когнитивные искажения: как с их помощью нами манипулируют?

Работа мозга — загадочный и поразительный процесс, который с интересом исследуют ученые. Порой их выводы оказываются весьма неожиданными. Профайлер Алексей Филатов собрал некоторые из описанных когнитивных искажений и рассказал, как их используют манипуляторы.

Говорят, Артур Конан Дойл поверил в спиритизм, когда медиум устроил ему сеанс общения с погибшим сыном. Его друг Гарри Гудини показал писателю, что это не более чем фокус. Но после демонстрации писатель сделал парадоксальный вывод: Гудини — тоже медиум!

То, что произошло с Конан Дойлом, ученые называют когнитивным искажением: автор детективов был уверен в существовании «того мира» и нашел подтверждение этому в новом знании. Искажения возникают, потому что мозг принимает решения в условиях нехватки времени, знаний или, наоборот, когда информации слишком много.

Ниже только некоторые из почти 200 описанных когнитивных искажений, знания о которых в работе активно используют не только «экстрасенсы», но и различного рода манипуляторы.

Как мы отбираем наиболее важную информацию?

Нас окружает слишком много информации, ее приходится все время фильтровать, и легких путей мы не ищем.

Проще воспринимается то, что уже есть в памяти, и то, что постоянно повторяется.

Эта леность ума — бесценная находка для манипуляторов. Ученые описали не меньше 12 феноменов, связанных с этим принципом. Люди с большим доверием и симпатией относятся к тому, о чем имеют больше информации. Поэтому рекламу дают даже те компании, которые в ней не нуждаются. Негативная сторона состоит в том, что правдой в восприятии человека может стать любая многократно повторенная ложь. И неважно, сказана она о новой модели смартфона, жидком мыле или о кандидате в президенты.

Странное и смешное запоминается лучше.

Мозг склонен переоценивать важность удивительных явлений. И, наоборот, пропускает ожидаемую или обычную информацию. Поэтому картинки в презентациях, реклама со странными героями, вещи необычных размеров и форм запоминаются нами лучше.

Новая информация оценивается в контексте предыдущего опыта.

С этим связано действие таких феноменов, как якорение, эффект контраста, эффект фрейминга. Они заставляют нас воспринимать информацию в зависимости от контекста.

Если вам скажут о повышении цен на 15%, а после стоимость услуги вырастет только на 5%, изменение покажется ничтожным. Этим эффектом пользуются, например, городские власти, сначала пугая запредельными тарифами на парковку, а позже «снижая» цену до уровня, который ими изначально и был задуман. Что думает горожанин? «К нам прислушались!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
Тайны лучших песен Дэвида Гетта Тайны лучших песен Дэвида Гетта

Легенда французской электроники вспоминает работы с Рианной, Sia и другими

Cosmopolitan
Глобальная угроза: как скоро рухнет американская экономика Глобальная угроза: как скоро рухнет американская экономика

Главных страхов глобальных инвесторов — это предстоящий спад экономики США

Forbes
С горочки спустился С горочки спустился

Мы встретились с чемпионом России по форкроссу Иваном Кунаевым

Популярная механика
Расти без старости Расти без старости

Предприниматель в области биотехнологий хочет помочь людям оставаться молодыми

Forbes
Российские броненосцы против британских рыбаков, крейсера «Аврора» и невидимых миноносцев Российские броненосцы против британских рыбаков, крейсера «Аврора» и невидимых миноносцев

Российско-британские отношения никогда не были стабильными

Maxim
Солнечные очки, как в кино Солнечные очки, как в кино

12 оправ, без которых невозможно представить культовых героев

Esquire
Как Dyson создает и тестирует новые модели пылесосов Как Dyson создает и тестирует новые модели пылесосов

В центре исследований и разработок Dyson инженеры заново изобретают пылесос

Популярная механика
Почему миллениалы начали покупать кутюр Почему миллениалы начали покупать кутюр

Кто эти молодые люди, которые стали главными клиентами модных Домов

Vogue
Легкие шаги: 8 пар национальной обуви Легкие шаги: 8 пар национальной обуви

Люди до сих пор надевают тапочки и башмаки, придуманные много веков назад

Вокруг света
Удержаться на плаву Удержаться на плаву

Как показать руководству, что ты ценный специалист и с тобой рано расставаться

Лиза
5 врагов мотивации: что лишает нас энтузиазма 5 врагов мотивации: что лишает нас энтузиазма

Что убивает мотивацию и волю к победе

Psychologies
По воде и по суше По воде и по суше

Варианты и маршруты отдыха во Вьетнаме

Добрые советы
Икигай: 3 упражнения, чтобы найти свое призвание Икигай: 3 упражнения, чтобы найти свое призвание

Как развить в себе креативность

Psychologies
Стабильное состояние: что делает врач скорой за часовую зарплату Смолова, Кокорина и Дзюбы Стабильное состояние: что делает врач скорой за часовую зарплату Смолова, Кокорина и Дзюбы

Что успевает сделать врач за часовую зарплату футболиста

Forbes
Как на чемпионате мира в России соревновались adidas и Nike – на поле и за его пределами Как на чемпионате мира в России соревновались adidas и Nike – на поле и за его пределами

Два главных спортивных бренда на протяжении всего ЧМ мерялись бюджетами

GQ
Как зародилась жизнь: гипотеза Аби Лёва Как зародилась жизнь: гипотеза Аби Лёва

Ави Лёб недавно выступил с довольно фантастической гипотезой

Популярная механика
Быстрее, выше, страшнее: 5 самых жутких аттракционов со всего мира Быстрее, выше, страшнее: 5 самых жутких аттракционов со всего мира

Самые экстремальные аттракционы мира

Cosmopolitan
До востребования До востребования

Ткань — это всегда послание человека к человеку

Seasons of life
Почему хочется послать все к черту? Почему хочется послать все к черту?

Это желание иногда накрывает нас с головой

Psychologies
Кто одевает современных супергероев Кто одевает современных супергероев

Художники по костюмам, которые одевают главных женщин-супергероев XXI века

Vogue
Belle & Sebastian: Belle & Sebastian:

Одним из хедлайнеров «Пикника Афиши» в этом году станет группа Belle & Sebastian

Esquire
От судьбы не уйдешь От судьбы не уйдешь

«СтарХит» выяснил, что участников первого «Дома» на ТНТ преследует злой рок

StarHit
Богатые тоже платят Богатые тоже платят

История клана Гетти

GQ
Выгодный ход Выгодный ход

Какие вещи стоит купить на распродаже

StarHit
10 модных тенденций весны и лета 2019 10 модных тенденций весны и лета 2019

Минувший сезон недель мужской моды прошел во всех смыслах спокойно

Esquire
Из худышки в толстушку: знаменитости, которые поправились до неузнаваемости Из худышки в толстушку: знаменитости, которые поправились до неузнаваемости

Не у всех голливудских звезд получается держать себя в ежовых рукавицах

Cosmopolitan
Как ухаживать за белой обувью Как ухаживать за белой обувью

Правила обращения с белой обувью

Maxim
Сила в глубинке. Как заработать на франшизе в регионах Сила в глубинке. Как заработать на франшизе в регионах

Современный франчайзинговый бизнес растет благодаря регионам

Forbes
Майнинг вопреки: почему добывать криптовалюты все еще выгодно Майнинг вопреки: почему добывать криптовалюты все еще выгодно

Почему бизнес до сих пор сохраняет интерес к майнингу криптовалют?

Forbes
Открыть в приложении