Как Россия стала одним из цифровых лидеров в мире
Big Data, блокчейн, искусственный интеллект, дополненная реальность, интернет вещей, роботизация и машинное обучение – в России одной из первых развивать эти технологии стала ИТ-компания КРОК, отметившая в этом году свое 27-летие. GQ обсудил с топ-менеджером этой компании Дмитрием Васильевым будущее цифрового мира.
Какое место Россия занимает в глобальном цифровом мире и цифровой экономике?
В наследство от Советского Союза нам досталась колоссальная научная база. Выпускники наших Бауманки, Физтеха и нескольких других вузов отчасти и создали индустрию информационных технологий. Благодаря им сегодня у нас есть полноценный конкурент Google, но не стоит забывать, что и сам Google построили выходцы из нашей страны. Россия однозначно входит в число цифровых лидеров мира. Вообще, технологии у нас развивались не совсем шаблонно – мы отставали от остального мира на несколько лет, но именно это и уберегло нас от массы ошибок. Например, внедрять мобильные стандарты мы начали почти сразу с продвинутых GSM 800, 900, 1800. То есть были в авангарде построения сетей передачи данных. А это определило очень многое, потому что все последующее развитие технологий во многом зависело от возможностей этих сетей.
В каких областях мы на хороших позициях, а в каких отстаем?
Смотря с кем себя сравнивать. Хотя настоящей «гонки вооружений» у нас нет, живем в балансе. Например, впечатляющие разработки в области машинного зрения есть в Долине, при этом почти все решения по распознаванию и аналитике – русского происхождения. Еще за Россией чуть ли не половина всего рынка антивирусов. Или тот же ERP 1С – уверенный конкурент любой другой западной системе планирования ресурсов предприятия.
Что помогло нашей стране, несмотря на цепочку локальных и глобальных кризисов, не затеряться в цифровом мире?
Я бы сказал, что научная база и экспертный потенциал. А вообще кризис с точки зрения глобальных технологических прорывов и достижений – благоприятное время. Я бы, конечно, не стал проводить прямых параллелей между низкими ценами на нефть и технологическими открытиями, но, когда люди теряют на какое-то время стабильный финансовый поток, они начинают искать новые точки роста.