Фуд-индустрия в России осваивает тренд на экоосознанность

Inc.Бизнес

Как компании, которые вас кормят, спасают планету от пластика. Монологи «Кухни на районе», «Буше», «ВкусВилл», «Готово», Zero Waste Shop, Fresh и «Лавка Edoque»

Никита Камитдинов, редактор INC. Анастасия Пожидаева, иллюстратор

Российская фуд-индустрия активно осваивает тренд на экоосознанность. Новые фуд-проекты — особенно те, что делают ставку на средний класс и здоровый образ жизни, — уже не могут позволить себе относиться к вопросам создания и утилизации отходов бездумно. Способы уменьшить экологический след есть на каждом этапе производственной цепочки: от процессов закупки и приготовления продуков до выбора перерабатываемой упаковки и контроля ее утилизации. Мы собрали самые яркие экологические меры российских фуд-проектов и спросили, чего им стоило их внедрение.

«Кухня на районе»

Что делают: за 9 рублей забирают у клиентов упаковку из-под еды и отдают на переработку

Кирилл Родин
сооснователь

Я решил, что нам нужно что-то делать с упаковкой, примерно год назад. Тогда мы начали активно расти, только открыли вторую кухню и уже понимали масштабы, к которым идем. Я посчитал очень прямолинейно, без всяких сложных формул, на какие примерные объемы мы выйдем через год, и понял, что это очень много пластиковой упаковки. Всё было в общем порыве: помимо того что увеличивался поток заказов, клиенты тоже спрашивали об экологической упаковке.

За год мы успели рассмотреть в разной форме три варианта. Первый — полностью экологическая упаковка. Но от идеи найти ее отказались, потому что после подробного изучения рынка, общения с партнерами и фактчекинга всей этой истории выяснили, что, в принципе, промышленных масштабов дешевой, одноразовой и экологичной упаковки не существует.

Второй вариант — возвратная тара. Но столкнулись с проблемами в виде нормативов Роспотребнадзора: допустим, нет такого норматива, где было бы написано, как нужно мыть в доставке возвратную тару и как ее привозить обратно. Это просто еще не написано: нужно дождаться, когда это появится, либо как-то пролоббировать. А постоянная, залоговая тара — это нереально, потому что обратная логистика очень дорогая.

Мы остановились на переработке, потому что это самый компромиссный и действенный из всех доступных вариантов. Мы специально искали сортировочную линию, которая сможет работать с нашими процессами и поменяет свои процессы, чтобы забирать нашу упаковку. Унифицировали всю упаковку, чтобы она подлежала переработке. Договорились с подрядчиком, который покупает вторсырье у этой сортировочной линии, что упаковка попадет в нужные руки. Мы полностью построили весь процесс, который вообще не является нашим бизнес-процессом.

Мы берем за возврат упаковки 9 рублей.

Ничего не брать я не хотел осознанно, потому что это обесценило бы всю историю, так как к бесплатному быстро привыкаешь. Нужно, чтобы люди хотя бы что-то вкладывали в это действие, помимо того что они поели, просто вернули упаковку и живут дальше.

Для курьера забрать упаковку — это новая работа. Мы не хотим бесплатно эксплуатировать труд — это чисто по-человечески неправильно — и считаем, что должны за него платить. Когда мы договаривались с ребятами, что они тоже участвуют, то решили, что нужно как-то премировать их за это действие, — поэтому 3 рубля из 9 отходят им.

Также мне хотелось, чтобы действие оставляло след для клиента, — и родилась идея, что каждый возврат может стать маленьким пожертвованием в какой-нибудь фонд. WWF (Всемирный фонд дикой природы) был первым в списке, с кем я хотел бы это сделать. Дикая природа — основная жертва засорений городским пластиком, потому что мусор, который генерит город, едет на полигоны, а оттуда разлетается в леса и поля, и это ужасно. 3 рубля из 9 отходят WWF.

Пока мы в бета-режиме и еще даже не сообщали всем клиентам, что у нас запущена эта программа, — многие не знают, что можно вернуть упаковку. Работаем с точечной аудиторией. Мне становится грустно, когда слышу, как мало людей участвуют в экоинициативах в других компаниях. Я боялся, что и у нас будут сдавать по одному-два контейнера в день. Поэтому результаты оказались даже выше моих ожиданий. Сейчас упаковку возвращают более 6% пользователей.

Основные трудности — это очевидные бытовые проблемы: точно ли райдер довозит упаковку до кухни, точно ли складывает ее в контейнер, точно ли контейнеры забирают каждый день. Мы можем провести проверку: все заказы и пакеты пронумерованы, отслеживается каждый заказ курьера. Можно прямо сейчас выйти и проверить, лежит ли в контейнере пакет с условного заказа 375, и сфотографировать его. На точках есть люди, всё считается и видно в приложении: доехала ли упаковка, вернулась ли, была ли выброшена. Но нужно отточить процессы — не всё работает само собой.

