Капитанская папка: как моряк из Петербурга превратил хобби в бизнес на 150 млн рублей
Проект «Верфь» начинался как хобби двух петербургских моряков Вячеслава Канарейкина и Владлена Ганевича, которые в начале 2010-х придумали продавать кожаные папки для хранения морских документов. Со временем хобби превратилось в бизнес с собственным производством и розничными магазинами, в которых продавались не только папки, но и сумки, кошельки и ремни. В 2020 году проект принес владельцам около 150 млн рублей выручки и 23 млн рублей прибыли.
Первую папку для хранения морских документов 37-летний Вячеслав Канарейкин продал с рук — в тот же день, когда получил тестовую партию из 10–15 штук. «Напротив моей квартиры тогда жила девушка с мужем-капитаном. Как только она встретила меня и услышала слова «папка для хранения морских документов» — сразу же купила ее без раздумий. Я тогда понял, что мы попали в точку», — вспоминает он.
Канарейкин сам начинал карьеру матросом торгового флота, но затем оставил ее. Идея с папками пришла в голову его приятелю-моряку Владлену Ганевичу. В каждый рейс он брал с собой целую пачку документов (дипломов, сертификатов, разрешений), но то и дело забывал или терял что-то из них. Удобные папки для хранения и переноски морских документов разных размеров тогда никто не делал, рассказывает Канарейкин: «Соответственно, моряки как-то изощрялись — складывали все в пакеты, конверты, распихивали по сумкам».
Приятели увидели в проблеме возможность для заработка. Ганевич тогда был действующим моряком, поэтому предложил заняться запуском проекта «на берегу» Канарейкину. В начале 2012 года тот нашел контрактное кожевенное производство, а уже спустя несколько месяцев продал ту самую первую папку. С тех пор годовые обороты проекта выросли с 2 млн рублей до 150 млн, Канарейкин открыл свое производство и расширил ассортимент папками для хранения семейных документов, а также сумками, рюкзаками, кошельками и ремнями.
Предприимчивый моряк
Вячеслав Канарейкин родом из Санкт-Петербурга. Он поступил в местный Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова, но так и не окончил его. В семье начались финансовые трудности, поэтому в 2006 году, получив сертификат матроса на третьем курсе, Канарейкин пошел работать в море — в крюинговую компанию (трудоустраивает моряков на суда. — Forbes) Unicom, «дочку» судоходной компании «Совкомфлот». В матросах задержался ненадолго: спустя два года встретил будущую жену и решил остаться на суше. В 2008-м он поступил на заочное отделение Петербургского государственного университета путей сообщения и параллельно устроился менеджером по продажам в магазин запчастей «Академия плюс».
В конце 2011 года однокашник Канарейкина Владлен Ганевич рассказал ему о своей идее производить и продавать папки для морских документов. Такие документы моряки должны брать с собой в каждый рейс — их проверяют в портах, объясняет Канарейкин: «Проблема заключалась в том, что российские документы в отличие от европейских сильно гуляли по форматам: есть, к примеру, сертификаты размера А6, есть A4, а есть нестандартные размеры. К тому же документы выдаются в среднем на пять лет, затем их надо заменять, перепроходить курсы подготовки». Хранить и переносить документы из-за этого было «жутко неудобно», говорит он.
Канарейкин ухватился за идею. Так как он жил на суше и постоянно находился в Санкт-Петербурге, то взял на себя решение технических вопросов — например, поиск производства, которое могло бы делать папки из искусственной кожи по эскизам под заказ. Ганевич как действующий моряк консультировал его по текущим размерам морских документов и вместе с ним разрабатывал эскизы папок.
На производство тестовой партии из 15 штук ушло всего несколько месяцев и порядка 30 000 рублей. Эскиз партнеры сделали вручную в одном из графических редакторов. Папка состояла из нескольких пластиковых вкладышей для документов размеров от А4 до А6 и обложки из искусственной кожи с карманами для паспортов и документов нестандартного размера. Делать их под заказ взялось небольшое петербургское производство. Себестоимость одной папки составляла около 2000 рублей, розничная цена — 2600 рублей. «Так как мы делали первые шаги в бизнесе и еще не разбирались, установили минимальную наценку в 30%», — объясняет Канарейкин.
Основатели назвали проект Seafolder. Канарейкин зарегистрировал одноименную страницу бренда во «ВКонтакте» и создал одностраничный сайт-визитку. Чтобы наращивать аудиторию во «ВКонтакте», он публиковал бесплатные рекламные посты в группах для моряков, пользуясь тем, что администраторы «особо не следили за стенами». За несколько месяцев, по его словам, на страницу в соцсети подписались порядка 5000 человек (сейчас — более 125 000), которые стали первыми клиентами.
Первое время Seafolder получал по два-три заказа в день. Заказы по Санкт-Петербургу Канарейкин доставлял сам в свободное от основной работы время. Клиентам из других городов отправлял папки «Почтой России», а деньги принимал наложенными платежами как физлицо. «Я приносил 20–30 папок на почту и оккупировал ее часа на полтора. Помню, как на меня косо смотрели бабушки, которые сидели в очереди», — смеется Канарейкин.