Как сельский учитель Дмитрий Давыдов за 11 дней снял фильм «Пугало» и стал звездой кинофестивалей
Режиссер Дмитрий Давыдов уверен, что успех якутского кино кроется в характере его создателей — местные киноделы предпочитают снимать, не раздумывая. Сам Давыдов не останавливался ни перед чем — брал кредиты на свои фильмы, а «Пугало», победителя «Кинотавра 2020», снял за 11 дней с бюджетом в 1,5 млн рублей
До недавнего времени Дмитрий Давыдов работал учителем в сельской школе. Сейчас его фильм «Пугало» идет на экранах российских кинотеатров, после победы на «Кинотавре 2020». Это первый подобный случай в истории якутского кино — до выхода «Пугала» региональные картины не становились лауреатами главного российского кинофестиваля и не выходили в широкий прокат. Forbes Life поговорил с Давыдовым о феномене кинематографа Якутии, его новом проекте, и опасениях режиссера в работе с московскими продюсерами.
— Сельский учитель, который на свои деньги снимает кино и получает призы на российских и международных кинофестивалях — вашу историю вполне можно экранизировать. Какие этапы вашей биографии вы бы включили в сценарий и как пришли к успеху?
— Я нахожусь в начале пути — думаю, еще рано что-то снимать по моей биографии. У меня появился интерес к кино, когда я работал с подростками в школьном видео-кружке, который сам и организовал в 2009 году. Мы с учениками снимали примерно тоже самое, что и другие кинематографисты в Якутии, которые выходили в местном прокате. Мне тоже захотелось сделать свое кино, которое увидят на большом экране — тогда случился переход от работы с подростками к созданию фильмов для более широкой аудитории. Я решил рискнуть и снял свое первое кино ради интереса и испытания самого себя.
К тому моменту в якутской киносреде уже сложилась цепочка «производитель — зритель — прокатчик». Если бы одно звено отсутствовало, то ничего бы не получилось. У нас появилась аудитория, которой было интересно смотреть фильмы на родном языке. Мы начинали на любительском уровне, но зрители все принимали «на ура». Прокатчики быстро поняли что в Якутии якутское кино зарабатывает больше, чем голливудское. Здесь кино развивается скорее как бизнес — многие стараются делать зрительские фильмы и зарабатывать этим. Я расцениваю кино как искусство — возможность заниматься творчеством и самореализацией. С самого начала я хотел выразить себя как автор. Автором фильма ты можешь считаться, если тебе принадлежит идея и сценарий, съемки и монтаж. Для меня важно самому писать сценарии для своих фильмов и затрагивать темы, которые действительно меня волнуют.
— Впервые в истории нашей страны главный приз «Кинотавра» достался якутскому фильму, а фильм на якутском языке впервые выходит в широкий российский прокат. «Пугало» снят за 1,5 млн рублей и 11 съемочных дней, но нам постоянно внушают, что хорошее кино требует больших денег. Как вам при таких скромных цифрах удалось добиться успеха?
— Я думаю, хорошее кино требует, в первую очередь, таланта — это 10% успеха. Остальные 90% — твоя работа. Якутское кинопроизводство не может позволить себе большие бюджеты. Мы работаем на основной работе, копим, берем кредиты или в долг, а затем на эти деньги снимаем фильмы. Я уже привык работать быстро — весь съемочный процесс занимает максимум 14 дней. «Пугало» я снял за 11 смен, потому что оборудование для съемок мы привозим из Москвы или Санкт-Петербурга, а из-за бюджета я не могу увеличивать сроки аренды. К тому же, у нас существует острая нехватка специалистов. Бывает такое, что на моем проекте работает оператор, и ему вскоре нужно приступать к съемкам другого фильма. Хочешь не хочешь — приходится укладываться в график.
В Якутии есть свой широкий прокат — около 40 экранов, на которых демонстрируют новые якутские фильмы. Это уже сложившийся процесс: фильм снимается, выходит в кино и зарабатывает. Не могу сказать, что все якутские проекты окупаются — бывают провалы. Например, мой первый фильм «Костер на ветру» провалился в прокате. Есть прибыльное жанровое кино — если ты снял комедию, то скорее всего заработаешь. Сложное авторское кино собирает мало.
До меня два якутских фильма выходили только в ограниченный российский прокат — «Мой убийца» Костаса Марсана (фильм выдвигался на «Золотой Глобус» — Forbes Life) и «Черный снег» Степана Бурнашева. «Пугало» будет показан в более чем 80 городах. Мы впервые представляем массовому российскому зрителю якутское кино.