«ВкусВилл»

Что делают: начисляют бонусы участникам программы лояльности за бутылки, сданные в фандоматы, которые расположены в магазинах сети

Александр
Цыганков
куратор
экологических
проектов

Примерно два года назад коллеги увидели в одной из зарубежных командировок фандоматы — аппараты, в которые можно сдать бутылки, чтобы далее они отправились на переработку. И возникла идея, что в таком сервисе в магазине есть определенная ценность для покупателей. Тогда несколько таких аппаратов появилось в наших магазинах.

Сам «ВкусВилл» не имеет отношения к производству тех аппаратов или дальнейшей судьбе упаковки, которая туда сдана. Фактически мы просто предоставляем площади под установку аппарата сторонней организации. Причем мы на этом не зарабатываем, а, наоборот, тратим. Но понимаем, что это отвечает некоторому интересу покупателей, потому что они обращаются на нашу горячую линию и говорят, что хотят цивилизованно избавляться от упаковки.

Помимо этого, год назад, когда я только пришел в компанию, то подумал: что, если более глубоко интегрировать такой сервис во внутреннюю вселенную компании. У нас есть программа лояльности, в которой люди заводят аккаунты, выставляют предпочтения, получают бонусы, и так далее. Я подумал, что было бы прикольно добавить к этому сервису историю о том, что можно получить бонусные баллы за сданные бутылки.

Я попытался прикрутить это к арендованным аппаратам, но в силу ряда причин не получилось. Тогда я стал искать возможность произвести аналог этого аппарата здесь, в России, и спустя несколько месяцев нашел компанию, которая рискнула и собрала прототип, хотя даже не имела соответствующего бэкграунда.

Первоначально по арендованным аппаратам было видно, что люди стабильно сдают по 1,3 тыс. бутылок в месяц. Получается, даже если не добавлять никаких дополнительных преимуществ собирается какая-то аудитория. Мы запустили аппарат с бонусами всего месяц назад, но практика уже показала, что в него сдают на 50% больше бутылок — примерно 1,9 тыс. в месяц. Мы предлагаем 0,5 бонуса за одну бутылку — то есть 50 копеек за бутылку.

Дальше, если коллеги будут не против, мы увеличим размер бонуса, к примеру, на одном аппарате. Также мы планируем установить еще пару таких аппаратов. Стоимость одного аппарата колеблется от 300 тыс. до 1 млн рублей. При таком ценнике, конечно, довольно сложно ставить аппараты в большом количестве магазинов.

Поэтому я стал думать, какая есть возможная синергия, кто мог бы стать финансовым соучастником этой истории. Походил по рынку и подтянул компанию «Балтика» — она является нашим партнером в этом проекте, в том числе финансовым. Для них смысл участия в проекте: получить дополнительный источник бутылок и отчитаться в рамках расширенной ответственности производителя, чтобы не платить налог.

Пивоваренная компания «Балтика» развивает проект по сбору отходов упаковки для переработки «Принеси пользу своему городу» с 2013 года, задолго до введения «расширенной ответственности производителя». В декабре 2019 года «Балтика» в партнерстве с сетью «ВкусВилл» установила пилотный фандомат для сбора алюминиевых банок и пластиковой тары. Проект позволит увеличить сбор ПЭТ и алюминия, а также вовлечь больше потребителей в проект по сортировке и переработке отходов упаковки. «Балтика» ставит перед собой задачу на 30% сократить экослед готовой продукции. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В России с любовью В России с любовью

Прошло больше 20 лет с тех пор, как Россию накрыла волна иностранных шеф-поваров

Bones
Семья карьере не помеха! Семья карьере не помеха!

Иногда профессиональному росту мешает не личная жизнь, а ее отсутствие

Лиза
В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу

Чего же хотят зумеры?

Forbes
Преступники, которым хочется сдаться: всё о звездах сериала «Бумажный дом» Преступники, которым хочется сдаться: всё о звездах сериала «Бумажный дом»

«Бумажный дом» – испанский сериал, который с удовольствием смотрит весь мир

Cosmopolitan
Мой Bocuse d’Or Мой Bocuse d’Or

Для многих стран Bocuse d’Or значит не меньше, чем крупный спортивный чемпионат

Bones
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Насколько близко можно подобраться к черной дыре Насколько близко можно подобраться к черной дыре

Минимальное безопасное расстояние до черных дыр без риска для жизни

Популярная механика
Не в ресурсе: почему мы кричим на детей и причем тут эмоциональное выгорание Не в ресурсе: почему мы кричим на детей и причем тут эмоциональное выгорание

Почему иногда в общении с детьми так сложно удержаться от крика

Forbes
Как найти, завоевать и удержать крутого фрилансера Как найти, завоевать и удержать крутого фрилансера

Как правильно выстроить работу со специалистами на аутсорсе?

