Ежегодно в России продается более 1,5 млн новых легковых автомобилей

ForbesБизнес

Как житель Казани пережил банкротство и построил сеть автосалонов с оборотом в 5 млрд рублей в год

В начале 2000-х казанец Руслан Абдулнасыров ремонтировал карбюраторы в гараже, во время кризиса стал банкротом, но не опустил руки и создал одну из первых в России франчайзинговых сетей по продаже автомобилей с пробегом. Сегодня только собственные точки приносят его компании более 5 млрд рублей выручки в год, а общий оборот сети может достигать 14 млрд рублей.

Юлиана Михайлова

snimok_ekrana_2019-09-26_v_19.13.27_copy.png__1569514630__58498.png
Фото DR

Ежегодно в России продается более 1,5 млн новых легковых автомобилей, но новыми они остаются недолго. «Как только машина выезжает за порог дилерского центра, она сразу же приобретает статус подержанной и существенно дешевеет», — говорит основатель одной из самых крупных сетей по продаже автомобилей с пробегом «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. В этой особенности рынка он разглядел возможность заработать: спрос на подержанные машины в хорошем состоянии, которые существенно дешевле выставленных в салонах, огромен, а в начале 2000-х «приличных» точек по продаже подержанных авто почти не было — машины покупали в основном по объявлениям в газетах и на рынках, где можно легко нарваться на мошенников.

Еще 14 лет назад Абдулнасыров открыл первый салон с подержанными авто в родной Казани. В Москве организованная торговля б/у-машинами уже процветала, а для регионов была экзотикой, поэтому дела быстро пошли в гору. Но из-за кризиса 2008 года продажи упали до нуля и бизнесмен признал себя банкротом. Чтобы выбраться из долговой ямы, Руслан решил перевести бизнес в онлайн и создал web-платформу, которая помогала правильно оценивать автомобили. Позже вокруг своего IT-решения Абдулнасыров создал франшизу. Сейчас по франшизе работает 15 дилерских центров, еще 8 принадлежат самому Абдулнасырову. В прошлом году собственные автосалоны принесли ему 5,4 млрд рублей выручки и 230 млн рублей чистой прибыли.

Заводной «Апельсин»

Руслан Абдулнасыров вырос в Киргизии, куда командировали его отца, военного летчика. Стиль воспитания у отца был достаточно жесткий. «Если не понял, повторять никто не будет. Кирзачом помогут, направление покажут», — вспоминает он. Армейская дисциплина дома повлияла на его будущий стиль управления бизнесом, считает Абдулнасыров: «У меня тоже все быстро, четко, но очень логично».

В начале 90-х годов семья переехала в Казань, и Руслан поступил на юрфак Казанского социально-юридического института. В студенчестве успел поработать на местном телевидении: освещал криминальные новости на канале «Эфир». «Выезжали на место происшествия, потом оперативно отрабатывали, на следующий день материал выходил в программе. Это было что-то типа «Петровки 38», — поясняет Абдулнасыров.

За пару лет он понял, что в журналистике много не заработаешь, и решил попробовать себя в бизнесе. «Очень хотел заниматься автобизнесом — мне почему-то это казалось крайне доходным», — вспоминает Руслан. В 2000 году он арендовал у соседа гараж и решил открыть небольшую станцию по ремонту карбюраторов. Фасад гаража покрасил в оранжевый цвет — так появилось название компании «Апельсин». Начинающий бизнесмен нашел мастера, чтобы тот чинил машины, а сам стал искать клиентов. «Как выяснилось, никакого мегадохода тут не было. Это была обыкновенная работа двух парней, у которых был цех по ремонту машин. Но для того возраста деньги были неплохие», — признает предприниматель.

«Я не знаю, как моя мама согласилась на это. Сказала: «Ну что ж поделать, если это нужно для твоего бизнеса»

Через несколько месяцев «Апельсин» начал ремонтировать по 10 автомобилей ежедневно, соседский гараж стал слишком тесным. Накопленных с момента старта денег хватило, чтобы арендовать ангар в 350 кв. м на территории овощебазы на окраине Казани. Чтобы решить проблемы с логистикой, Абдулнасырову приходилось самому довозить мастеров до места работы. «Хорошо помню момент, когда заезжал за нашим главным жестянщиком утром. Он выглядывает в окно, в майке, с бутербродом, чай пьет, и говорит мне: «Ты подожди немного, я сейчас чаек допью и выйду». И мне так было обидно: я, собственник бизнеса, заехал, сижу, жду, сам не позавтракал, нам же надо работу сдавать, а он выползает потихоньку», — со смехом вспоминает предприниматель.

