Как замалчивали катастрофу в Чернобыле в 1986 году?
Об этом подробно рассказывает новый сериал HBO.
В 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции произошла катастрофа, которую мир еще не видел. Взорвался атомный реактор, в результате чего радиоактивные частицы стали стремительно распространяться по территории континента. Уже на второй день после катастрофы в Германии заметили повышенный радиационный фон и запретили выходить детям на улицы.
За рубежом снимать сериалы и фильмы об этой странице советской истории любят куда больше, чем у нас. И это, кстати, вполне вписывается в сюжет «Чернобыля», выпущенного HBO, – если тебе за что-то стыдно, постарайся это умолчать.
Повествование ведется от лица ученого и химика Валерия Легасова, который был назначен членом правительственной комиссии по расследованию причин и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Именно он объяснил генсеку Горбачеву, насколько плохи дела в Чернобыле, настоял на эвакуации Припяти, разработал план, как и чем засыпать реактор, и предотвратил несколько взрывов. Легасов провел на месте катастрофы около четырех месяцев (хотя считалось, что даже 2-3 недели – слишком опасный срок).
Валерий спас сотни тысяч жизней, но тем не менее допустил ошибку – решил рассказать слишком откровенно о том, что произошло в Чернобыле, на конференции экспертов по атомной энергетике в Вене в августе 1986-го. В СССР такого не прощали. Легасова стали методично подавлять в научном сообществе и лишать наград.
27 апреля 1988 года, во вторую годовщину катастрофы на ЧАЭС, ученый повесился. На момент смерти он уже был болен раком – результат облучения. 28 апреля Легасов должен был рассказать всем о результатах расследования катастрофы, но вместо этого покончил жизнь самоубийством, предварительно записав на диктофон свою версию того, что случилось в Чернобыле. Именно эти факты активно использовали HBO при создании сериала.
Масштабная катастрофа
HBO, как создатели «Игры престолов», умеют снимать впечатляющие и шокирующие катаклизмы, войны и аварии. Поэтому «Чернобыль» – это, в первую очередь, роскошный фильм-катастрофа, снятый по всем канонам жанра. Выдержан уровень саспенса, саундтреки должным образом нагнетают атмосферу, показаны ужасающие крупные планы. Мы видим, с какой скоростью распространяются радиоактивные частицы, как уже через два дня тысячи деревьев умирают в соседних лесах, багровеют при минутном контакте с реактором пожарные и военные, фиксируют повышение радиоактивного фона даже физики-ядерщики в Белорусии, Германии и Скандинавии. Все это одновременно захватывает дух и повергает в полный ужас, потому что последствия и масштабы катастрофы на ЧАЭС не уступают цунами или землетрясению, только вот взрыв реактора – результат действий