Inc.
Как строят в вечной мерзлоте: мнение эксперта Как строят в вечной мерзлоте: мнение эксперта

Как проходит строительство современных объектов в условиях вечной мерзлоты

Популярная механика
Геном ездовых собак указал на древнюю приспособленность к холоду и бегу Геном ездовых собак указал на древнюю приспособленность к холоду и бегу

Жители Сибири использовали ездовых собак уже 9500 лет назад

N+1
Что происходит с человеком при переохлаждении Что происходит с человеком при переохлаждении

Холод убивает не сразу

Популярная механика
Семейный уклад в Ясной Поляне Семейный уклад в Ясной Поляне

Традиции и увлечения семьи Толстых

Культура.РФ
Марк Юний Брут: принципиальный враг тирании Марк Юний Брут: принципиальный враг тирании

Марк Юний Брут не был ни инициатором, ни организатором покушения на Цезаря

Дилетант
От оружейного шкафа до браслета: 7 необычных опций для автомобиля От оружейного шкафа до браслета: 7 необычных опций для автомобиля

В премиальных брендах авто доступно даже то, о чем не мечтаешь

Популярная механика
«Быть добрым труднее, чем умным». Как родители воспитывали Безоса, Дурова, Маска и других миллиардеров «Быть добрым труднее, чем умным». Как родители воспитывали Безоса, Дурова, Маска и других миллиардеров

Каким советам своих пап и мам знаменитые миллиардеры следуют до сих пор?

Forbes
«Я тебе что, клоун?» В ГИБДД перечислили фразы, которые очень раздражают «Я тебе что, клоун?» В ГИБДД перечислили фразы, которые очень раздражают

Какие фразы при общении с инспекторами неизбежно приведут к проблемам

РБК
Эффект Новой Земли, или История одного миража Эффект Новой Земли, или История одного миража

Эффект Новой Земли — так называется редкое оптическое явление

Наука и жизнь
26 секунд, которые потрясли мир: история самого большого самолета-амфибии 26 секунд, которые потрясли мир: история самого большого самолета-амфибии

Первый и последний подвиг «Геркулеса»

Maxim

Принцесса Диана, несмотря на расставание с Чарльзом, была против развода

Cosmopolitan
Российские астрономы заметили потускнение блазара при излучении нейтрино Российские астрономы заметили потускнение блазара при излучении нейтрино

Оптическая переменность блазара совпала с приходом нейтрино

N+1
«В каком-то смысле каждый предприниматель должен лгать своим сотрудникам». Навал Равикант — о богатстве, свободе и ответственности «В каком-то смысле каждый предприниматель должен лгать своим сотрудникам». Навал Равикант — о богатстве, свободе и ответственности

Навал Равикант — о богатстве, свободе и ответственности

Inc.
Кто из режиссеров снимает рекламу для Gucci, Saint Laurent и Prada Кто из режиссеров снимает рекламу для Gucci, Saint Laurent и Prada

Лучшие рекламные ролики, которые по праву можно считать произведениями искусства

GQ
«Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио «Нельзя сравнить сладкое и зеленое». Алексей Венедиктов, Лика Кремер и другие эксперты о том, убьют ли подкасты радио

Потеснила ли новая индустрия подкастов радио

Forbes
Скрытые сокровища Москвы: 5 публичных мест в столице, где «спрятаны» произведения искусства Скрытые сокровища Москвы: 5 публичных мест в столице, где «спрятаны» произведения искусства

Пять публичных мест в Москве, в которых можно разглядеть произведения искусства

Forbes
Здоровый эгоизм: шаг «для себя» и скачок для человечества Здоровый эгоизм: шаг «для себя» и скачок для человечества

Заботиться о своих личных интересах — это нормально

Psychologies
«Панч» — мотоцикл нового поколения, созданный в России и Белоруссии «Панч» — мотоцикл нового поколения, созданный в России и Белоруссии

Лечитесь электричеством!

Maxim
Всему своё время: пять причин не торопиться с замужеством Всему своё время: пять причин не торопиться с замужеством

Почему не стоит называть девушек «старородками» и пугать их разбитым корытом

Cosmopolitan
Правила жизни Анджелины Джоли Правила жизни Анджелины Джоли

Актриса, Лос-Анджелес, 45 лет

Esquire
В медицинских целях: как появились первые вибраторы В медицинских целях: как появились первые вибраторы

Как викторианские доктора додумались до идеи "генитального вибромассажера"

Популярная механика
Открыть в приложении