Работники могли позволить себе капризничать: хорошие специалисты в автобизнесе ценились на вес золота, говорит Руслан. «Кузовщики были очень капризными ребятами, колористы — это вообще боги. Все собственники кузовных станций плясали перед ними». Однажды, чтобы удержать сотрудника, Руслану пришлось даже поселить у себя дома работника. «Парень ушел из семьи, ему негде было жить. А у моих родителей частный дом, — рассказывает Абдулнасыров. — Я не знаю, как моя мама согласилась его принять. Сказала: «Ну ладно, что же поделать, если это нужно для твоего бизнеса».

Чтобы привлекать клиентов, Руслан стал размещать рекламу кузовной станции в местной прессе, а на месте выстраивал навигацию — нелегально ставил большие щиты из ДВП с указателями. «Мы на этих щитах писали, что окрашивание кузова стоит 5 000 рублей и просто выставляли их на перекрестках — такой вот партизанский маркетинг», — смеется Абдулнасыров. По его словам, такая реклама повысила выручку компании в три раза, а личный доход серьезно превысил зарплату журналиста.

Выйти из тени

Через два года Руслан решил изменить бизнес-модель на, как ему казалось, еще более перспективную. «Я понимал, что новый автомобиль становится бэушным сразу же, как выезжает из дилерского центра. А значит, есть огромный спрос на покупку и продажу этих машин, — рассудил он. — И рынок заберет та компания, которая сможет все это оформить в правильную бизнес-модель». Правда, тогда в его идею, кроме мамы, никто не поверил: «Все пользовались газетой «Из рук в руки» и вообще не понимали, зачем нужен автосалон, когда можно просто позвонить по объявлению». Несмотря на скепсис окружающих, в 2005 году Руслан решил открыть небольшой шоу-рум автомобилей с пробегом под уже знакомым казанцам названием «Апельсин».

«30% б/у-автомобилей остается в серой зоне — это перекупы, которые скручивают пробег, не платят налоги, не несут ответственности по закону о защите прав потребителей»

Абдулнасыров ступил на сложную территорию, говорит генеральный директор онлайн-аукциона подержанных автомобилей CarPrice Денис Долматов. «Исторически бизнес по продаже б/у автомобилей считался второсортным — им, в основном, занимались темные личности: индивидуальные перекупы, небольшие сети салонов ноунейм, — говорит Долматов. — Так что отношение к этому бизнесу всегда было предвзятое». В начале 2000-х годов рынок начал постепенно обеляться: в Москве открылись салоны Major, «Рольф», «Авто-Старт», которые стали торговать не только новыми машинами, но и автомобилями с пробегом. За три года до того, как Абдулнасыров пришел в этот бизнес, открылся первый специализированный салон б/у автомобилей — Fresh Auto в Уфе.

По оценке президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, за последние годы «серая» зона бизнеса на подержанных авто начала сокращаться. «Сейчас около 20% продаж приходится на более или менее прозрачный рынок. Из них 15-16% занимают официальные дилеры и еще около 5% — крупные игроки на вторичном рынке вроде Fresh Auto и «Автосети.РФ». Еще 50% приходится на сделки c2c (от частного продавца к частному покупателю без посредников — прим. Forbes) и 30% остается в той самой серой зоне — это перекупы, которые скручивают пробег, не платят налоги, не несут ответственности по закону о защите прав потребителей и так далее», — объясняет Мосеев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чжунго, Хуася или Поднебесная: сколько имен у Китая и какое из них правильное Чжунго, Хуася или Поднебесная: сколько имен у Китая и какое из них правильное

Почему у одной страны так много названий

Популярная механика
Как Саудовская Аравия привлекает туристов с помощью инстаграм-блогеров Как Саудовская Аравия привлекает туристов с помощью инстаграм-блогеров

27 сентября Саудовская Аравия может ввести туристические визы сроком на 90 дней

РБК
Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений

Почему Хидэо Кодзиму так любят в России

РБК
12 признаков излечения от токсичного детства 12 признаков излечения от токсичного детства

Недостаток любви и токсичные отношения в детстве сказываются на взрослой жизни

Psychologies
Савелий Патрушев, 19 лет, Томск Савелий Патрушев, 19 лет, Томск

Лица поколения двадцатилетних: завсегдатай кальянной в Томске Савелий Патрушев

Esquire
С мужским характером С мужским характером

Как исконно мужские профессии сказываются на личной жизни женщины?

Лиза
Восстановить свой авторитет в глазах подростка Восстановить свой авторитет в глазах подростка

Чтобы вернуть родительский авторитет, нужно следовать правилам обратной связи

Psychologies
Секреты Рапунцель: как самой нарастить волосы в домашних условиях Секреты Рапунцель: как самой нарастить волосы в домашних условиях

Как быстро самой нарастить волосы на короткой стрижке

Cosmopolitan
Nike выпустили кроссовки как в «Назад в будущее» Nike выпустили кроссовки как в «Назад в будущее»

Есть ли в кроссовках как из скай-фая смысл в реальной жизни

Esquire
Бургеры с растительным мясом могли принести эксклюзивному продавцу в России 10 млн рублей Бургеры с растительным мясом могли принести эксклюзивному продавцу в России 10 млн рублей

White Rabbit Family продали около 20 000 бургеров с растительной котлетой

Forbes
Метеозависимость: почему мы реагируем на погоду и как с этим справиться? Метеозависимость: почему мы реагируем на погоду и как с этим справиться?

Некоторые из нас определяют приближение грозы по головной боли

Psychologies
Чем закончилась презентация Apple: iPhone с четырьмя камерами и много шуток Чем закончилась презентация Apple: iPhone с четырьмя камерами и много шуток

Практически все ожидания были оправданы, а утечки и слухи получили подтверждение

Популярная механика
8 советов, как оставаться продуктивным и не сойти с ума 8 советов, как оставаться продуктивным и не сойти с ума

Как быть продуктивным, оставаясь при этом в гармонии с собой

Psychologies
Триатлет из McDonald’s: почему IPO фитнес-стартапа Peloton стало одним из худших за 10 лет Триатлет из McDonald’s: почему IPO фитнес-стартапа Peloton стало одним из худших за 10 лет

Дебют Peloton на бирже оказался одним из худших в США за последние 10 лет

Forbes
Французский связной Французский связной

Дизайнер Эди Слиман редко дает интервью — и это делает его слова только ценнее

Vogue
Менопауза: почему и когда наступает климакс и как к нему подготовиться Менопауза: почему и когда наступает климакс и как к нему подготовиться

Как отодвинуть наступление менопаузы и что сделать, чтобы процесс прошел мягко?

Psychologies
Невеста была в черном Невеста была в черном

«Татлер» никогда не видел Ксению Собчак такой. Нежной, влюбленной и в стиле панк

Tatler
«Легкие» планеты охвачены огнем: так ли это на самом деле «Легкие» планеты охвачены огнем: так ли это на самом деле

Пожары, охватившие джунгли Амазонки, привлекли внимание всего мира

Популярная механика
Идеальный муж Идеальный муж

Константин Богомолов сам себе режиссер, а теперь еще и худрук, и поэт

Tatler
Военный камуфляж Военный камуфляж

Дизайнеры Ариэль Эш и Рейналдо Леандро переделали бывшее военное общежитие

AD
Мужчины на подиуме: 10 отличных показов на Нью-Йоркской неделе моды с мужскими выходами Мужчины на подиуме: 10 отличных показов на Нью-Йоркской неделе моды с мужскими выходами

Гендерное разделение в модном расписании окончательно теряет смысл

Esquire
Топ-7 игр, в которые стоит сыграть с девушкой в постели (вам понравится) Топ-7 игр, в которые стоит сыграть с девушкой в постели (вам понравится)

Когда игры в медсестру и пациента немного наскучили

Playboy
Взятие Зимнего Взятие Зимнего

Северная столица навсегда осталась городом поэтов, революций и метелей

GQ
Сколько инвестировали во внешность самые популярные блогеры России Сколько инвестировали во внешность самые популярные блогеры России

Девушки инвестируют не только в рекламу, но и в свою внешность

Cosmopolitan
Певица Люся Чеботина: «Мне для счастья не хватает любящего парня» Певица Люся Чеботина: «Мне для счастья не хватает любящего парня»

Эту яркую девушку ты неоднократно видела в Instagram

Cosmopolitan
Марго Робби Марго Робби

Правила жизни Марго Робби

Esquire
«Яндекс» и ВТБ запустят сервис для неопытных инвесторов «Яндекс» и ВТБ запустят сервис для неопытных инвесторов

«Яндекс» в партнерстве с банком ВТБ запускает свой финтех-сервис

Forbes
Не назло, а вопреки: «особенные» дети, которые покорили мир и стали знаменитыми Не назло, а вопреки: «особенные» дети, которые покорили мир и стали знаменитыми

Серьезный медицинский диагноз всегда пугает, особенно если он поставлен ребенку

Cosmopolitan
«Искандеры» приуныли. Стали ли санкции причиной экономической стагнации в России? «Искандеры» приуныли. Стали ли санкции причиной экономической стагнации в России?

Насколько серьезным было влияние введения первых санкций на экономику страны

Forbes
Перстни для честных депутатов: как ювелирная студия заработала миллионы на хайпе вокруг выборов в Мосгордуму Перстни для честных депутатов: как ювелирная студия заработала миллионы на хайпе вокруг выборов в Мосгордуму

Ювелирная студия превратила шумиху вокруг выборов в Мосгордуму в пиар ход

Forbes
Открыть в приложении